Фестиваль Я - Лореляй! День 11-й Ольга Гроздовская

Наша новая участница - Гроздовская Ольга, превосходный пианист, педагог, писательница и друг.
"ПРО ДОРОГУЮ, РОДНУЮ ПО ДУХУ, ЛАРИСУ БЕЛОУС ОЧЕНЬ ТРУДНО ВЫСКАЗАТЬ СЛОВАМИ, ЕЁ ДОБРЕЙШУЮ, ТАЛАНТЛИВУЮ ОТ БОГА ЛИЧНОСТЬ... ВОТ СЕЙЧАС ОНА НА НЕБЕСАХ, А ЕЁ ДУША ВСЁ БОЛЬШЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ  У НАС У ВСЕХ  С КЕМ ОНА ОБЩАЛАСЬ, ВДОХНОВЛЯЕТ, РАДУЕТ ЕЁ  ВИДЕНИЕ ЧУДЕСНОГО  НАШЕГО МИРА, СОЗВУЧНО МНЕ И ВМЕСТЕ С ТЕМ,ОТКРЫВАЕМ НЕЗАМЕЧЕННЫЕ НАМИ ПРЕКРАСНОСТЕЙ ПЛАНЕТЫ.... СВЕТЛАЯ ПРЕСВЕТЛАЯ ПАМЯТЬ НЕЗАБЫВАЕМОЙ ЛАРИСОЧКЕ.... СПАСИБО ЕЁ ДОЧЕНЬКЕ, ЛЕТИЦИИ ЗА ПРОДОЛЖЕНИЯ ДУХОВНОЙ ПАМЯТИ О МАМЕ, В СВОЁМ ТВОРЧЕСТВЕ..."
В своей книге о Нежинщине и её творческой жизни и прежде всего людях Ольга рассказывает о встрече с Ларисой Белоус, вот отрывок из неё:

" Не так давно до мене зайшла творча людина, художник, поет, друг Лариса Білоус. Памятаю її учнів, чудовий вокальний ансамбль, який акомпанував собі на народних інструментах. Тоді кафедра музичної педагогіки запросила мене, керівника клубу "Ліра", провести засідання для Всеукраїнської конференції, і там, у програмі виступ студентів та викладачів, були наші гості з Липового Рогу. Вони дуже вдало виступили, показали свою майстерність у різьбярстві різних дерев'яних виробів, а також у малярстві. Автором тих картин була Лариса Білоус. Нині вона живе в Іспанії, віставляє свої картини на виставках, захоплюється мандрівками на своїй яхті... На моє прохання вона написала спогади, в яких згадує й наш Ніжин. Її спогади - приклад того, як виникає чудовий ланцюг взаємовпливів особистостей різних часів."

Вся моя жизнь состоит из череды чудесных явлений, поэтому слово биография к ним не подходит, а только благодарение.
Благодарю каждый миг моей жизни и каждого человека, встретившегося на пути. Я принадлежу ко второму поколению в нашем роду, кто на свет появился в Сибири. Благодаря этому мне довелось общаться с людьми, принадлежащими к высшему составу интеллигенции разных стран и национальностей...
Мне повезло на учителей. Астрономию я изучала у бывших членов Французского Астрономического Общества, языки – у полиглотов, знающих до тридцати языков, музыку – у потомственных музыкантов... Их стойкость и суровость природы закалили меня, научили ценить и творить саму жизнь.
Стихи как нечто само собой разумеющееся я начала сочинять до того, как научилась писать. Я их запоминала. Сложнее было с музыкой: я ее слышала, но не умела записывать. Тогда я решила, что она будет звучать в моих стихах. И я ее рисовала...
У меня был большой письменный стол, над которым висела карта мира, – по ней я совершала кругосветные путешествия.
Так в раннем детстве слились воедино три моих страсти: поэзия, живопись и море. И все они есть музыка.
Когда я училась в Ленинграде, в институте имени А. И. Герцена, свободное время я проводила или в Академии художеств, или в музеях, или на концертах. Помню, как однажды смогла купить только стоячее место в филармонию. Концерт шел два часа, и еще два – музыкант играл на бис... Все это
время я стояла, прислонившись к колонне...
Казалось бы, что может удивить человека, с пяти лет посещающего музеи, галереи, концерты... Удивило. А именно Нежин и Гоголевский институт, куда я попала в 25 лет, проехав весь Союз с востока на запад, с севера на юг. Затаив дыхание, я всякий раз подходила к институту с ощущением радости и восторга. Не могла дождаться утра, предвкушая новую встречу...
Но однажды меня пригласили на первый звонок в Липоворожскую школу. Там сохранился дуб, под которым Тарас Шевченко писал стихи. В Липовом Роге жила его невеста, последняя его Муза – Лукерья Полусмак... Через неделю я уже работала там учителем русского языка.
Благодаря этой случайности, я смогла вживую исследовать тысячи учеников и открыть пути развития художественных способностей. Каждый человек от природы талантлив, но не каждый догадывается об этом и тем более использует это.
Я применила для начала Сократовский метод майевтики души, доказала его теорему и защитила об этом диссертацию. Но главным стало то, что все мои ученики пели, рисовали, сочиняли стихи и сказки.
Это было незабываемое время. Я благодарю его и моих учеников. Они позволили мне быть их учителем. Но я сама до сих пор продолжаю учиться у них... Когда пишу картины, стихи, участвую в морских соревнованиях или просто плыву в открытом море... Они – мое море жизни.
Но времена меняются. И я уехала в Киев преподавать немецкий язык. И что еще более странное – читать психологию адаптации к жизни за границей в учебном центре, который направлял на учебу за границу, где неожиданно оказалась и я сама.
В Мадриде я училась в нескольких высших школах: в языковой, медицинской, школе информатики и в яхтшколе.
Моя дочь Летиция закончила в Киеве лингвистический университет и потом Сорбонну в Париже. Мои внуки учились в детской яхтшколе в Испании. Олег продолжает учиться в морской школе в Канаде и играет на нескольких музыкальных инструментах, Арина занимается там в консерватории по классу вокала и получила несколько золотых медалей. Лучший голос Канады среди юниоров.
Так сбываются детские мечты, если ты им не изменяешь, как бы ты не жил и где бы не находился.

Я читала вірші Лариси. Дуже вони мені сподобалися своїм філософським, романтичним сприйняттям життя…

Сквозь свет, от куполов идущий,
И листьев звон, над гладью мостовых,
Сокрытая небесной кущей, здесь Богородица стоит.
Ты, как младенец, златоглавый Нежин,
Сияешь счастьем, радостно звенишь
Судьба твоя, удача, неизбежно,
Мой древний город, до сих пор Малыш.
ты утонул и в зелени, и в злате
Аквамарином небо над тобой
И водопадом по горизонтали,
Остёр струится, омывая боль.

Как хорошо любовью быть...
Как хорошо любовью быть беременной,
Носить её в себе, как Бога дар.
Любовь, как Свет, не может быть лишь временной,
Но не отдашь, получишь ты пожар.
Сгоришь в огне любви ты, не сгорая,
Лишь чувства обострив, но отдавая,
Ты новый свет, как мир, в себе родишь.
А без любви ты форма лишь пустая.
Так расточай, и коль отдашь - получишь.
Не столько Словом, сколько Светом учишь.

…Упрямая яхта скользит в океане,
И имя под стать, как пароль или знамя.
Мы вышли... пожалуй, скорее вошли
В пространство, в котором себя мы нашли.
Две девы морские за общим штурвалом,
И пара птенцов – не покажется мало,
Здесь гнездышко свили, ведь место святое,
На мачте у нас, а для них на атолле.
Две птички, две дочки: Лариса и Летти
Чудесной судьбы повторенья на свете.


Рецензии