Черный след в душах людей

 Как много людей, глядя на шедевр,   выполненный кистью (кистью ли?) художника,  признанного  великим, Казимира Малевича под названием “Черный квадрат”, готовы сказать правду, признаться хотя бы самим  себе, а не публично  в том, что не видят ничего великого,  эксклюзивного в этой,  так называемой,  картине, кроме геометрической фигуры,  раскрашенной в чёрный цвет?

        И какая разница как создавалось это великое полотно великим мастером,  чертился ли тот самый квадрат  с помощью карандаша  и линейки,  или кистью вырисовывался, как накладывался чёрный цвет, (об особом способе  наложении красок часто упоминается при разговоре о квадрате) отчего созданная картина обрела название черного квадрата, на который с какого ракурса не посмотри, ничего кроме геометрической фигуры, знакомой многим со школьной скамьи, ничего больше не увидишь.

      Как и то,   что сподвигло художника к написанию этого шедевра, тоже не сильно интересно, версия увиденного через окно идущего  школьника с ранцем на спине, вызвавшего к жизни такой всплеск художественной фантазии в голове мастера  имеет место на существование в том плане, что каждый художник “так видит” любой  предмет, разглядывая его  сквозь собственную призму мировосприятия и потом делится ею с помощью кисти и художественного воплощения собственного видения.

    Так что возможно,  ранец на спине школьника и напомнил Малевичу чёрный квадрат, почему бы и  нет?  Только почему многие вкладывают такой многогранный смысл в изображенную им геометрическую фигуру,  раскрашенную  чёрной краской, пытаясь увидеть в  этом,  что- то запредельно гениальное,  как послание потомкам в виде  простого квадрата  черного цвета.

        Вот такой след в душах людей оставил после себя Казимир Малевич, ибо мало кто помнит другие его картины, которые были, не нарисовал Малевич только пресловутый квадрат, которым убил сам себя,  как художника, заставив забыть людей о других своих  творениях, оказав тем самым не лучшую услугу себе и своим поклонникам.

      И вот над ним колдуют уже второе столетие, пытаясь в геометрической фигуре чёрного цвета не просто смысл,  какой- то заложенный,  помимо увиденного художником ранца,  найти, но и рассмотреть высокохудожественное исполнение,  ставя его на одну ступень с такими же метрами изобразительного искусства,  как Да Винчи или  с Сальвадором Дали, умаляя таким образом реальные заслуги гениев перед общественностью, потому что,  где Да  Винчи со своей «Моной Лизой» , "Тайной вечере" и прочими мадоннами, или скажем Микеланджело со своими фресками из  Сикстинской капеллы,  где Дали с “Искушением святого Антония” или “Великим мастурбатором” и где тот самый Казимир  Малевич со своей геометрической фигурой под названием  “Черным квадрат”?

         А ведь Малевича с его квадратом можно назвать только великим маркетологом современности, или же  его квадрат  —  ставшим     великой аферой 20-го века, причём, настолько великой,  что следом после квадрата   возникли ещё и  круг,  и крест тоже в чёрном цвете    кисти гениального творца, каждый раз, каждым мазком чёрной краски ставившего крест и точку на прекрасном, на искусстве, уничтожая то, что вызывает желание жить и радоваться жизни,  наслаждаться ею  и тем, что она предлагает, теми же полотнами действительно   великих  художников- гениев,   но вот,  не   оказавшего такое  влияние, а произведшего такое впечатление на массы, на массы обывателей, мнение  которых возглавили авторитетные критики  и ценители прекрасного, для которых прекрасным стала простая геометрическая фигура,  раскрашенная по- чёрному.

    Не зря говорят,  что всё гениальное просто,  хотя это вовсе не так, иначе мир людей наполняли бы одни только гении,  начиная с детей, строящих в детских  песочницах куличики из песка  с помощью ведерка и лопатки.

    Но в случае с “Квадратом” Малевича этот тезис совокупления  простоты и гениальности обрёл право на существование,  только не как  гениального художника, а гениального маркетолога или гениального афериста,  тут как кому приятнее.

    Но обмануть такое огромное количество людей, став  в их глазах гением!  Для этого воистину надо быть в чём-то гениальным. Ввести в заблуждение ни одного человека, ни одно поколение людей,  да так,  чтобы они поверили в то, что в простой геометрической фигуре,  знакомой им всем с детства,  присутствует некая  гениальность.

     Присутствует та самая гениальность, как гениальное написание картины,  а  не гениальный обман,  как плевок в душу  последующим   поколениям  людей, готовых с закрытыми глазами, им и видеть сам шедевр не надо, а только  принимать на веру авторитетное мнение, уже устоявшееся за долгие годы своего существования и настолько,  что они верят в то, что больше никто не способен повторить, создав такой же гениальный шедевр, не отличимый ни в  коем случае от каких-то подделок,  хотя копируют того же Да Винчи и не его одного и весьма успешно. А “Квадрат” Малевича оказался просто неповторим,  так сложен в исполнении, что ни линейка с угольником, ни кисти художника  с мастихином  не в помощь.

            Лично мне это напоминает кинутый в общественность камень, который держался какое-то время   за пазухой,  кинутый  для привлечения к себе внимания той же общественности, и достигший своей цели,   а что это есть как не пиар и не маркетинг.   Когда любая реклама предназначена  для привлечения внимания к рекламируемому продукту.

    Так и “Квадрат” Малевича,  как та самая реклама,  расположенная в удачном месте на каком-нибудь здании,  украшенном яркими светящимися  неоновыми огнями или на перекрестке шоссейных дорог,  в нужное время и видимая для всех,  оказалась очень успешным проектом современного пиара 20-го века.   Нынешним пиарщикам есть чему поучиться у Малевича.

      Но только не художникам. Ну, или если только тем,  кто увлекается математикой с начертательной геометрией.  И то без увлечения мрачными  цветами жизни,  которые оказались столь привлекательны для многих.   И   в такой же  мере, что они сумели разглядеть гения там,  где его  нет и не было в помине.
 

        Природа со своими красками и формами,   со всем  своим разнообразием  может  вынужденно  отдыхать рядом с такой гениальной изощренностью  искусственного происхождения  и  до той поры, пока люди не перестанут преклоняться перед авторитетами, созданными ими самими,   лишая себя собственного взгляда на окружающую их жизнь и всё то, что с ней связано.

      А пока  небо, земля, звезды и солнце, всё буйство не рисованных красок, кто-то будет видеть глазами Малевича в чёрном  цвете, как  его  opus magnum, что в переводе с латинского означает "великая работа", и все наштампованные им позже  квадраты,  будто сошедшие   с конвейера одного завода,  с помощью которой,  или уже которых,   он навязал свой взгляд на окружающую среду многим,  лишив людей собственных глаз,    данных им природой, сделав их полностью слепыми,    когда его, так называемая   картина выглядит,    как пламенный привет с того света, где в действительности  всё черным черно, и то, потому что там мы перестаем быть зрячими.
 

       Сам Малевич о своем искусстве  написал, что с помощью обрядности искусство совершает усилие "встать рядом со смертью",  что может сделать только супрематизм, который    "настолько абсолютен,  что он один может выразить сущность мистических ощущений. Он полностью стоит рядом со смертью и её побеждает”

            Но смерть не возможно победить, она всегда сама побеждает жизнь. Даже   здесь сработал  его великий дар маркетолога, ибо кто не мечтает о жизни вечной,  лукавя перед самим собой, зная, что такого ещё  не дано никому, и даже тому, кто попытался данную идею донести до людей, и тут обманув их,  убив их  ещё  при жизни, мастерски плюнув  в души тех поколений, которым суждено было жить, а не умирать, глядя в черноту пустых глаз смерти.

17.05.2021 г
Марина Леванте


Рецензии