Нематериальные ценности спасут мир

(дневниковая запись от 17.05.2021)

Вчера на озере Шилос пришли некоторые мысли, которые надо обдумать. Они не совсем оригинальны, но в смысловом выражении требуют точного понимания, ибо мир подошёл к той черте своего развития, когда именно человеческие – духовные культурные ценности в дальнейшем будут править жизнью людей.
Суть -  что такое ценности? В чём ценности выражаются?
Ценности – это те личностно субъективные сущности, которые детерминируют сознание человеческой личности, определяя вектор действия человека в окружающей среде и рациональный абстрактный, или реальный инструментарий для достижения искомой ценности. Ценности могут быть материального (геометрического) свойства, выраженные в конкретных математических единицах их измерения (количественных, пространственных), или не материального (метафизического) свойства: гармония, красота, любовь… - ощущения, не выраженные какими-то конкретными материальными сущностями.
История человечества развивалась по пути обретения посредствам материальных ценностей именно духовных, не материальных сущностей. Это было обусловлено изначально несовершенной базой материальной экзистенции людей. По мере развития этой базы, на Западе Европы, возникли на основе христианства философские школы, обосновавшие над социальный эгоцентризм личности (правителя и его воли), который безусловно детерминирован Божественной волей, а потому верный и непротиворечивый. Эгоцентризм правителя, опиравшийся на грубую материальную силу, стал безусловным атрибутом выстраивания его государственной власти («господина судьи»), которая становилась мерой социальной справедливости и устойчивости управляемого им государства. Все остальные народы должны были или подчиниться такой власти или быть ассимилированными таким государём.
На Востоке Европы, в России шли аналогичные процессы, однако с поправкой на то, что суровый климат страны не давал столько прибавочного продукта, чтобы игнорировать обобщённый, коллективный труд населения различных регионов страны. Наоборот, общинность и гармоничный социальный коллективизм, в различных его формах проявления, стали ценностью, которая высоко ценилась в различных слоях населения. Коллективные социальные аспирации осмысленные более опытными, более разумными представителями данных социумов, позволяли конструктивно решать возникавшие проблемы внутреннего и внешнего свойства. Так, на основе православного христианства, с его коллективными социальными приоритетами формировалась русская научно-техническая – материальная цивилизация, интенсивно и без предубеждения впитывавшая в себя все достижения научно-технической мысли западных учёных. Здесь самое важное это то, что русский менталитет был способен не только принять, но и переосмыслить научно-технические достижения Запада, но и творчески их развить и конструктивно внедрить в жизнь, с получением дополнительных прагматических целей. В этом плане, русская цивилизация оказалась гораздо конструктивней и более элластичней в своём прогрессивном развитии, чем западная – впавшая в прелесть материальных корыстей. Именно абстрагирование, по существу, от приоритета материальных ценностей для человека и социумов (развившихся на достаточную величину, чтобы цивилизованная система сама обеспечивала материальное бытие людей), является тем преимуществом, которые выводит русскую цивилизацию на вершину развития человечества в настоящий период.
Бесспорно, эгоцентричный – эгоистичный, меркантильный менталитет влиятельных представителей западной цивилизации (увы не учёных, а – власть предержащих «денежных мешков») настораживает своим социальным поведением, в том числе и в отношениях между государствами Запада и Востока. В этой связи только физическая сила русской цивилизации, не раз в истории доказавшая свою материальную и духовную православную человеколюбивую мощь, воздействует на мечущееся в поисках эгоистичных ответов сознание различных влиятельных правителей в «затухающих США». Подлость и запугивание, разврат и уход от устоев, гарантирующих высокое духовное человеческое достоинство, это те атрибуты социального воздействия, которыми американцы надуются сохранить своё, уже иллюзорное благосостояние. Без метафизических, не меркантильных, высокодуховных человеколюбивых ценностей, США вскоре разложатся. Остаётся открытым вопрос – способен ли сегодня кто-либо там провозгласить такие ценности?
Валерий Иванов, Вильнюс. 


Рецензии