Хороший нехороший человек

      Это случилось в маленьком горном ауле на юге Дагестана во время Великой Отечественной войны. Стояли дождливые осенние дни. Поиграв на улице с детьми, маленькая девочка Пакизат шла домой. Открыв калитку, увидела свою бабушку Гевгьер, со слезами на глазах выходящую из помещения для «хьар»*. Внучка кинулась обнимать ее со словами: «Что случилось, баде (бабуля)? Почему ты плачешь?» Бабушка подвела ее к открытой двери помещения. Девочка не поверила своим глазам, хьар был разрушен совсем, камня на камне не осталось! «Кто же это сделал?» - вопрос девочки некоторое время завис в воздухе. Затем она начала громко реветь, приговаривая: «Кто же этот нехороший человек, где ж, мы теперь хлеб будем печь?» Бабушка Гевгьер быстро вытерла уголком платка свои глаза и со словами: «Не плачь, родная, найдем уж где для тебя хлебушек печь…», - крепко прижала внучку к себе.
За пару дней до этого случая Нажмудин - папа Пакизат, участвовал в заседании Правления колхоза, где бурно обсуждали текущие вопросы, в том числе и бесконечные дожди последнего времени, мешающие уборке колхозного урожая. Когда собрание закончилось и собрались расходиться, кто-то сказал, что женщине в соседний с Нажмудином дом почтальон принес «треугольник»** с черной вестью. Ее муж, отец семерых детей, погиб на войне. Все разом сели обратно, задумались.  Вспомнили, что эта большая семья с маленькими детьми и так находится на грани голода. А теперь еще и такое… «Разовая помощь не спасет положение, а регулярно… у каждого своих проблем хватает», - сказал про себя Нажмудин. «У этой семьи во дворе в помещении находится капитальный «хьар», который перед войной смастерил хозяин дома, - с грустью в голосе рассуждал кто-то, – только из чего им бедным теперь печь хлеб, где им на такую большую семью муку достать?» «Стоп! - твердо сказал Нажмудин. Надо сделать так, чтобы все женщины села хлеб печь ходили к ним! Не ахти какое решение, но это может помочь… » Все резко повернулись к нему.  Это, действительно могло быть решением, так как в этом селении, как и во многих окружающих, было негласное правило, адат: если кто разжигает соседский «хьар» и печет на нем хлеб, обязательно оставляет хозяину целый или половинку хлеба.  С этим непротокольным решением члены Правления согласились.
Нажмудин, придя домой, прежде всего, рассказал Гевгьер – своей матери, о горе, случившемся в семье женщины из соседнего двора.  Затем он поведал о негласном решении, принятом меж собой членами Правления колхоза. Мать сказала, что зайдет с женой Нажмудина к соседке выразить свои соболезнования и отнесет им хлеб. Но заметила, что не хотела бы на их «хьар» печь свой хлеб, тем более она недавно привела свою печку в порядок. Но хлеб она им будет носить после каждого раза, как будет печь для своей семьи. Сыну ответ матери не понравился, особенно ее последние слова. Он в резкой форме сказал: «ПОЗВОЛЬ ЛЮДЯМ СОХРАНИТЬ СВОЕ ДОСТОИНСТВО, А СЫНУ СВОЕМУ - ЛИЦО!»
… Неизвестного, громившего хлебную печь, не нашли. Правда, особо и не искали. Да и некогда и некому было. Большинство взрослых мужчин были на фронте, а остальным, уставшим и исхудавшим от физических перегрузок в полуголодном состояния, от переживаний военного времени, с тоскливыми от постоянных дождей той осени лицами, было не до разрушенной печи. Мысли всех были заняты вопросом, смогут ли без потерь собрать колхозный урожай…
Но большая семья соседки спаслась благодаря их «хьар» и еще одному человеку, который часто приходил и помогал им держать печь в рабочем состоянии. Человеку хорошему, которого некогда собственная дочь, не разобравшись назвала нехорошим…

П.С. Со временем, идея Нажмудина «пошла» в народ. И даже после войны в больших селах еще долго придерживались этого негласного правила: на каждой отдельной улице или части села (мягьле) пекли хлеб на «хьар» конкретного двора, хозяева которого, по общему мнению, больше других нуждались в этом. Имена таких людей, как Нажмудин и их идеи, хоть и небольшие, но способствовавшие спасению людей в тяжелые для страны и народа годы, доброй памятью хранятся в истории народа...
* хьар - специальная печь для выпечки хлеба, широко известного на Кавказе под названием «Лезгинский хлеб». Такую печь обычно ставят во дворе в небольшое, отдельно стоящее помещение.
** «треугольник» - письмо с фронта. Письма со фронта обычно приходили на бумаге, сложенной в виде треугольника.
          Автор выражает  благодарность Рагимхановой Пакизат Нажмудиновне.


Рецензии