Терминология посланий к Тимофею

       Перечитывая в очередной раз Новый завет и дойдя до двух посланий апостола Павла к своему сотруднику и ученику Тимофею, я обратил внимание не на смысл рассуждений первоверховного апостола, а на использованные им формулировки. Они кое о чем свидетельствуют…

       В начале первого послания Павел называет Бога «Спасителем нашим», а Иисуса Христа «надеждой нашей».

       Во второй главе первого послания содержится призыв к пастве Тимофея «совершать молитвы за всех человеков… Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (стихи 1-й, 3-й и 4-й).

       В пятом стихе читаем: «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус».

       «Всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвою» (глава 4-я, стихи 4-й и 5-й).

       «Мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Проповедуй сие и учи» (глава 4-я, стихи 10-й и 11-й).

       «Кто учит иному и не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа и учению о благочестии, тот горд, ничего не знает, но заряжен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия, лукавые подозрения» (глава 6-я, стихи 3-й и 4-й).

       Во втором послании к Тимофею есть слова: «Павел … Тимофею, возлюбленному сыну – благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего» (глава 1-я, стих 2-й).

       (В скобках заметим, что «Господь» и «Господин» в русском языке полностью тождественны. Смотри словарь Даля).

       Использованные апостолом Павлом формулировки свидетельствуют о том, что ко времени написания текста, приведенного в Новом завете и процитированного мною, Бог Отец являлся Вседержителем, а Иисус Христос был Его посредником в общении с людьми. И – человеком.

       Иными словами, обожествление Учителя из Назарета произошло позже Павлова благовествования, за которое он был казнен в Риме. Непоколебимая вера Павла в Иисуса Христа удивляет.

       Удивительно и другое: в приведенных отрывках ясно пропагандируются мысли о том, что «Бог хочет спасти всех людей» и что «всякое творение Божие хорошо». Сегодня такие идеи мало кому приходят в голову.

       Некоторые специалисты считают, что два послания к Тимофею не принадлежат Павлу, что они были написаны позднее. Но чем позднее, тем больше должна ощущаться приватизация «властителями смыслов» христианства. Здесь же, на мой взгляд, оно предстает в первозданном виде.

18.05.2021


Рецензии