Добромила Иванова. 218 Жемчужина

…- Брахман – единая природа всего мироздания, высшее сознание – обладает тремя качествами, которые на санскрите звучат как «Сат», «Чит» и «Ананда».
В переводе с санскрита, эти термины означают соответственно «Вечность, Знание, Блаженство». И эта концепция позволяет медитировать на эти качества Брахмана и тем самым видеть перед собой не некую абстрактную субстанцию высшего сознания, не поддающегося описанию, а вполне конкретный медитативный образ.
Согласно Упанишадам, индивидуальная душа – «джива» или «атман» – по своим качествам тождественна Брахману – высшему сознанию. Это позволяет понять, что наше истинное «Я» также обладает тремя изначальными качествами – вечностью, знанием и блаженством. А всё остальное является пеленой невежества, которая скрывает от человека знание о том, кем он на самом деле является.
Вечность – первое из качеств, которым обладает индивидуальная душа. Душа обладает вечной природой, находится за пределами времени и пространства и потому не подвержена разрушению. Смерть материального тела не влечёт за собой смерть души. Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные. Также душа обладает качеством неуязвимости и не может быть уничтожена. Тот, кто осознал себя как вечную душу, избавляется от материальных привязанностей и страха смерти, который присутствует в сознании каждого живого существа с безначальных времён. Осознание же того факта, что наше истинное «Я» не подвержено ни смерти, ни разрушению, позволяет обрести свободу от привязанностей и страхов.
Знание – второе качество, которым обладает индивидуальная душа. Поскольку индивидуальная душа едина с высшим сознанием и тождественна ему, она обладает всем совершенным знанием о природе всех вещей и явлений Вселенной. Именно поэтому многие духовные учителя говорят о том, что познание истины, а точнее, её осознание, гораздо проще, чем кажется.
Блаженство – третье качество, которым обладает индивидуальная душа. Счастье и страдание – это весьма субъективные понятия. Один из самых ярких примеров – погода. Одна и та же погода может одному человеку причинять страдания, а другому приносить радость. Кто-то любит солнечную погоду, кто-то дождливую. И парадокс заключается в том, что человек сам принимает решение: от чего он будет страдать, а от чего испытывать удовольствие. Наш ум сам разделяет вещи и явления на приятные и неприятные. Затем ум стремится к приятным явлениям и отталкивает неприятные. Этот процесс порождает привязанность и отвращение. Желание получить приятное и избежать неприятного и приводит, в свою очередь, к страданиям. Осознание иллюзорности этой двойственности, понимание того, что все события и явления абсолютно нейтральны, и только мы сами придаём им ту или иную эмоционально-чувственную окраску, позволяет оставаться невозмутимым в счастье и в горе. Обладая способностью различать главное и второстепенное, человек и обретает состояние блаженства, когда его органы чувств находятся под контролем. Тот, кто, подобно черепахе, втягивающей голову и конечности в панцирь, способен отводить свои чувства от объектов чувственного восприятия, обладает устойчивым, духовным разумом.
Очень точное сравнение с черепахой, которая втягивает голову и конечности в панцирь. Когда органы чувств находятся под контролем и не вовлекаются в процесс разделения объектов и явлений на приятные и неприятные, исчезает сама причина страданий. Когда ум более не беспокоят объекты наслаждений и страданий, он обретает покой, который и можно описать как блаженство, не зависящее от внешних условий. Нет счастья, равного спокойствию. Именно беспокойство ума, порождаемое разделением окружающего мира на чёрное и белое, вовлечение в эту иллюзию двойственности приводят к страданиям.
Таким образом, Сат-Чит-Ананда – это три качества Брахмана и три качества каждой индивидуальной души. Эти качества уже присутствуют в каждом живом существе, но временно сокрыты пеленой заблуждений. И задача каждого, кто идёт по пути самопознания, – осознание этого факта познания себя как вечной души, обладающей всем совершенным знанием и пребывающей в непрерывном блаженстве, не зависящем от внешних условий.
Веды утверждают, что Кришна, являясь Абсолютом, обладает безграничными энергиями. Одно из качеств Верховной Личности называется сатйа-санкалпа, что означает следующее: Любое Его желание или намерение всегда в совершенстве выполняется Его разнообразными энергиями. Его желание – это уже свершившийся факт.
Его тело и форма обладает совсем иной природой, чем тела и формы обычных живых существ. Не существует различия между Его телом и душой. Он абсолютен. Все Его чувства трансцендентны. Каждый из Его органов чувств может совершать работу любого другого. Нет никого выше Его или равного Ему. Его энергии разнообразны, и поэтому Его деяния свершаются в естественной последовательности.
Верховному Господу нет необходимости тяжело трудиться для того, чтобы что-то происходило в духовном и материальном мироздании. Всё приводится в движение безграничными энергиями Кришны, которые действуют в соответствии с Его желанием и волей.
Его энергии бесчисленны, божественны, вечны и составляют все сущее. Энергии Кришны всегда находятся с Ним, Ему не нужно делать что-либо, чтобы приобрести их. И по количеству, и по качественному составу, Его энергии бесконечны, и постоянно расширяются. Поэтому их невозможно описать полностью.
Энергии Абсолютной Личности непостижимы для материального ума. Иногда эти энергии проявляются, а иногда находятся в непроявленном состоянии. Множество противоречивых возможностей и энергий сосуществуют в Верховной Личности Бога, но, поскольку Он является Абсолютом, все эти противоречия примиряются в Нем. Пока живое существо находится в материальном мире в состоянии иллюзии, т.е., воспринимая мир через призму несовершенных чувств и ума, оно не способно понять многих вещей. Материальный ум, ограниченный небольшим количеством серого вещества, не в силах охватить безграничное. У того, кто живет на уровне ума, просто не укладывается в голове, как все эти непостижимые энергии исходят из Верховной Личности Бога, и как Он существует в бесчисленных формах, как Господин и духовных, и материальных энергий, находящихся как в проявленном состоянии, так и в состоянии потенциала.
Между энергиями нет разницы, поскольку с духовной точки зрения все они являются достоянием Кришны. В Ведах мы можем встретить утверждение, что всё есть Брахман (Дух). Это выражение указывает на единство Бога и Его энергий. Вместе с этим Веды описывают, что Личность Бога всегда имеет собственное существование, как Высший Источник этих энергий. Таким образом, Кришна всегда един со своими энергиями, и одновременно всегда отличен от них. Тот, кто глубоко понимает эту истину, и смотрит сквозь нее на мир, достигает вершин самоосознания.
Разделение энергии на три категории
С точки зрения Верховной Личности Бога, обладающего недвойственной природой, все энергии едины. Однако, с точки зрения живых существ, между энергиями Абсолюта необходимо проводить различие, т.к. соприкасаясь с различного рода энергиями, живое существо может переходить в то, или иное состояние. Пребывая в материальном мире, живому существу важно выйти из состояния иллюзии и понять реальное положение вещей. Для более легкого понимания Веды подразделяют энергии Кришны на три категории: внутренняя - высшая, духовная; внешняя - низшая, материальная; пограничная - частицы высшей энергии, склонные попадать под влияние низшей энергии.
Господь Кришна обладает тремя энергетическими преобразованиями, которые известны как 1) духовная энергия, 2) живые существа, а также 3) иллюзорная энергия.
Духовный мир является проявлением внутренней энергии. Материальный мир – проявление внешней энергии. Живые существа [i], являясь частицами внутренней энергии, относятся к пограничной энергии.
Внутренняя энергия Верховной Личности Бога полностью неотлична от Самого Кришны. Нет разницы между телом Верховного Господа, Его умом и Его Личностью. Он – Абсолютная Истина. Поэтому его тело, ум и Сам Он едины и абсолютны. Об этом говорится в Ведах.
В материальном мире живое существо не имеет определенного, закрепленного за ним тела, а переселяется из одного тела в другое. Господь же не делает этого. Когда бы Он ни появился, Он воплощается во все том же изначальном теле, благодаря Своей внутренней энергии. Другими словами, Кришна нисходит в этот материальный мир в Своей изначальной вечной форме, с двумя руками, держащими флейту. Он появляется в Своем нетленном теле, которого не может коснуться материальная скверна.
Внутренняя энергия Кришны – это та энергия, с помощью которой Он знает самого Себя, и испытывает блаженство в Самом Себе.
Душа склонна принимать прибежище или в духовном, или в материальном мире. Таким образом, душа по своему выбору может поставить себя в зависимость от одной из двух энергий: внутренней или внешней. Поэтому сами индивидуальные души, т.е. живые существа, являются проявлением третьей энергии: пограничной.  Хотя живые существа и принадлежат к Высшей энергии [духовному миру], они склонны к тому, чтобы покрываться низшей энергией.
На санскрите пограничная энергия называется словом татастха. Место на берегу реки, которое то покрывается водой, то является сушей, называется "тата". Это место относится как к земле, так и к воде, и поэтому ему присущи характеристики как земли, так и воды. Индивидуальные души (исходящие из пограничной энергии) полностью духовны. Тем не менее, они могут попадать под влияние мертвой материальной энергии. В этом индивидуальная душа отличается от духовного мира, который никогда не соприкасается с миром материи. Но в то же время, индивидуальная душа не имеет ничего общего с материей. В этом смысле индивидуальная душа и не дух, и не материя. Именно поэтому Верховная Личность Бога и индивидуальные души вечно отличаются друг от друга». Вместе с этим отличием, Верховный Господь и живые существа качественно едины, т.к.относятся к духовной природе.
Живое существо, в отличие от Абсолютной Личности, не может быть самодостаточным. Его природа – пограничная, и в результате этого индивидуальная душа испытывает объективную потребность принимать прибежище либо в духовной (внутренней) энергии Бога, или в Его внешней (материальной) энергии. Именно пограничная природа является ответом на ранее поставленный вопрос о том, почему вера является основой бытия индивидуальной души.
Веды описывают, что настоящим домом для души, является духовный мир, а не материальный: Изначальное положение живого существа состоит в том, чтобы быть вечным слугой Бога. Живое существо принадлежит к пограничной энергии Кришны. Оно одновременно едино с Кришной и отлично от Него, подобно тому, как корпускула солнечного света одновременно едина с солнцем и в то же время отлична от него. Кришна обладает тремя видами энергий.
Почему же души принимают прибежище материи? Потому что они изначально наделены свободой воли, и значит, могут использовать ее неправильно. А почему они наделены свободой выбора? Потому что без свободы нет настоящей любви.
Почему, приняв прибежище материи, души покрываются невежеством? Это происходит вследствие их ограниченности. В этом случае уместна аналогия с облаками. Облака иногда скрывают от нашего взора солнце. Однако само солнце остаётся неизменным. Понятие солнца, скрытого облаками, присуще только существам, имеющим ограниченное видение. В данном примере облака сравниваются с материальной энергией, тогда как солнце – с духовной, внутренней энергией, неотличной от Самого Кришны.
Хотя все энергии и исходят из одного источника, тем не менее, они действуют по-разному. В пример можно привести электроэнергию, которая в разных условиях может действовать совершено противоположно. Она используется в обогревателе и холодильнике. Хотя источник всех энергий один, не следует путать между собой их функции.
В священных писаниях утверждается, что, когда человек осознаёт Кришну и положение Его энергий, он не способен более оставаться во тьме неведения.
 Тот, кто осознаёт проявления Кришны и трёх Его разных энергий, не может больше оставаться в неведении своей природы и окружающего его мира.
К внутренней энергии Кришны относятся все планеты Вайкунтхи, все вечные атрибуты Господа, такие как Его одежда, украшения и т.д., а также Его вечные спутники – мама Яшода, Шримати Радхарани и другие. Внутренняя энергия обладает личностной природой и стало быть сознанием (чит-шакти), и не просто сознанием, а сознанием Кришны. Все эти трансценеднтные личности вечно служат Кришне, и Кришна вечно отвечает им взаимностью. Поэтому эту категорию личностей называют внутренней энергией, что указывает на особую близость их взаимоотношений с Кришной.
Внутренняя энергия проявляется в трех основных аспектах.
Первая это сандхини-шакти – энергия вечного бытия, «кирпичи и цемент», из которых построен духовный мир. Трансцендентная земля, дома, одежда, утварь и другие «предметы» в духовном мире принадлежат к этой категории. Энергией сандхини-шакти повелевает Господь Баларама.
Вторая энергия – это самвит-шакти или энергия знания. Благодаря этой энергии происходит процесс взаимодействия между Кришной и Его бесчисленными преданными – в ходе, которого преданные служат Ему, а Кришна принимает их служение. Все духовные чувства работают «на этой энергии» – когда мы видим Кришну, слышим мелодию Его флейты, делаем что-то для Него, говорим о Нем, вкушаем Его прасад и т.д.
Третья энергия – это хладини-шакти или энергия наслаждения, которая проявляется в виде безграничного блаженства которое взаимно испытывают Кришна и Его преданные в процессе чистого преданного служения. Шримати Радхарани олицетворяет сущность всей хладини-шакти.
Внешняя энергия Господа называется так потому, что она как бы отделена от Него. Один раз (в вечности) бросив на нее Свой взгляд и так приведя ее в движение, Кришна, как правило, непосредственно не вмешивается в ее дела. Тем не менее Он полностью контролирует свою внешнюю энергию, хотя мы этого непосредственно не видим. Благодаря этой кажущейся отделенности от Кришны, внешнюю энергию называют майей или иллюзией.
Внешняя энергия образует этот материальный мир, состоящий из трех стихий материальной природы (благость, страсть и невежество) и результатов их взаимодействия и преобразования – материальных элементов, органов чувств, полубогов и т.д.
Живые существа, дживы, то есть мы с вами, принадлежат к пограничной энергии. Строго говоря мы являемся проявлениями аспектов самвит и хладини внутренней энергии Кришны, но очень крошечными – буквально бесконечно маленькими. Живые существа подобны точкам, находящихсяся на самой границе духовной энергии, но все-таки принадлежащих ей.
Благодаря своей бесконечно малой природе все живые существа находятся или под влиянием внешней или внутренней энергии, таким образом образуя категории нитья-баддх или вечно обусловленных и нитья-сиддх или вечно освобожденных душ.
Внешняя энергия является тенью или искаженным отражением внутренней энергии Кришны. В материальном мире также имеется бытие, знание и блаженство – но в чрезвычайно недолговечном, ограниченном и сером варианте. Разнообразные объекты, которые мы видим в материальном мире существуют здесь лишь потому, что в духовном мире имеются их духовные прототипы. И самое главное различие в том, что в духовном мире все эти объекты служат Кришне, в то время как в материальном – существуют как-бы отдельно от Него. Хотя, как правило, материальная энергия существует отдельно, по воле Кришны в некоторых местах духовная энергия как-бы «вторгается» в нее. Результатом этого являются такие феномены как земные Вриндаван, Навадвипа, а также многочисленные Святилища Господа, в которых параллельно существуют и материальная, и духовная реальности.
По отношению к живому существу внешняя энергия или майа имеет две функции: пракшепатмика-шакти и аваранатмика-шакти. Сперва при помощи первой она привлекает к себе невезучее обусловленное живое существо, а за тем при помощи второй – сбрасывает его в еще более глубокие пучины иллюзии.
Между вечными спутниками Господа, принадлежащим к Его внутренней энергии и живыми существами, принадлежащими к Его пограничной энергии, существует вечная разница. Вечные спутники Кришны по определению никогда не могут упасть в материальный мир, в то время как мы, по крайней мере теоретически, всегда склонны к падению. Взаимоотношения между вечными спутниками Кришны и обусловленными дживами проявляются довольно интересно. Сами по себе обусловленные живые существа даже не подозревают о существовании духовной реальности. Но по воле Кришны Его вечные спутники время от времени приходят в материальный мир, дают им свое общение и таким образом освобождают их из оков материального рабства. Достигнув же духовного мира и переходя в разряд освобожденных джив, мы занимаем свое изначальное положение слуг слуг слуг… вечных спутников Кришны. Это и означает «находится под влиянием внутренней энергии».
Вышеперечисленные деления энергий на внутреннюю, внешнюю и пограничную имеют место лишь с нашей точки зрения, с нашей ограниченностью. Для Кришны же все Его энергии равны. Это означает, что по Его воле внешняя энергия может начать действовать как внутренняя, внутренняя – как внешняя или пограничная и т.д. В действительности с энергиями ничего не происходит – на абсолютном плане их конституциональное положение неизменно и духовно. Подобные изменения происходят лишь с нашей ограниченной же точки зрения (заметьте, что даже освобожденное живое сущесту несколько примеров. Когда преданный достигает чистой любви к Кришне, его внешнее тело перестает быть материальным. Оно становится духовным – чин-мойа деха. Может казаться, что оно остается подверженным законам материального мира. Но это не так. Тело чистого преданного полностью занято в транцендентном любовном служении Господу и поэтому проявляет все признаки духовной энергии, включая вечность, знание и блаженство. То же самое происходит, когда преданные занимают внешние объекты: машины, компьютеры, продукты питания и т.д. –  в служении Кришне. Может быть и наоборот. Например, когда святое имя Кришны, трансцендентное по своей природе, произносят имперсоналисты, то Кришна уходит из него, и такие люди произносят просто пустой материальный звук.
Подобные свойства энергий Кришны описываются как ачинтйа-бхеда-абхеда-таттва или «непостижимое одновременное единство и различие Кришны и Его энергий». Кришна является источником всех энергий. Источник энергии не имеет смысла без существования энергий, и энергии не могут существовать без наличия источника энергии – это составляет их абхеду или единство. Вместе с тем, мы можем рассматривать как Кришну, так и Его энергии отдельно, сами по себе.
Например, частички солнечного света не могут существовать отдельно от солнца. Точно также солнце не может существовать без своих лучей. В этом их единство. Вместе с тем и солнце и частички солнечного света обладают своими уникальными свойствами. Солнечные лучики подобны маленьким солнышкам и проявляют некоторые из качеств солнца в ограниченной степени – такие как свет (определенной длины волны) и тепло. Эти частички обладают индивидуальным бытием, и вместе с тем они являются неотъемлимой частью солнца. Солнце вмещает в себя свойства всех своих лучей, причем в несоизмеримо больших количествах. И помимо этого оно обладает дополнительными характеристиками, будучи огромной огненной планетой, поддерживающей жизнь во вселенной.
Другим примером является золото, содержащееся в золотоносной жиле и добытый из нее золотой самородок. Золотоносная жила является источником самородка и таким образом тесно связаны, но вместе с тем они обладают самостоятельным существованием. Точно также Кришна, будучи источником всех своих энергий, обладает всеми их качествами в безграничной степени.
Например, Он обладает всеми качествами «Яшомати-нандана», «Вайдьянатха» и т.д. – в бесконечной степени. И вместе с тем Он – вечно юный пастушок, чарующий всех звуками своей флейты и обладающий другими неисчислимыми уникальными личностными качествами. Кришна наглядно показал это в истории, когда Брахма украл мальчиков и телят. Кришна мгновенно распространил себя в формы этих мальчиков и телят. Да так, что их родные матери ничего не заподозрили. Но все эти «мальчики» и «телята» обладали качествами Верховной Личности Бога.
То есть Кришна, будучи источником всех энергий, обладает качествами этих энергий. Он подобен драгоценному камню вайдурья, одна из граней которого синяя, другая зеленая, третья красная и т.д. Но Он распространяет Себя в формы своих разнообразных энергий, обладающие уникальным существованием, для того чтобы наслаждаться Своими взаимоотношениями с Ними.
Можно привести пример нашего тела. Каждая его клеточка пронизана сознанием души и находится под ее контролем. Вместе с тем эти клеточки также являются живыми существами и ведут самостоятельное существование, хотя и не являются полностью независимыми. Так что мы, живые существа, обладаем сознанием, свободой воли и другими личностыми характеристиками, и вместе с тем мы являемся частичками Верховного существа – Кришны.
Таким образом Кришна одновременно безграничен и ограничен. В Своем безграничном аспекте Он всеведущ и всемогущ. Однако в Своих ограниченных проявлениях, как дживы, Он обладает способностью к вечному познанию новых аспектов Самого Себя. Именно это взаимодействие между безграничным и ограниченными проявлениями Абсолюта и порождают феномен удивительных вечно свежих и вечно расширяющихся игр Господа.
Эта философия называется ачинтйа, непостижимой, потому что ее невозможно понять на материальном уровне – она будет казаться хаотическим клубком противоречивых утверждений. Но мыслить в ее категориях – это совершенно естественно для того, кто обрел хотя бы небольшое понимание того, что Кришна – Верховная Личность Бога, причина всех причин. Эту философию поистине можно назвать кульминацией всей теистической философии, потому что она показывает, что Абсолютная Истина, настолько полна и закончена, что с легкостью объединяет и примиряет в себе все, казалось бы, самое непримиримое.
Шримати Радхика — это трансформированная любовь Кришны. Она является Его внутренней энергией, называемой хладини. Энергия хладини даёт наслаждение Кришне и питает Его преданных. Эта энергия есть личностное проявление блаженства Верховного Господа, по средством которого Он испытывает наслаждение. Квинтэссенцией энергии хладини является любовь к Богу, квинтэссенцией любви к Богу является эмоция (бхава), а высшая стадия эмоции называется махабхавой.
Действие хладини-шакти имеет своим результатом любовь к Богу, которая бывает двух видов: 1) чистая любовь к Богу. 2) смешанная любовь к Богу.
Живое существо становится возлюбленным Бога, исполненным чистой любви к Нему, только тогда, когда оно с целью привлечения Шри Кришны наделяется хладини-шакти, которая исходит из Него Самого. Но когда та же самая хладини-шакти смешивается с внешней материальной энергией и исходит из самого живого существа, такое проявление хладини-шакти не привлекает Кришну; тогда, наоборот, само живое существо привлекается великолепием материальной энергии. Вместо того, чтобы стать одержимым любовью к Богу, живое существо становится одержимым жаждой материальных чувственных наслаждений, и в результате его соприкосновения с гунами материальной природы им овладевают тягостные, горестные чувства, являющиеся следствием взаимодействия этих гун.
Шри Радха является воплощением махабхавы. Она исполнена всех добродетелей, и среди всех прекрасных супруг Господа Кришны Она словно сверкающий драгоценный камень. Действие хладини-шакти в чистом виде проявляется в поступках девушек из Гокулы и Шримати Радхарани, которая является главным лицом в этой трансцендентной группе. Квинтэссенцией хладини-шакти является любовь к Богу, квинтэссенцией любви к Богу является бхава, трансцендентное чувство, а высшая стадия бхавы называется махабхавой. Шримати Радхарани есть воплощение этих трёх аспектов трансцендентного сознания. И потому она представляет собой проявление высшего принципа любви к Богу и является высшим объектом любви Шри Кришны. Ум, чувства и тело Шри Радхики проникнуты любовью к Кришне. Она является личной энергией Кришны, и Она помогает Ему Своим участием в Его играх. Шримати Радхарани, как и Кришна, имеет абсолютно духовную природу. Она всецело духовна, поэтому и Её тело, и Её ум одного духовного происхождения. Поскольку Её тело духовно, Её чувства также имеют духовную природу. Её тело, ум и чувства находят высшее выражение в любви к Кришне. Она — воплощённая хладини-шакти (энергия, относящаяся к внутренней энергии Кришны и дающая наслаждение), и потому она — единственный источник наслаждения для Шри Кришны.
Шри Кришна не может наслаждаться тем, что по своей сущности отлично от Него. Поэтому Радха и Шри Кришна тождественны друг другу. Сандхини, один из аспектов внутренней энергии Шри Кришны, проявила Всепривлекающую форму Шри Кришны, и та же внутренняя энергия в своём аспекте хладини проявила Шримати Радхарани, которая привлекает даже всепривлекающего. Никто не в состоянии соперничать со Шримати Радхарани в трансцендентных играх Шри Кришны.
Основой энергии сандхини является шуддха-саттва. Она — та сила, которой держится существование Господа Кришны. Всё окружение Кришны, Его обитель, дворец, ложе, представляют собой трансформированную шуддха-саттву. Кришна всегда имеет абсолютно духовную природу. Все атрибуты Его существования также есть проявления сандхини-шакти, или трансформированная вишуддха-саттва.
Чтобы прояснить это более понятным, следует сказать, что эта сандхини-шакти, один из аспектов внутренней энергии, поддерживает и проявляет всё многообразие духовного мира. В царстве Бога слуги, служанки Господа и всё остальное представляют собой преобразованное духовное существование сандхини-шакти. Подобно этому, сандхини-шакти, энергия существования внешней энергии распространяет всё многообразие материального мира, видя которое, мы можем получить некоторое представление о духовной сфере. Состояние чистой благости (шуддха-саттва), в котором Верховного Господа можно видеть ничем не скрытым, называется васудева.
Итак, Господь Кришна, Его имя, слава, качества и всё, что принадлежит Ему, пребывает в сандхини-шакти, одном из аспектов внутренней энергии Господа.
Квинтэссенцией энергии самвит является знание, что Господь Кришна — Верховная Личность. Все остальные виды знания — лишь составляющие этого знания. Действие самвит-шакти имеет своим результатом сам факт познания. И Господь, и живые существа имеют знание. Как Верховная Личность Шри Кришна обладает полным знанием обо всём, и потому ничто не препятствует Его познанию. Он может получить знание, просто взглянув на объект, тогда как обычные живые существа сталкиваются на пути познания со множеством препятствий.
Существует три вида знания, которым обладают живые существа: 1) непосредственное знание; 2) косвенное знание; 3) искажённое знание.
Знание, которое мы получаем, воспринимая материальные объекты материальными органами чувств, такими, как глаза, уши, нос и руки, без сомнения является искажённым. Эта иллюзия есть то, что преподносит нам материальная энергия, которая претерпевает искажающее воздействие самвит-шакти. Априорное представление об объекте, находящемся за пределами чувственного восприятия представляет собой косвенное знание. Это знание нельзя назвать целиком и полностью несовершенным, но оно является частичным. Оно проявляется в форме осознания безличного аспекта духовного бытия и философии монизма. И только, когда фактору знания, самвит, сообщается знание, которое содержит энергия хладини, относящаяся к той же внутренней энергии, и они действуют вместе, тогда живое существо может познать Верховного Господа. Самвит-шакти следует поддерживать именно в таком состоянии. И материальное знание, и косвенное духовное знание являются побочными результатами действия самвит-шакти.


Рецензии