Портретное искусство 20 века. Парадный портрет

Как уже было сказано в предыдущем разделе парадного портрета в чистом виде в 20 веке уже не существовало. Создавались портреты современников, отмеченные государственными наградами за заслуги перед народом и Отечеством, а так же портреты знаменитых людей и простых тружеников в моменты их творческой или рабочей деятельности, чтобы подчеркнуть принадлежность портретируемого к его трудовым заслугам.
  Ярким примером такого парадного портрета того времени является "Портрет маршала Советского Союза Г.К.Жукова", написанный Павлом Дмитриевичем Кориным в 1945 году. Жуков изображен сидящим, в маршальской форме со всеми знаками отличия и орденами. Но, кроме представительной позы и парадной одежды маршала, в портрете нет никаких иных признаков парадности. То есть, тут не работает схема парадного портрета 18 века со своей аттрибутикой и бутафорством. Здесь нет ни дополнительных аксессуаров, ни торжественной обстановки. И тем не менее портрет производит впечатление парадного. Это происходит не от внешней красивости, а от значимости самого образа портретируемого. Художник находит выразительные приемы, подчеркивающие величественность облика модели. Крепко посаженная голова, ясное, открытое лицо, высокий с залысинами лоб, уверенный взгляд из-под чуть сдвинутых бровей, отчего над переносицей образовались складки. Вглядитесь в черты лица - крупные, они кажутся чуть грубоватыми и говорят о могучей воле, сильном, стойком характере. Посмотрите на руки полководца - сильные, руки труженика, которому пришлось взяться за оружие, чтобы защитить от врагов родную землю. Расшитый золотом мундир украшен тремя звездами Героя Советского Союза, звездой маршала, многими высшими орденами и медалями. Перед нами новый тип парадного портрета, прославляющего моральные и деловые качества человека, чьи заслуги по-настоящему велики перед народом, перед Родиной.
  И здесь же рассмотрим совсем новый тип портрета современника не в официально-парадном виде, а раскрывающий его заслуги на трудовом поприще. В такого рода портретах человек изображается в действии, в минуты творчества. Крупнейший русский и советский художник Михаил Васильевич Нестеров (1862 - 1942) любил изображать своих современников, людей творческого труда, в привычной обстановке и за работой (художников - в мастерской, ученых - в лаборатории, в кабинете), так как именно здесь ярче всего проявляется индивидуальность человека-мыслителя, человека-созидателя, действительно достойного, чтобы его увековечели. Скульптора Ивана Дмитриевича Шадра Нестеров изобразил в мастерской ("Портрет скульптора И.Д.Шадра"), в 1934 году. Он написал его с инструментом в руке, занятого обработкой мраморного торса. Он на короткое время оторвался от работы и, чуть отступив, пристально смотрит на свою модель, оценивая ее и обдумывая дальнейший ход работы. Крепкая мускулистая фигура Шадра  - фигура рабочего-творца, напряженно сосредоточенная, внутренне динамичная, и могучая глыба мраморного торса недаром соединены и как бы сопоставлены художником. Это сопоставление раскрывает и характер монументального, темпераментного искусства скульптора, и его сильную деятельную творческую личность.
  Итак, в рассмотренных выше типах портретов мы видим разницу между парадным официозом прошлых веков и современностью. А впереди у нас встреча с портретом интимным!


Рецензии