Мои клиентки

Лошадь ещё можно привести к водопою,
но никогда не заставить напиться,
если она того не хочет.

       Почему именно клиентки, а не клиенты? По опыту скажу, что более 90 % всех моих посетителей на массаж, да и на тренировки – это женщины. Наверное, потому что они более чувствительные, им по природе всегда нужно быть в форме, так как на них семья, быт, дети и мужья тоже. Они продолжательницы рода человеческого, в конце концов. И, если они слягут от пошатнувшегося здоровья, то хана всему, что от них зависит, что лежит на их плечах. Возраст моих клиенток самый разный: от 3-х до 81 года. Увы, болезням все возрасты покорны. Такова жизнь.
       Мужчины за редким исключением более «деревянные», если так можно выразиться. «Болит, ну и пускай болит. Переболит! Нет, это не от этого и не от того, это фигня! Да это я неудачно поднял груз, да это мы с друзьями на рыбалке лихо посидели, да это я чего-то схавал не того…. Ничего, пройдёт само собой как-нибудь». Укоренившийся постулат «Мужикам не пристойно плакаться» порой играет с ними злую шутку. И только когда что-то уже отваливается, сыплется, не даёт шевелиться, откровенно болит, скрипит и тому подобное (особенно, если врач лично скажет и убедит), тогда ладно, давай лечи меня. И так скептически, нехотя, вальяжно, горделиво, будто это мне нужно, а не ему. Своим согласием он чуть ли не проявляет ко мне великое снисхождение. И даже, если удастся его вернуть в «мир иной», где ничего не болит, кроме головы на похмелье, он всё равно не женщина. Восторгаться не будет, благодарить – максимум сухое «спасибо» на прощание. А что? Я ведь тебе за это заплатил! И так до следующего «пике», если доживёт.
       А женщина независимо от возраста всё познаёт в сравнении. О! Уже не болит! Класс, значит, стала здоровее, лучше, привлекательнее, сильнее (каждой своё). Теперь можно дальше ломовой лошадью тащить на своих хрупких плечах груз семейных проблем (одна крайность) или сиднем сидеть в интернете (по-необходимости или по-глупости) до одури в голове и цветных кругов в глазах (другая крайность). После, когда где-то в пояснице или между лопатками чего-то опять заколет-заболит - к врачу, от него в аптеку. Помогло лишь на время, опять к врачу, опять в аптеку. И так по нескольку раз, а уж когда вера в волшебную силу лекарств иссякнет – ладно, чего он ещё там рекомендовал? Ага – к массажисту. Но здоровье убито и денег уже почти нет, да и жалко. А вдруг не поможет?! Ведь у меня и там, и здесь, и тут. Куда пойти? Вон их сколько развелось. Говорят («сарафанное радио» – лучшая реклама), что вот этот толковый, да только предупреждают, что у него особо не полежишь. Нет, чтоб только спинку почёсывать в удовольствие, так он ещё и лечебную гимнастику заставляет делать, а пока массирует, вдобавок мозги компостирует своими лекциями о причинах болей и как дальше жить здорово, в смысле не болеть.
       Только так, а не иначе. Клиент должен знать, что на самом деле болит, причину болей и алгоритм борьбы с ними на будущее. Ему нужно дать знания. Если знания прячутся или лежат мёртвым грузом – это преступление против человечества. Я учу человека не болеть и не только спиной. А дальше право выбора за ним: или менять своё отношение к себе и вырываться на другой уровень, или бежать по старым затоптанным тропинкам. Всё на его совести.
       За многолетнюю практику у меня сложилось впечатление, что существует четыре типа клиентов, простите - клиенток. Проходит время, и я обязательно когда-нибудь с ними пересекаюсь. Земля ведь круглая. И хотя имена забыты (всех разве упомнишь), но зрительная память у меня хорошая. Могу даже вспомнить их проблему, припомнить особенности телосложения, кожи, мышц. Что собственно и не удивительно – я ведь с этим имею дело. И вот уже меня окликают в толпе по имени-отчеству. Я оглядываюсь и припоминаю свою клиентку. Была у меня когда-то.
       – Здравствуйте!
       – Здравствуйте! Как спина, как здоровье?
       – Всё хорошо, даже отлично! Ничего не болит. Водичку пью, какую вы сказали. Упражнения ваши делаю регулярно. Мужа на них подсадила, и детишек приучила, подругам рассказала. Спасибо вам!
       Вижу, что не врёт. По коже лица, по здоровому румянцу на щеках, по исходящей энергии, по бодрости, по светящемуся взгляду, по ровной осанке. Одним словом – живая!
       – Молодец! Так держать!
       Это 1-й тип. Я их называю трудягами, правильными или живыми. Они применяют полученные от меня знания. Им, если что, массажист не нужен. А если что с ними не произойдёт, потому что регулярно работают над собой. А если и произойдёт, то усвоили от меня принципы подхода к решению подобных проблем. Но таких меньшинство. На десять человек в лучшем случае одна или того меньше. Я искренне рад за них. И как ни странно звучит от меня – рад, что они ко мне больше не придут, потому что здоровы. Потому что я их вылечил в полном смысле этого слова. Не залечил, а вылечил (научил не болеть). Без работы я не останусь, так как есть второй и третий тип.
       2-й тип – фифти-фифти, камси-камса, ни туда - ни сюда. При встрече голос не такой бодрый, и взгляд потускневший, и энергия не фонтан, и…, и…
       – Как дела?
       – Ой, вы знаете, как от вас ушла, долго ничего не болело. Так хорошо было. Я, правда, ничего и не делала, водичку перестала пить, советы ваши забыла. Не болит уже, так чего напрягаться! А потом раз-два и прихватило: то там стрельнуло, то тут заныло. Но я-то уже наученная, знаю почему. По врачам и аптекам тупо не бегу, как бывало раньше. Ситуацию понимаю – сама виновата. Опять замешиваю воду, падаю на пол и вспоминаю ваши упражнения. Вначале трудно, как в первый раз, а после все лучше и лучше. Недавно так стыдно было перед собой!
       – Что так?
       – Когда от вас уходила, на последнем сеансе «ласточку» сто раз без отдыха делала. И это не двадцать лет назад, а вот только полгода прошло, а тут бах – еле пятнадцать раз осилила и с таким трудом! Нет, думаю, надо спасаться, а то так незаметно и старость подкрадётся. А как легче станет, опять всё забрасываю до следующего раза. Ведь времени на себя всегда не хватает. Но, если что, если вдруг не поможет, я к вам опять приду. Хорошо?
       Такие бывают, но их не много. От силы две на десяток, не больше. Им нужен толчок со стороны. Радует, что понимают куда падают и пытаются выкарабкаться. Хоть какое целенаправленное движение. И на том спасибо.
       3-й тип (таких подавляющее большинство) – откровенные лентяйки и пустышки. Взгляд потухший, согнутая спина, безжизненный цвет обезвоженного лица, энергии ноль, задавленная болями. Вся убитая и замученная, вроде и не была у меня на приёме. При встрече начинает стонать и перечислять, где у неё болит, хрустит, ноет и так далее. По врачам-аптекам бегала, залечивала, не помогло. Повстречавшись со мной, вспомнила, оживилась:
       – Ой! Можно я к вам опять приду, а то совсем плохо стало?
       Встречный вопрос:
       – И что мы будем делать?
       – Ну, как? – удивляется она, наморщив лоб. – Помнёте меня, может, полегчает и перестанет болеть.
       – Вы же знаете, как я лечу. Просто лежать не получится! Будем заново Америку открывать и велосипед изобретать? Вы же похожи на ту двоечницу, что оставили на второй год: те же упражнения, те же лекции о здоровье. Всё то же самое, ничего нового. Учил я вас, учил, а толку ноль. Вы от меня выйдете и вновь в ту самую яму попадёте от собственной лени. 
       Начинаются заезженные оправдания со стенаниями: времени нет, быт замучил, денег мало, дети не дают продохнуть, работы много, забот полон рот и т. д. и т. п.
       Тогда я беру её за кисть и спрашиваю:
       – А на вот этот маникюр, что со стразами, лепниной и умопомрачительными узорами время есть? И деньги на него нужны соответствующие. Баксов пятьдесят, не меньше! И это всего на пару-тройку недель! Я уж не говорю про остальное. Или я не прав?
       Чисто женский ответ подавляющего большинства клиенток:
       – Вы что! Ради этого я время и среди ночи найду, спать не буду, но пойду. И даже, если без ноги останусь, поползу. Это же красиво, и только у меня одной!
       Так живёт большинство. Главное, чтобы антураж был соответствующий: губы наколоты, брови набиты, ресницы с волосами наращенные, маникюр навороченный, зубы вкрученные, кожа гиалуронкой обколота. Целое навесное оборудование. В этом всё счастье. А что внутри никуда не годное здоровье и сплошные болячки, так это ж никому не видно. Главное – фасад. Как та конфетка из магазина: обёртка красивая, а развернёшь – внутри откровенное фуфло. Обёртку какую хочешь раз, два и состряпал, а над содержимым ещё ой как трудиться надо. Вот так и живут.
       Этих много, очень много. Они не радуют, над ними не хочется трудиться. Сизифов труд, да и только. И мне минус – не научил, а если научил, то не проняло до душевной глубины, в мозгу не осело, раз ничего не делает. Жаль, хотелось не только тело вылечить, но и душу с мозгами.
       Я это называю извечной мечтой идиотов и лентяев: ждут, когда в аптеке появится волшебная таблетка, которую выпьешь и можно сидеть сиднем за телефоном или компьютером, а параллельно литрами пить алкоголь и кофе, курить, колоться, нюхать «кокс», жрать без меры что ни попадя, но при этом оставаться молодой и красивой.
       Не ждите, не появится никогда. Потому что это не в интересах фармацевтики и больниц. Медицинской системе нужны больные люди. Они ; её хлеб. А если вдруг и появится, то человечество вымрет. Мы есть то, что едим, пьём, чем дышим и как двигаемся. Никакая таблетка не заменит эти жизненно важные функции, никакая. Так мы устроены.
       Есть ещё один тип клиенток – хитрые лентяйки. К подобному типажу относятся в основном женские особи еврейских корней. Они сразу предупреждают, чтобы я лишним не заморачивался и ничем не напрягал их. Делать ни у меня на приёме, ни у себя дома они ничего не будут. Только массаж с моей стороны. Это претит их существу, их принципам, их философии жизни. Всю неделю они ведут безобразный образ жизни (см. два абзаца выше), а роль волшебной таблетки отводят мне. По пятницам или субботам приходят на приём, и я настраиваю их как рояль на предстоящую неделю. Несмотря на постоянство и круговорот оных, таким абсолютно не рад. Откровенно не хочу за них браться. Не хочу ощущать себя той самой пресловутой таблеткой. Соглашаясь на их условия, я, по сути, работаю только над антуражем. Как ни приводи тело в порядок, оно всё равно будет разваливаться, потому что нутро никто лечить не хочет.
       Люди по большей части ленивые существа. Живут удовольствиями, наслаждениями, приятными ощущениями, вкусностями, эмоциями, настроениями, тёпленьким, жирненьким, сладеньким, красивеньким. Разум с логикой не в приоритете и включаются крайне редко. Все любят готовое и быстрое, чтобы не напрягаться. На людской лени в буквальном смысле паразитируют врачи, фармацевты, косметологи, стоматологи, диетологи и всякие распространители чудодейственных препаратов. Да ты хоть что на себя навешай, хоть трижды золотую таблетку съешь, но если лично не будешь трудиться над здоровьем, ничего не поможет.

15 мая 2021 г.


Рецензии