Господин учитель и подростки, Лунтик и Паша Техник

  ГОСПОДИН УЧИТЕЛЬ И ПОДРОСТКИ, ЛУНТИК, КСАНАКС И ПАША ТЕХНИК И РОДИТЕЛИ, КОТОРЫЕ НЕ В КУРСЕ 

  Некий Учитель пишет в своем блоге: 

  Вкратце, на перемене 9-классники при закрытых дверях что-то смотрели на интерактивной доске. При явлении учителя "прыснули" в разные стороны с криком "атас" (бессмертное слово), потом одна девочка озвучила свое право смотреть на переменке Лунтика. "Лунтик" на поверку оказался Пашей Техником из клипа "Ханах". Учитель в ответ предложил подписать письменный договор на ее право смотреть только незапрещенный контент. Девочка отказалась. Учитель, конечно, прав, а дети и родители, которые писали в его посте комменты, конечно, нет. Общая риторика примерно о правах и обязанностях. Но есть еще одна правда - от детского психолога, работавшего в наркологии, вашей покорной слуги. Я оставила свой комментарий к этому посту:

  "Ксанакс это не совсем наркотик, это препарат из группы транквилизаторов, уменьшающий внутреннее напряжение, тревогу, снижает интенсивность панических атак. Да, он может вызывать привыкание в случае регулярного использования. К чему такие подробности? Ко мне на прием (я детский психолог) приводят подростков, курящих вэйпы, пробующие алкоголь или другие психотропы. Они сообщают о постоянно тревожном состоянии, расстройстве сна и проблемах отношений с родителями, одноклассниками и учителями. Я не просто верю им на слово, а еще проверяю тестами, которые не обманешь. Да, у большинства высоченный уровень тревоги и депрессии. И они пытаются доступными им способами хоть как-то его снизить. Просто имейте в виду эту клиническую сторону их увлечений. Похоже, вы перекрыли путь возможного диалога между вами, учителем, и детьми, которым плохо, но у них принято это тщательно скрывать за бравадой и цинизмом. Да вы и сами в курсе, невозможно быть учителем и не понимать этого".

  Я не совсем понимаю, какую цель учитель ставил в своей публикации. Конечно, он обязан сосредоточить детей на учебном процессе и пресечь все те моменты, которые мешают этому сосредоточению. И он прав, когда пишет, что запрет доски не приведет к желанному эффекту, ведь у них смартфоны в руках и динамики в ушах. А мы должны понимать, что они не просто так выбирают контент для прослушивания.

  Я провела много исследований эмоционального состояния подростков и тех способов их отрегулировать, к которым они прибегают. И чаще всего это музыка. У кого-то транквилизирующая, медитативная, но чаще всего это отвлекающая и разбивающая очаг эмоционального состояния в головном мозге. Т.е. все виды рока. Меня вот "успокаивают" фильмы ужаса, когда киношный сюжет позволяет на время забыть об ужасах реальных и дать мозгу возможность разложить травмирующую информацию по нужным полочкам. После "Зимней вишни" я слушала Рамштайн, и мои взрослые дети это прокомментировали: "Мама слушает Рамштайн, похоже, у нее депрессия". Так все  и было.  Если кто-то думает, что при этом происходит массовая гибель нервных клеток, вероятно прав, но только после этого могут выстраиваться новые адаптивные нейронные сети, на руинах прежних неадаптивных.

  Есть смысл не просто послушать популярный у подростков контент, но и поговорить о том, что они получают для себя, когда слушают.

  О причинах повышенного уровня тревоги и депрессии - тема особая, причины для них были во все времена, и каждое время, вероятно, видится его жителям как самое трудное и страшное. И, наверное, во все времена наибольшие шансы на выживание и дальнейшее процветание получали те дети, которых взрослые не стали сразу истреблять за крамольный контент,  а присмотрелись, прислушались и попытались разобраться. Вместе. Здравствуй, будущее! Мы тебя совершенно не знаем, но можем любить и приветствовать в наших детях.

  ("Здравствуй будущее" - этими словами завершается последняя повесть писателя Андрея Столярова "Продолженное настоящее", опубликованная в журнале "Фицрой")


Рецензии
Добрый день, уважаемый психолог!
Тревога и депрессия - это, конечно, неотъемлемые спутники взросления, тем более для подростков из сложных семей. Здесь не могу с Вами не согласиться.
НО!
Изучите, пожалуйста, биографию Техника - не то, что сейчас с ним происходит, а истоки. Группу "Контейнер". Её состав. Что-нибудь "из раннего". Ознакомьтесь с жизненной философией данного молодого человека, и Вы поймете, что вряд ли его творчество нацелено на излечение юных душ.
К тому же - Вам, как психотерапевту, должно быть известно, что такое аптечная наркомания: лирика (прегабалин), феназепам, триган - д, бутерат и т.д.
Поэтому - я бы поосторожнее советовал любить и приветсвовать в детях любовь к Паше. Хотя, как феномен, причем - феномен именно искусства, контр-культуры или, как говорят у нас - андеграунда - он и "Контейнер" представляют собой классику.

С уважением, Георгий Пастория!

Георгий Пастория   17.05.2021 12:49     Заявить о нарушении
Добрый день, Георгий. Кстати, у меня тоже есть имя. Спасибо за мнение. Только дело не в Паше и его личности, а в том, как подростки пытаются справляться со своими стрессами подручными средствами. Если бы они получили хорошее гуманитарное воспитание, то, возможно, выбрали бы музыку Вагнера или Грига (как минимум одного такого подростка я знаю). Воздействие муз на нашу психику никто не отменил со времен Гесиода:

"Если нежданное горе внезапно душой овладеет,
Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь
Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных
Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,
И забывает он тотчас о горе своем и заботах
Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился".

Я была знакома с девочкой - фанаткой Мэрилина Мэнсона, она его песни сама переводила с английского, хорошо зная язык. Так вот, Мэнсона она жалела за его тяжелую судьбу. Мы с мамой решили не паниковать по поводу ее вкуса, а почитали дочкины переводы. А потом она выросла и стала слушать другую музыку. Так обычно и бывает.

Елена Прудиус   18.05.2021 05:12   Заявить о нарушении