Об истоках Восточной поэзии

 Одним из главных достояний Азербайджанской,а значит,и Кельбаджарской культуры является национальная поэзия.Наглядным примером выступают рубаи-четверостишия,которые стали популярными на всем Ближнем и Среднем Востоке.Рубаи являются лирическими стихами,в которых фигурируют философские размышления о мироздании.Другим популярным направлением в поэзии стали баяты,представляющие собой двустишия.Из них же состоят рубаи и газели.
 У кельбаджарцев в основном сильно развито музыкальное искусство и они же являются прекрасными рассказчиками.Сказки рассказывают про людей ,животных и разные волшебства.Каждая сказка преследует цель порадовать остроумием и стать поучительной для слушателя и читателя.
  Единству поэзии Востока не стала препятствием двуязычие: литературными языками ,начиная с XIV века,стали фарси и тюрки.Талантливые поэты творили на обоих языках,а Насими(умер в 1417 г.) и Физули(1494-1556) см. фоторисунок, писали еще и на арабском.Билингвизм диктовался исторической обстановкой эпохи.Поэты создавали свои произведения в русле общемусульманской культуры,обогащая одновременно свою национальную литературу.Так,если Фирдоуси(935-1020г.г.) воссоздал эпическую историю Древнего Ирана и был зачинателем героического эпоса на языке фарси,то Низами(1141-1209гг),много заимствовав в тематическом плане из созданной Фирдоуси эпической истории,довел до совершенства романтический эпос.Недаром оба поэта имели продолжателей в последующие века.
 ХАМСЕ(Пятерица)-совокупность  больших месневи(сборник двустиший) одного автора в персидской,турецкой,азербайджанской,узбекской литературах.Низами Гянджеви-первый автор Хамсе(Сокровищница тайн,Хосров и Ширин,Лейли и Меджнун,Семь красавиц,Искандер-наме).Однако ,он вряд ли рассматривал свои пять месневи как структурное целое.Термин Хамсе возник позднее,вероятно,в среде писцов-составителей списков,включающих все 5 поэм Низами.В дальнейшем создание Хамсе по образцу Низами поставили целью многие поэты:Амир Хосров Дехлеви(1253-1325),Хаджу Кермани(1280-1352),Алишер Навои(1441-1501),Абдуррахман Джами(1414-1492),Хамди Челеби(1449-1503) и другие.Еще больше Хамсе незавершенных.Наиболее близки к месневи Низами в формальном отношении поэмы Дехлеви и Навои.
  Низами писал:
 Из каждой рукописи я добывал богатства,
 И нанизывал на них украшения из стихов.
 Кроме новых хроник,я изучал
 Еще еврейские,христианские и пехлевийские.
  А Азербайджане возникают философские школы Мараге,где расположился арабский наместник,становятся крупнейшим центром науки и теологии.Так,философ Шахабаддин ас-Сухраварди(1154-1191) оставил 49 книг трактатов,в которых обобщил и развил философские мысли многихученых Востока и Запада.               
  С VIII века в Азербайджане получила широкое распространение арабская поэзия ,ее основные жанры и формы-касыды,газель,арабский стихотворный метр аруд(аруз),трактаты и труды по теории стиха и поэтике.На арабском же создавалисьтруды по теологии,астрономии, философии.Широкую известность приобрел азербайджанский ученый,поэт-мыслитель Хатиб Табризи(1185-1248),писавший на арабском языке.Около 40 лет он преподавал в знаменитом медресе Низамийе в Багдаде.От него остались 20 научных и литературных трудов.
  Об остальных старинных литературных памятниках народов Средней Азии и Азербайджана сохранились весьма скудные сведения.
  В результате арабского завоевания региона уничтожены почти все культурные ценности.Арабские завоеватели имели государственный аппарат и делопроизводство,возможность распространить свой язык и культуру среди населения.Богословие и юриспруденция преподавались только на арабском языке.Литература в Средней Азии и в Азербайджане создавалась также на арабском языке.
  Писались касыды(хвалебные оды) в честь халифов и их наместников ,мусульманских военачальников.
  Но уже в X веке отмечено начало расцвета литературы на персидском языке,ставшим после ослабления халифата литературным языком Средней Азии и Азербайджана.Здесь развивается придворная литература.И блестящая плеяда поэтов Рудаки(858-941),Балхи,Дакики(935-976) и др.подготовили почву для появления таких шедевров мировой литературы как "Шахнаме" Фирдоуси на востоке Ирана,"Хамсе"(Пятерица) Низами в Азербайджане.


Рецензии