Хаксли о деградации человечества
Однако сам Хаксли сетовал позже, что напрасно дал Дикарю выбор лишь из двух безумств. Писатель признался, что стоило создать и третье общество (намек на него в романе есть — людей, у которых самосознание развилось слишком сильно, отправляют в ссылку к им подобным).
Но какой же сценарий ближе всего нам? (В конце концов, всякая антиутопия — это гротескное изображение настоящего или будущего реального общества.) В сегодняшней жизни проглядывают элементы и дикарской резервации, и потребительского Дивного мира. Очевидно, что третьего варианта — общества здравомыслия, о котором мечтал Хаксли — не наблюдается вовсе. Значит ли это, что он невозможен? Верю, что возможен! Или, как говорил агент Малдер: «Хочу верить». Ведь какой тогда смысл в нашей жизни вообще?
Хаксли критикует Дивный мир не только за его убогий культ потребления, но и за его бесцельность. Ведь победы науки — ничто без конечной цели! По словам писателя, наука ради науки создает революцию, но «революцию действительно революционную осуществить возможно не во внешнем мире, а лишь в душе и теле человека». Вот почему технари никогда не будут умнее гуманитариев :)
Культура потребления и мазохизм господствуют в нашем мире вместе, потому что в равной степени заглушают страх отчуждения, о котором писал Эрих Фромм. Естественно, пока что главноуправители-капиталисты не изобрели прекрасной сомы, но обалдевшее от дешевых удовольствии; население и так избегает обременительной рефлексии. Это видно и по тому, как большинство относится к необходимости перемен в России. Предел мечтаний таких двуногих — выпивка или травка после отвлекающей рутины в офисе и животный перепихон без капли любви.
Свидетельство о публикации №221051700461