Новый год и Дед Мороз

      Моей мамочке Мезиной (Шалаевой)Татьяне Ивановне(1925-2000г.г.)посвящается
               
     В середине  прошлого  столетия, хорошую ёлку собрать было трудно, т.к. страна ещё не оправилась от последствий той страшной войны, которую развязала фашистская Германия. Советский народ трудился самоотверженно, восстанавливая по крупицам всё, что было уничтожено: заводы, фабрики, дома, создавал и строил новое.  Работали люди все от души с большим энтузиазмом и даже самый любимый для всех праздник – встреча Нового года, требовал от жителей умения применить все свои творческие задатки и, можно сказать, из ничего сделать праздник.  В нашем посёлке некоторые жители устраивали ёлки не только для своей семьи, но и для детей своих знакомых, родственников, соседей. Наша мама, посоветовавшись с папой, тоже решила устроить такую ёлку и сообщила об этом нам, детям. Мы восприняли это с радостью, стали думать, что приготовить гостям, какие подарки собрать, сколько человек может поместиться у нас в комнате возле ёлки. Кроме того, нам надо украшать чем-то ёлку. У нас были игрушки, но не так много и несколько вечеров мы с мамой сидели и сами делали игрушки. Из цветной бумаги мы склеили красивые гирлянды – это такие цепочки, которые очень просто смастерить. Надо было нарезать одинаковые по размеру полоски из цветной бумаги и склеить колечко, затем взять другую по цвету полоску и вдеть в первое колечко, склеивая и его. У нас получались большие красивые длинные цепочки, которые мы размещали на нижних ветвях ёлки. Мы изготавливали фонарики, снежинки, вырезали целые хороводы из бумаги, складывая её в несколько раз и выстригали по одному шаблону, а когда разворачивали, получались одинаковые фигурки, держащиеся за руки, а если ещё склеить две последние фигурки за руки, получался хоровод. Много чего мы придумывали, но главной выдумщицей была наша мама. Она столько много знала и умела, что мы каждый раз удивлялись этому. Помниться, что когда старший брат учил какое-нибудь стихотворение, мама его начинала декламировать наизусть и помогала Володе, если он запинался. Она, мама, для нас была первая затейница, а мы брали с неё пример.
    Папа дня за два-три уходил в лес за ёлкой и привозил её на санках. Она была замёрзшая, холодная с мороза, но обогревшись, оттаяв, она издавала такой аромат, что мы им просто наслаждались, пока её украшали. Эти, именно эти моменты, больше всего придавали осознания какого-то сказочного праздника. Они больше всего врезались в нашей памяти. Чтобы собрать подарки для гостей, мы клеили сами пакеты, а потом в каждый пакет раскладывали сладости: конфеты, печенье, пряники. Только подарки наши были не богатые, как сейчас, да и конфеты самые простые, но нам казалось, что вкуснее и лучше их нет на всём белом свете.
И вот настал долгожданный праздник. Ёлка была сказочно красива, а под ней стоял дед Мороз с палочкой и мешочком в руке. На лбу у дедушки был шрам. Я сразу это отметила и подбежала к маме, чтобы узнать, что же случилось с дедушкой. Мама тихонечко мне сказала, что дедушка упал на ледяной горке, когда поднимался к нашему дому. Дом наш, действительно, стоял на горе, а её зимой всегда заливали на морозе и катались на ледянках или на санках. Мне так было жаль дедушку Мороза, что на глазах у меня появились слёзы, но мама меня успокоила, сказав, что дедушке уже лучше, и он просил не беспокоиться. Тогда я  спросила у мамы: «Что у дедушки в мешочке?» Мама сказала, наверное, конфеты, он вас будет угощать ими, когда вы что-нибудь исполните для него. Я дедушке рассказала стихотворение о зиме и, он мне дал конфетку. Это была подушечка с вкусной начинкой, а сверху конфета была посыпана какао. Дед Мороз угостил и других детей. Было весело. Мы водили возле ёлки хороводы, танцевали, читали стихи, пели песни.
Праздник удался и напоследок дедушка Мороз вручил каждому подарки, мы его поблагодарили и просили, чтобы он пришёл к нам на следующий год.
   Р.S.  После праздника я с мамой снова заговорила о дедушке Морозе и всё сокрушалась о том, как же он был неосторожен, что упал и ушибся. На это мама мне всё время говорила, что дедушка старенький, поскользнулся нечаянно и ушиб лобик.
Когда я подросла и уже ходила в школу, мы снова вспомнили тот Новый год. Вот тогда мама мне поведала, что она нарядила в деда Мороза мою куклу, которую играя, я уронила и на фарфоровой головке её появилась трещина. Мама эту куклу сначала убрала, а потом решила украсить ёлку присутствием под ней деда Мороза. Она сшила кукле шубку, наклеила усы и бороду, как могла заретушировала разбитый лоб, но «шрам» остался, получился настоящий дед Мороз, поэтому я тогда не узнала свою раненую куклу.
 Из всех праздников, почему-то больше всего нам запомнился именно этот Новый год. Я думаю, потому что мы были все вместе и сами принимали участие в подготовке праздника. Совместные дела всегда объединяют и обогащают детей, и взрослых.

Я в куклы играть с детства любила
И кукол своих я не забыла.
Они до сих пор пред глазами стоят.
Вот, что помню о каждой подряд:
  Одну подарили давно, в Новый Год.
  Играя, водя вместе с ней хоровод,
  Её я нечаянно уронила.
  Кукла упала и лобик разбила…   
Вторую, «голышика», мама купила.
Я долго играла с ней, чаем поила.
Однажды с подружками в гости пошла,
Вернулась и куклы своей не нашла… ,
  Но самой любимой кукла была
  Не та, которую я не нашла,
  Не та, которой я лобик разбила,
  А та, которую мама мне сшила.

             18.05.2021г.               


Рецензии
Красиво устроить Новогодний праздник умели устроить мама и мой дед. Игрушки из далеких 60-х многие до сих пор целые. И тоже приобщала делать самодкльные игрушки. Мама-то у меня родом из 30-х годов прошлого столетия. Спасибо, напомнили...
Тоже есть рассказы на тему нового года....
Творческих вам успехов.

Виталий Сыров   01.04.2023 17:34     Заявить о нарушении
Виталий, спасибо, что заглянули, Всего вам доброго. С уважением Е.Топоркова

Елена Топоркова   01.04.2023 18:37   Заявить о нарушении