Глава 2. Дореволюционная Николаевка

В 1784 г. бывшая Славяно-Сербия стала Донецким уездом Екатеринославского наместничества. В 1796 г. наместничество было ликвидировано указом Павла І и образована Новороссийская губерния. Николаевка была отнесена к Бахмутскому уезду,  с 1802 года входившего в составе образованной  Екатеринославской губернии, просуществовавшей вплоть до образования Советского Союза.

К 1859 году в Николаевке насчитывалось уже 126 дворов. Число жителей мужского пола было 358, женского пола  — 405. Большинство населения согласно переписи 1897 года указали родным языком малорусский (украинский) и были православного вероисповедания. При этом, неподалеку, над Жушмой, образовалась еще одно поселение – Малая Николаевка (впоследствии переименованная в Михайловку) - из 57  дворов и  331 жителя.

Помимо сельскохозяйственных работ – основного вида деятельности, жители села разводили волов, скот, коз, свиней, курей и лошадей. Занимались рыбной ловлей на  речке Беленькая, протекающей вдоль села протяженностью коло 2,5 км. Скорость течения речки была небольшая, на некоторых участках практически нулевая. Ширина русла в основном колебалась от 2 до 4 м, иногда достигая 5-7 м. Другим промыслом была охота. Местность  кишела зверьем и птицею. Здесь водились кабаны, лисы, барсуки, зайцы, фазаны и др. Функционировал один завод, сведений о котором не сохранилось.

Николаевка была местом проведения трёх ярмарок в год. В XVIII - XIX вв. магазинов и лавок в сельской местности было очень мало, поэтому ярмарки были основной формой торговли в Российской империи. Длились они зачастую от одного дня до недели. Например, в 1894 г. в Российской империи было проведено более 18000 ярмарок с оборотом 1100 миллиона руб. Среди них однодневные ярмарки составили более 64%, длившиеся от 2 до 7 дней - 32,6%, остальные продолжались более недели. Большая их часть работала поздней осенью, поскольку завершались основные сельскохозяйственные работы и крестьяне получали возможность отлучиться на время от своих хозяйств.

Помещения для торговли строились только на время проведения ярмарок, и назывались они по-разному: амбары, лавки, прилавки, полки, шалаши, столы, рундуки. Многие купцы продавали свой товар прямо с телег или саней, раскладывали его на земле или торговали с лотков, закреплённых на грудь. На ярмарки собирались также различные мастеровые – сапожники, лудильщики, брадобреи и т.д.

Для каждого товара был предназначен свой собственный ряд: красный ряд, в котором продавалось сукно, шёлк, ситец, платки и тому подобное; ряд щепетильников, продавцов галантерейного товара: поясов, ниток, тесемок, лент, дешёвых женских украшений, пуговиц, косметических принадлежностей; пряничный ряд, в котором торговали пряниками, коврижками, орехами, изюмом; ряд холстовников, где продавался крестьянский холст; ряд по продаже деревянной посуды; ряды с шорным товаром, с сельскохозяйственными орудиями. Между рядами ходили лоточники, предлагавшие квас, пиво, пирожки, семечки и прочие ярмарочные продукты.
Ярмарки обеспечивали связь между другими поселениями, были местом общения многих сотен людей. На них жители разных городов и регионов обменивались новостями. Во время ярмарок издавались брошюры, путеводители, календари, открытки и даже регулярная пресса. 

Мероприятия обязательно сопровождались массовыми народными гуляньями. Чем богаче и многолюднее бывала ярмарка, тем более широкий размах приобретало и гулянье. Представить ярмарки, происходящие в украинских селах в XIX веке мы можем по замечательному описанию Н.В. Гоголя в «Вечерах на хуторе близ Диканьки».
В конце XVIII века, в довольно короткие сроки, была сооружена  православная церковь - Свято-Николаевский храм, который функционирует и в настоящее время. Его история началась в декабре 1778 года, когда Иван Родионович Депрерадович  обратился к преосвященному Евгению, архиепископу Славенскому и Херсонскому с просьбой разрешить  и благословить начало строительных работ.

Из письма генерала Депрерадович: «слобода моя стоит на далеком расстоянии от тех слобод, где есть церкви, именно: от Сребрянки 25-ть верст, от Ассесорскаго шанца 30-ть верст, от высшей и низшей Беленки 20–ть верст < …. > без церкви в слободе за далеким расстоянием от других слобод с церквами, его подданные претерпевают, особенно в разлив воды, всекрайнейшую нужду, как в слушании божественного сласловия, так и в исполнении христианских треб, так что многие из рожденных умирают без крещения, а престарелые без покаяния; в отвращение чего вознамерился сооружить во слободе Мантулиной, своим коштом, на удобном месте, каменного здания во имя св. Николая чудотворца церковь, на которую определил уже от себя тысячу рублей; мастер к строению приговорен и уконтрактован; сосуды и утвари церковные и всякия потребности, до малейшей вещи, заготовлены: а потому прошу разрешения и благословения преосвященного приступить к работам».

Спустя чуть более трех месяцев, 3-го апреля 1780 года, Азовский губернатор Чертков представил преосвященному план на 120 десятин отлично хорошей земли, в самом удобном месте отведенной для причта будущей Свято–Николаевской церкви, в вечное и бесповоротное владение. Уже 11-го апреля 1780 года была выдана святительская благословительная храмозданная грамота на сооружение Свято-Николаевской каменной церкви в слободе Мантулиной, которая с этого времени стала называться Николаевкою, в честь Св. Николая Мирликийского, почитаемого в народе как угодника и чудотворца.;

10-го июня того же 1780 года место под церковь освящено и совершена соборне самая закладка оной по церковному чиноположению. Доношением от 26-го октября 1782 года Бахмутское духовное Правление представляло преосвященному Никифору, архиепископу Славенскому и Херсонскому, что работы по сооружению Свято–Николаевской церкви в слободе Мантулиной Николаевке производством совершенно окончены, новоустроенная церковь достаточно снабжена всеми церковными утварями и необходимыми принадлежностями для совершения богослужений и священнодействий и вполне готова к освящению; а потому духовное Правление просило преосвященного выдать святительскую грамоту на освящение ее и готовый, освященный антиминс для совершения священнодействий в ней. 26-го ноября 1782 года подписана и выдана была святительская грамота на освящение новоустроенной Свято-Николаевской церкви в слободе Николаевке; а 20-го декабря того же 1782 года соборне, по церковному чиноположению, совершено самое освящение ее.

Строительство церкви решило одну из важнейших проблем местного населения – теперь не нужно было для совершения различных церковных ритуалов отправляться за десятки километров в другие населенные пункты. Однако другая проблема, проблема связи с внешним миром, была решена только спустя столетие. Согласно карте Бахмутского уезда 1908 года и карте Бахмутского уезда Екатеринославской губернии 1915 года М. Гринера последним вкладом Российской империи в начале XX века в Николаевке  была открыта земская почтовая служба.


Шишка Е.А. Николаевка: неизвестная история уходящей деревни. Научно-популярный очерк. Северодонецк, 2021. С.18-26


Рецензии