Разница между фэнтези и фантастикой

Сегодня жанр научной фантастики уже не воспринимается как нечто серьезное и глубокое, так как он давно перекочевал в развлекательное кино, эксплуатирующее наследие писателей прошлого. Филип Дик, Станислав Лем, Артур Кларк, Айзек Азимов и многие другие культовые авторы не так популярны, как Джордж Мартин или Джоан Роулинг, и потому немногим понятна разница между фэнтези и научной фантастикой.

Большинство считает жанр Sci-Fi разновидностью «сказок для взрослых» наряду с популярными сейчас творениями о мече и магии. Также к научной фантастике ошибочно относят те же «Звездные войны», в действительности являющиеся семейной сагой, где космическая атрибутика выступает декорациями (впрочем, весьма неплохими!). Иногда Голливуд радует картинами вроде «Интерстеллара» или «Марсианина», но будем честны — тру гики остались ими не удовлетворены. Еще бы — опять все скатили в какой-то попкорн!

Вот так и формируется искаженное представление о научной фантастике у обывателей, однако те, кому этот жанр знаком, знают, насколько сложными и многогранными могут быть придуманные истории о космических кораблях, городах будущего или даже о мирах с альтернативной историей.

Прямо сейчас я срежу бритвой Оккама все ваши сомнения (если они у вас имелись) — Тарковский снял два своих самых знаковых фильма по книгам братьев Стругацких и Станислава Лема: «Сталкер» и «Солярис». Конечно, фильмы кардинально отличаются от первоисточников, но раз уж такой элитарный режиссер не побрезговал «низким жанром», то каким-то кухонным снобам точно должно быть зазорно блеять что-то неодобрительное про Sci-Fi.

Недавно я проводил в блоге опрос об эволюции: имеет ли она цель или нет. Большая часть респондентов ответила неверно, выбрав утвердительный ответ.

К сожалению или к счастью, наука констатирует: у эволюции цели нет и быть не может, иначе бы она не смогла обеспечить выживание организмов. Дело в том, что эволюция наделяет организмы теми признаками, которые им нужны для выживания в данный момент. А имей эволюция одну общую цель, она бы погубила многих! Так, человеку оказалась полезной сложная нервная система, а стебельку сельдерея, из которого вы сварили суп-пюре — нет (хотя, весьма вероятно, для стебелька именно поэтому все и закончилось супом).

В своей книге «Непобедимый» Станислав Лем развивает невероятную мысль: эволюция неживой материи, или некроэволюция (как ее называет один из персонажей романа), возможна! В какой-то миг при прочтении это кажется бредом, но писатель так убедительно выстраивает описание вымышленного некрогенезиса, что невольно начинаешь опасаться, не притаилась ли где-то среди далеких звезд тупая и безэмоциональная сила, готовая смести все со своего пути. Причем отсутствие злого умысла (за выживание она борется инстинктивно) делает ее по-настоящему страшной.

Этим Sci-Fi и отличается от фэнтези или мистики. Ктулху Лавкрафта пугает на чувственном уровне, а металлическая неживая туча Лема пугает рационально. Произведения научной фантастики создавались с учетом научного бэкграунда, поэтому многие предсказания писателей сбылись: атомная бомба и лазер Герберта Уэллса, вертолет Жюля Верна, банковские карты Эдварда Беллами и даже пейнтбол Стругацких!


Рецензии
Всё изложено отлично и аргументировано. Проблема,исследованная в Вашей статье, ведь усугубляется и тем, что в литературе начали выделять и научное фэнтэзи, технофэнтэзи, историческое фэнтэзи и проч.

Франц Ирилокин   22.05.2021 20:11     Заявить о нарушении