О моей жизни, с любовью. Часть 2, мама

 Мама была третьим ребенком в семье, шустрая, смышленая. Так как, бабушка почти всю жизнь болела, мама уже со второго класса самостоятельно вела хозяйство. Белила стены в избе, готовила еду, ухаживала за скотиной.
Была веселая, смешливая. Когда подросла, все парни из деревни за ней «бегали».
      
В то время, о котором пойдет речь, мама моя на тот момент уже работала в сельпо, продавцом. Умела как-то из ничего красиво одеться, у нее был врожденный вкус, да и сама была красивая. А сельпо-это были такие деревенские магазины, где продавалось все подряд. Продукты и одежда, нехитрая хозяйственная утварь.
 
А, поскольку Китай был через речку, Амур, то и китайские товары и продукты иногда завозились. Помню китайские яблоки, крупные, блестящие, красные, ароматные, пахнущие земляникой, сочные и сладкие.

Мама однажды привезла домой целый ящик китайских яблок. Ровный, аккуратно сколоченный, деревянный ящик для фруктов. И в нем, в кудрявых, золотистых стружках лежали крупные красные яблоки. Как елочные игрушки. Аромат стоял на весь дом. Мама очень любила яблоки всю жизнь.

Я с тех пор, ем только ярко красные яблоки. Зеленые я не принимаю, мне кажется, что они неспелые или кислые, хотя понимаю, что есть хорошие, вкусные сорта зеленых яблок. В то время китайские товары были хорошего качества и очень красивые.

Продавались также простыни из тонкого гладкого хлопка или шелка  с рисунками журавлей и красивых цветов, розовые, голубые, зелёные полотенца махровые, с изображением хризантем и журавлей. У меня до сих пор хранится мое детское полотенце, невиданной красоты.

Еще у нас были китайские подушки. Темно-вишневого цвета, из тонкого блестящего атласа, набитые лебяжьим пухом, спишь на них, как на облаке, встанешь, они принимают прежнюю форму. Много работы было сделано вручную. Помню, тогда были в моде пыльники на подкладе, из габардина, их называли–макинтош.

У мамы бал макинтош цвета пыли, на подкладе из шелка в разноцветную крупную клетку. Спустя много времени пришлось его распороть и, о, чудо, подклад был пришит вручную, ровными-ровными стежками с узелочками. Завозили в магазин всегда немного, 1957- 58 год. 

Потом, позднее, у мамы появилась красивая шуба, китайская, искусственная, темно-шоколадного цвета. Шуба была длинная, с большим воротником, с муфтой. И, такая, как бархатная, очень тёплая и красивая.

Однажды с мамой произошла такая история. Она работала в сельпо, продавцом, пришел срок делать ревизию. Все пересчитали, перепроверили,  недосчитались одной позиции - ружья.

А ружье было дорогое, если мне не изменяет память, стоило 2000 рублей. Целое состояние. Снова и снова мама все перепроверяла, нет ружья. А ей 22 года, девчонка. Пришла домой, на ней лица нет. Дед спрашивает, что случилось? Она опустила голову, сказала, что недостача.

Дед спросил, сколько? Мама сказала. Бабушка закрыла лицо передником. Дед молча встал, сказал бабушке, - Нюша, доставай деньги. Бабушка открыла сундук, достала газетный сверток, отдала деду.

Дед развернул, достал деньги, там было ровно две тысячи  рублей, и отдал маме.
Видно, откладывали на что-то. Утром мама недостачу погасила. А вскоре ружье нашлось, оно, как висело за дверью, так там и висело. 

Про него все забыли, ружьё повесили на стену, а когда дверь в магазин открывалась, то она закрывала стену с ружьем, да ещё дверь подпирали табуреткой. Маму все уважали в поселке, она ведь в магазине работала. Я на тот момент  ходила  в садик, в три года.

Однажды воспитательница маме шепнула, чтоб она завтра меня в сад не приводила, всех детей будут налысо подстригать. Профилактика педикулёза. А у меня чёрные кудри. Мама и не повела, на следующий день все детки были лысые, а я в кудрях.

Как-то, мне уже шёл пятый год, в мамин магазин завезли очень красивые китайские товары, среди них было одно очень красивое трикотажное платье для девочки. Это было платье мечта! Яркого, глубокого, синего цвета, из трикотажа, с длинными рукавами, на поясе.

С круглым воротничком, на спине пуговицы и на рукавах были пуговицы. Пуговицы были обтянуты тканью. На груди, ярко красная апликация из шелка-три большие бабочки. И по подолу красные  бабочки.

Но это еще не все! Платье было на подкладе из натурального синего шелка. Это было не платье, это было счастье! Мама принесла мне из магазина, купила платьице.
Мама стоило большого труда потом «достать» такие платья для моих двоюродных сестер, они были уже голубого цвета, но тоже очень красивые.

Спасибо тебе, родная, за это платьице, это была мечта, а не платье, это было счастье! Я всё помню, родная моя...и благодарю!


Рецензии