За холмами, 2012, Румыния

«За холмами/Dup; dealuri» (2012)/Румыния-Франция-Бельгия/реж.Кристиан Мунджиу
«Благими намерениями выстлана дорога в Ад»

Если в современной России культовым режиссёром нового российского кино считать Алексея Звягинцева, то в новом румынском кино такой фигурой является Кристиан Мунджиу. Его фильмы не раз становились призёрами Каннского кинофестиваля.

Сегодня предлагаем вашему вниманию его очень сильную и очень непростую работу «За холмами» 2012 года. Это, по-настоящему, тяжёлая и драматическая кинолента длительностью, к тому же, 2.5 часа. Для многих она станет настоящим откровением, может быть, даже будет воспринята болезненно. С одной стороны, показано депрессивное постсоциалистическое, посттоталитарное общество, лишённое целей и смысла своего существования. Особенно, для молодого поколения, родившегося уже в новое время. С другой стороны, вроде бы либерализация общества принесла свободу вероисповедания гражданам, легализацию религиозных организаций, которые и призваны заботиться о душе человека, о его истинных ценностях. Но так ли оно всё получается? Что ждёт от церкви прихожанин, испытывающий душевные страдания, пытающийся найти поддержку, а часто и спасение в стенах храма? А что может дать страждущим священнослужитель, который ещё недавно жил в тоталитарном обществе с его моралью, с его ограничениями свободы для личности, воспитанный этим обществом? И кого судить за ту драму, которая разворачивается у нас на глазах в этом фильме?

Алина возвращается в Румынию из Германии, где она пыталась устроить свою жизнь. Но не смогла найти своё место без Войкицы, с которой они выросли вместе в приюте. В приюте Алина всегда была защитницей для своей подруги. Но судьба распорядилась так, что девушки расстались, и Войкица нашла теперь свою защиту в монастыре. Алина не хочет больше расставаться с подругой. Но её соперником в этом становится Бог и его представитель в лице отца-настоятеля монастыря. Да, Алина всегда имела боевой характер, не пасовала перед теми, кто пытался домогаться девушек ещё в приюте. Но кто здесь враг? С кем сражаться? Как противостоять тому, с чем ты никогда не сталкивался?

Режиссёр оставляет зрителя наедине с собой. Он не даёт ответов. Но тот, кто посмотрит фильм, не останется равнодушным, не важно, понравится он вам или нет. Это разряд фильмов, которые цепляют, заставляют проснуться. Даже, если ответов у вас пока нет.

Зачем человек идёт в монастырь? Решить свои проблемы? Убежать от них? Помогает ли монастырь тем, кто туда добровольно себя заточил? Может ли там человек стать другим, чтобы открыто и без страха принимать окружающий мир?

То, что произошло в этом фильме, произошло в стенах монастыря. До момента приезда туда Алины Войкица считала, что это её цитадель, в которой она смогла укрыться от своих страхов и неврозов, что жизнь с Богом внутри изменит всю её жизнь. Но меняет ли человека атмосфера и строгие порядки монастырской жизни? Или человек просто залезает в раковину, как улитка или моллюск? Безопасность в обмен на свободу? Простая жизнь монашенок напоминает жизнь солдата, которому теперь не надо заботиться о своих жизненных проблемах. Не надо думать, беспокоиться, переживать, бояться, страдать, не надо бороться за выживание. Беспокойство берёт на себя командир, начальник. Но надо сдаться своему командованию, отказаться от собственной свободы и от собственной ответственности за свою жизнь. Надо просто выполнять приказы, распоряжения, не задумываясь об их смысле. Но меняет ли такой подход человека, его сущность, его характер, его отношение к окружающему миру? Возвращаясь в гражданскую жизнь, становится ли бывший солдат опытнее, мудрее в вопросах взаимоотношений с людьми, умеет ли он управлять своими мыслями, чувствами, становится ли он терпимее, добрее, заботливее? Может ли взять на себя ответственность за свою собственную жизнь и жизнь близких ему людей?


Интересна параллель, протягивающаяся в этом фильме между больницей и монастырём. По своим функциям и больница и церковь призваны лечить душевные травмы своих пациентов/прихожан. Монастырь и больница находятся в равных финансовых условия (денег нет). Скорая в нужный момент не может приехать, а в монастырь принимаются девушки и женщины, если освободиться место (кто-то уйдёт) и новый человек принесёт с собой все свои сбережения. В больнице назначают уколы, таблетки, постельный режим и, по крайней мере, на время это даёт успокоение Алине, временную передышку её психике. Медперсонал действует профессионально, и врач честно говорит, что может, а что не может сделать. В монастыре Алину лечат постом и молитвой, а когда консилиум настоятеля и настоятельницы решает кардинальным образом провести "лечение" по изгнанию бесов, то Алину силой пытаются привязать к доске, а когда она сопротивляется, то её приходится буквально приковать к доске цепями. Как потом замечает полицейский, доска незаметно превратилась в крест. Священник, уверенно управляя делами и своими подопечными, считает, что знает, как привести человека к Богу, как изменить его жизнь, как очистить душу человека от грехов прошлого, как изменить его помыслы, сделать их чище и благороднее. Но попадает в ловушку собственных убеждений. Считая, что он наделён властью и волей воздействовать на души людей, спасать их, отпускать их грехи, он фактически становится виновником смерти девушки, которая просто не смогла принять такого Бога, которого ей предлагали.

«Бог для всех, не только для вас!»

Войкица об Алине:

— Кто знает, за какие грехи она сейчас расплачивается? Она грешила меньше, чем девицы, которые проводили в церкви целые дни.

— Ты говорила, мальчики заставляли вас делать всякое.

— Но не Алину. Она их била, никто не мог её заставить. Поэтому она научилась карате.

— А тебя она била?

— Она меня защищала.

— Чего она хотела взамен?

— Ничего. Мы были подругами, вот и все.


Рецензии