Что в зеркале тебе моём

          Внешний человек – это не "я",
          а моё "я" – это словесное начало моей души.
                Святитель Григорий Богослов



Речевая деятельность человека в отношении действительности есть не что иное как мифотворчество. Создавая речевую ситуацию, распространяя, модифицируя речевое поведение, человек воссоздаёт вовсе не действительность, но лишь реальность: это действительность, реализованная в области трансиндивидуальности субъекта как отражение его собственных психических реакций. Это метасубъект. Это не те события и явления, которые действительно были или не были, а те, которые должны/не должны были быть. Дистанция, как видим, поистине огромного размера.

Речевая ситуация в итоге всех манипуляций, передержек, умолчаний выглядит как модель сознания данного человека, уточним: языковая модель сознания. Она в большей мере выражает его, человека, стиль (в иной ситуации мы назвали бы это "идентичностью"), нежели факты действительности, внешней или внутренней (психической).

Внимая говорящему, пишущему, и т. п., человеку, мы во всех случаях как бы слышим две речи. Одна принадлежит "человеку невнятному", который говорит (пытается артикулировать) "истину". Другая речь – это шулерство тире некомпетентность "переводчика", где правит бал королева метафора, во всех своих видах, и на костях неявленной "истины" пляшут кавалер синекдоха с подругой его метонимией, окончательно превращая набор разрозненных костей в муку, на муку самому говорящему в первую очередь.

Чтобы "увидеть" исходную речь, не искажённую переводом, нет иного пути как исказить сам перевод. В некотором смысле "разбить зеркало" – и увидеть за фрагментированной реальностью те значения действительности, которые непереносимы для нашего сознания и не под силу "зеркалам" разума.

Бей, бейся лбом в зерцало, агент Купер: то, что ты увидишь там, тебя не порадует.

Всё, что проговаривается, – материально. Раз. Всё, что проговаривается, – социум. Два. Социум немыслим без речи, речь не нужна нигде кроме социума. Почему бы не сделать простой, сам напрашивается, вывод: речь и есть социум? Даже монолог, и даже внутренний монолог, никем не слышимый, социален – ибо диалогичен: речь не может быть адресована "в никуда", в пустое место, а всегда есть или подразумевается другой участник. Пусть он только слушает – но он слышит! Его прогнозируемая реакция, она может быть не обязательно речевой, питает речь и делает её – осмысленной: я говорю так, чтобы меня поняли (чтобы я себя понял). Слушающий всегда интерпретатор языковой реальности (вторичная интерпретация), как говорящий – интерпретатор объективной действительности (первичная интерпретация).

Известное замечание о материи, существующей независимо от нашего сознания и данной нам в ощущениях, страдает внутренней противоречивостью. То, что даётся нам в ощущениях (подразумевается здесь и сейчас), это – происходящее. А то, что существует – произошедшее, то есть прошлое. Прошлое уже никак нам не даётся, если только посредством памяти (иначе говоря, в виде сконструированной модели). И "существует" оно, или не существует, этого мы "взять" никак не можем, потому как не "даётся". А можем лишь предположить: да, существует; нет, не существует; а чёрт его знает... Предположение относится к аппарату сознания, его инструментарию. И о какой такой "независимости от сознания" можно говорить?

И чтобы вернуться через тернии к звёздам, придётся бред перейти вброд, бред сконструированной (а в сущности – сфальсифицированной, "оязыковлённой") реальности. И те самые "прозрачные двери восприятия" – не раскрыть, нет: разбить их вдребезги к чёртовой матрице! – и там на пороге сказать: ...

Не всё, нет, не всё получившее вербальное выражение может быть идентифицировано. Не всё данное в ощущениях – вербализовано. Слов много, но есть невыразимые вещи, напрямую, минуя сознание с его языковыми ежовыми рукавицами, проходящие в "словесное начало моей души".

Слово представляет собой зеркало. Сам же образ бессловесен, невыразим и выдаётся в гомеопатических дозах. И если что-то или кто-то и бродит по лесным дорожкам в тёмное время суток, то лучше с ним не встречаться. Ведь никто, обронил герой популярного романа про то же самое, не поздравит этого встретившегося.


17 мая 2021 г.


Рецензии