Об именах. Владимир Невельский

15 мая 1891 года родился Михаил Афанасьевич Булгаков. Через 130 лет вся передовая общественность не могла не вспомнить об этой дате. Я не смотрю телевидение, а потому не могу судить о качестве телевизионного вещания на эту тему, хотя много воспоминаний попадает в социальные сети из телепрограмм.   

Но вот как характеризуется Булгаков в Википедии:

«Русский писатель советского периода, драматург, театральный режиссёр и актёр. Автор романов, повестей и рассказов, пьес, киносценариев, множества фельетонов в 1920-е годы. Известные произведения Булгакова: «Собачье сердце», «Записки юного врача», «Театральный роман», «Белая гвардия», «Роковые яйца», «Дьяволиада», «Иван Васильевич» и роман, принёсший писателю мировую известность, - «Мастер и Маргарита», который был несколько раз экранизирован как в России, так и в других странах».  На мой взгляд, спокойно, кратко и объективно.

В этом году в Германии май холодный и ветреный, апрель был ещё хуже, а март был достаточно теплым.  Ограничения в связи с пандемией действуют, и я позволил себе посмотреть много роликов, связанных с судьбой и творчеством Михаила Булгакова. Документальный фильм «Полёт Маргариты» мне понравился, но…  Некоторые фрагменты комментирует писательница Мариэтта Чудакова. Прежде я никогда не слышал этого имени. На многие её комментарии хотелось вскрикнуть: «Не ври!» Особенно не воспринимаю её мнение о том, что в образе Воланда черты Сталина. И я понял, что эта писательница люто ненавидит  Советскую власть,  и вся ненависть эта сфокусирована на Сталине. Она не понимает, чем большевики отличаются от коммунистов: у них разные цели и способы их достижения. Сталину приписали все пороки троцкистов.  Даже в эпизоде, когда Булгакову запретили ехать на Кавказ для написания пьесы о жизни Сталина «Батум», она увидела происки самого Сталина, якобы его желание насолить драматургу. А Сталин чисто по-человечески тяготился тем образом, который ему приписали. А более всего его раздражало то окружение, которое на словах льстило, а на деле противостояло тому, что он требовал. Всю власть в стране Мариэтта Чудакова, похоже, воспринимает однородной и в прошлом, и сейчас. В прошлом всю вину она возлагает на Сталина. За всё. Сейчас, похоже, на Путина. Один к одному.

Такова творческая интеллигенция у нас, бьёт тех, кто больше делает для блага большинства, для развития всего общества. Объективного взгляда на вещи от неё не дождёшься. Мне кажется, это она назвала имя доугого журналиста из Ленинграда, первым возложившим цветы на могилу Булгакова после публикации в 1966 году романа «Мастер и Маргарита».

А  у меня в голове отпечаталось, что это был Владимир Невельский. Я начал искать в сети доказательства и, кажется,  нашёл.

Но прежде хочу напомнить, что Геннадий Невельской  запомнился мне, когда я писал свои заметки об освоении Дальнего Востока и об усилении там российского влияния.  Мне понравился этот человек с государственным мышлением и тем, как он готов проявить инициативу во благо родной страны. http://proza.ru/2020/04/20/1756

 В 1846 году капитан-лейтенант Геннадий Невельской, ученик Ивана Крузенштерна, служивший  офицером на корабле «Беллона» в эскадре адмирала Федора Литке, получил новое    назначение: проследить за достройкой военного транспорта «Байкал» и с грузом идти на Камчатку. А  он мечтал изучить устье реки Амур, чтобы  знать, могут ли по  Амуру плавать  океанские суда. Его поддержали губернатор Восточной Сибири и начальник главного морского штаба, но для этого требовалось разрешение царя.  Невельской направил высочайшее прошение Николаю Первому о разрешении экспедиции. Не получив разрешения,  русский морской офицер решил действовать самостоятельно. В июне 1849 года «Байкал» достиг Сахалина,  обогнул его с запада и направился в Амурский лиман. Команда Невельского обследовала устье Амура на несколько километров вверх по реке. Экспедиция доказала, что Сахалин – остров, а не полуостров, как считалось ранее, и судоходство на Амуре возможно. В августе 1850 года в устье Амура построен  Николаевский пост, впоследствии ставший городом Николаевск-на-Амуре. За эту инициативу в Санкт-Петербурге в Особом комитете сочли действия экспедиции дерзкими и самоуправными, а самого Невельского было предложено разжаловать в матросы. Царь оказался мудрее, Николай Первый наложил на решение комитета знаменитую резолюцию:
«Где раз поднят русский флаг, там он спускаться не должен».

При  подготовке этого материала я узнал, что внук или правнук того Невельского построил на свои деньги катер «Михаил Булгаков», который возил туристов по каналам Ленинграда.

Сейчас решил уточнить. Медиановости сообщили 16 июня 2015 года  о кончине журналиста и писателя Владимира Невельского, праправнука знаменитого морехода.

Владимир Федорович родился в 1937 году в городе Великие Луки. В 1962 году он окончил отделение журналистики филологического факультета ЛГУ (ныне СПбГУ). С прессой сотрудничал с 1955 года.
Весной 1968 года Невельский вошёл в редакцию  «Ленинградской правды», через год стал  петербургским собкором «Известий». В редакции газеты он работал до 1994 года. Потом был спецкором газеты «Искусство», сотрудничал с петербургской газетой «Шанс» и другими изданиями. Награжден медалью «За трудовую доблесть».
 
«Владимир Невельский был журналистом классической известинской школы, давшей стране лучшие образцы профессионального мастерства. В то же время Владимира Фёдоровича, потомка знаменитого мореплавателя, отличали чисто человеческие качества высшей пробы: глубокий интерес к людям, умение дружить, оптимизм, неистребимое любопытство и стремление узнавать новое», — вспоминали  в петербургском  отделении Союза журналистов.


Я не буду пересказывать историю встречи Елены Сергеевны Булгаковой с журналистом из Ленинграда,  приведу лучше два отрывка  под заголовком «Тайное завещание» от 10 марта  2018 года с блога Аркадия Красильщикова.  Автор - Break-Fast.


10 марта 1940 года в 16.39  Елена Сергеевна Булгакова сделала последнюю запись в своем дневнике:

«Миша умер».

Узнав диагноз, врачи отписали мужу несколько дней жизни, а Булгаков прожил шесть месяцев. Все это время, пока силы окончательно не покинули его, он работал над романом. На папке, в которой хранилась рукопись, сделал надпись: «Дописать, прежде чем умереть!».

Ослепший, в горячечном бреду, с температурой 42 градуса, он продолжал диктовать жене исправления к «Мастеру».

Перед смертью вложил ей в руки рукопись со словами: «Доверяю… Чтобы знали…»

Роман увидел свет лишь в конце 1960-х — тогда «Мастера» опубликовал журнал «Москва». В урезанном виде, но все же…

В один из вечеров, когда Булгаков, несмотря на болезнь, еще мог говорить, он сказал Елене Сергеевне, что хочет составить завещание и пусть в нем будут такие строки: человек, который придет к нему, Булгакову, после того, как будет опубликован роман «Мастер и Маргарита», и положит цветы на могилу, — этот человек должен получить определенный процент гонорара от авторского…
Это была очередная, хотя и горькая шутка Михаила Афанасьевича. Но Елена Сергеевна пообещала мужу, что она выполнит его волю.

10 марта 1940 года Михаил Булгаков умер. А почти через тридцать лет, весной 1969 года, наутро после сноса в Москве последнего дома уже исчезнувшего к тому времени Охотного ряда, в котором находилось первое «Стереокино», на Новодевичьем кладбище появился молодой человек. Он был один. И искал он могилу. Точного ее места он не знал. Помнил лишь, что этого человека похоронили в вишневом саду неподалеку от могилы Антона Павловича Чехова, среди могил старейших артистов Художественного театра.

И все же, молодой человек нашел то, что искал. Позднее он узнал, что черный с прозеленью ноздреватый камень-надгробие, лежащий на могиле, прежде был на могиле Гоголя — писателя, которого покойный обожал и к которому как-то обратился во сне со словами: «Учитель, укрой меня чугунной шинелью!».


Молодой человек потом сосчитал, что от ворот старого кладбища до могилы автора «Мастера и Маргариты» всего семьдесят шагов. Именно могилу Михаила Булгакова искал в тот весенний день молодой человек. Нашел и расстроился: ни одного цветка. Молодой человек вернулся к воротам, к цветочному магазину. Принес, положил цветы, постоял немного и уже собирался уходить, как вдруг услышал тихий голос: «Молодой человек, подождите».

 
Он оглянулся и увидел пожилую даму. Она поднялась со скамейки, стоявшей чуть дальше по тропинке, и пошла ему навстречу: «Простите, как вас зовут? Мне очень нужен ваш домашний адрес и номер телефона». «Зачем он вам?» — смутился молодой человек.
«Сейчас я не стану ничего объяснять. Поверьте, мне действительно нужен ваш домашний адрес. Вам ничто не угрожает», — ответила незнакомка. Молодой человек представился: «Владимир Невельский, журналист из Ленинграда».
Дама записала фамилию, имя, отчество, ленинградский адрес, телефон и, поблагодарив, пошла к выходу. А молодой человек стоял и терялся в догадках: что все это значит? «Мистика какая-то. Чертовщина», — подумал он.

Вернулся в Ленинград. О встрече с незнакомкой он вскоре забыл. Но недели через две на его домашний адрес из Москвы пришел почтовый перевод. Невельский пришел в почтовое отделение, получил деньги. Страшно удивила сумма — деньги были огромные.
«От кого они?» — молодой человек снова терялся в догадках. Повертел бланк почтового перевода: в разделе «Для письменного сообщения» ни слова… Через день-два в ленинградской квартире раздался телефонный звонок: «С вами говорит Елена Сергеевна Булгакова…» Владимиру Невельскому позвонила жена и друг писателя, бывшая с ним все последние годы.

«Вы получили перевод? — спросила Елена Сергеевна. — Да, его послала я, выполняя волю покойного Михаила Афанасьевича. Он был великим шутником и выдумщиком. Даже когда заболел, устраивал розыгрыши». И Елена Сергеевна рассказала Невельскому о необычном завещании Булгакова…

Так, спустя 29 лет, Елена Сергеевна выполнила последнюю волю Михаила Афанасьевича.

На эти деньги праправнук русского адмирала и мореплавателя  Геннадия Ивановича Невельского купил себе катер и назвал его «Михаил Булгаков»…



И ещё небольшой отрывок


В 1999 году Владимир Федорович Невельский (1937-2015) ответил на несколько вопросов корреспондента «Российской газеты», заинтересовавшегося историей с завещанием Михаила Булгакова.

– Владимир Федорович, извините за нескромный вопрос: какая сумма причиталась человеку, который первым принес цветы на могилу автора «Мастера и Маргариты»?

– Этот пункт завещания не подлежит оглашению. Но на катер хватило.
 
– А какова судьба «Михаила Булгакова»?

– Судьба человеческая: жил, служил, состарился, помер… Обветшавший корпус катера сожгли мальчишки на Лисьем Носу.

– Огненное погребение?

– Если хотите, да… Кусок борта с литерами «Михаил Булгаков» долгое время стоял в моем корпункте на Невском проспекте. Но вся эта история, я имею в виду особый пункт в завещании Михаила Афанасьевича, привнесла в мою жизнь какой-то особый свет. Фотографию катера я послал Елене Сергеевне. До самой ее смерти мы вели с ней переписку. Подружился и со второй женой Булгакова – Любовью Евгеньевной Белозерской, которой были посвящены и «Белая гвардия», и «Собачье сердце». Любовь Евгеньевна надписала мне в свое время зарубежный томик «Неизданный Булгаков». Представляете, что для меня значила эта книга? Когда я был в гостях у Белозерской, она начитала мне на магнитную пленку рукопись своих мемуаров «О, мед воспоминаний». Теперь они изданы отдельной книгой, но голос Любови Евгеньевны по-прежнему звучит в моем доме.
 
На латунной дощечке, которую прикрепил к борту, вывел старославянской вязью название ; «Михаил Булгаков». Буквы ярко блестели на борту судёнышка, на котором он из Лисьего Носа, по Финскому заливу и Неве приплывал и пришвартовывался у набережной Фонтанки, где находилась редакция. Это вызывало интерес горожан ещё и потому, что в те годы писатель был не в чести у официальных властей.

В 1987 году в Георгиевском зале Кремля Владимиру Фёдоровичу была вручена медаль «За трудовое отличие».


Рецензии