Подруги юности моей 2. Нина

(из серии заметок о подругах)

«Поплачь со мной, порадуйся со мной.»

Следующая подруга, о которой я хочу написать, ничем не напоминала Юлю – героиню предыдущего рассказа.

Даже не могу сказать, что она была любимой подругой.
И тем не менее,  я написала о ней  полноценный рассказ  «Нинка», который был опубликован в альманахе «Страницы жизни» №8.

Сейчас я постараюсь не повторить то, о чём я уже рассказала.
В моей душе Нина заняла особое место, оно было для меня примером   доброты и бескорыстия.

В трудную минуту жизни, когда у меня не было крыши над головой, она протянула мне руку помощи. Она дала мне кров!

Моё детство, несмотря на военные лишения и трудные послевоенные годы, я могу назвать благополучным и даже счастливым.

Я жила с родителями, сёстрами и братьями в тёплом родительском доме.
Детство Нины не назовёшь благополучным.  Она тоже родилась перед войной.  Отец её ушёл на войну и не вернулся.

И самое страшное для детей и матерей того времени было,  когда их кормилец не просто не вернулся с войны, а  «пропал без вести».

В военное время это равнялось предательству.  Семья не получала никакой помощи от государства.  Больше того, если ты, поступая на работу или учёбу, скажешь об этом в отделе кадров, то на тебя посмотрят, как «на врага народа».
Нина  рано стала это понимать и старалась об этом никому и нигде не говорить.
Её мать осталась без всякой помощи с двумя детьми.  Родственников в Ярославле да, по-моему, нигде не было.

Мать рано умерла, надорвавшись на тяжёлых работах.  Старший брат пошёл  работать на завод. Нину ждала та же участь.  Едва закончив семилетку, она пришла на завод резиновых изделий, где мы с ней и встретились.  Об этом я писала в рассказе «Нинка».

Когда она прописала меня на свою жилплощадь в коммуналке, то соседи и подруги, естественно, спрашивали, кто я ей.  Нина весело отвечала:

- Моя сестра. Мы с ней близнецы… Разве не видно?

На самом деле более  не похожей ни в чём подруги у меня не было. Во внешности – она была рослой девушкой, я была мелковатой.  О других различиях я пока писать не буду.

Единственное, пожалуй, «родство» было в том, что мы родились в один год, в один месяц с разницей  на два дня.

Но нас роднило то, что при всех различиях, мы с первого дня знакомства  уважали друг друга.

По характеру Нина была спокойной, ничем не возмущалась, но на всё имела своё мнение и ко всему относилась с иронией.

Наш завод она называла «шарашкой», хотя сравнивать с другими заводами она не могла – она на них никогда не бывала.  Однажды  её брат, который много читал, сказал ей, что шарашкой  называл Сергей Королёв своё КБ,  где проектировались космические аппараты. Она ответила ему, что никогда об этом не слышала.
Несмотря на наше «равенство», моя новая «сестра» смотрела на меня покровительственно.  И когда я закончила школу, и училась в ВУЗе, стала секретарём комитета комсомола завода, её отношение ко мне не менялось.  Это было отношение старшей сестры к младшей.

Кроме работы на заводе, я всегда училась.  Нину школьная парта не привлекала. Видимо, те «шишки», набитые ещё в детской школе, навсегда отвернули её от учёбы.  Хотя способности к учению у неё были, и я не раз в этом убеждалась.  У неё была хорошая память. Когда мы сдавали техминимум на разряд, она сдала его  «на отлично».

Однако к моей учебе она относилась с пониманием и заботой. Могла заменить меня как дома, так и на работе, если мне было необходимо свободное время.
Несмотря на её внешнее спокойствие, она тоже искала «лучшей доли». Иначе я ничем не могу объяснить её внезапный отъезд на строительство БАМа.   Хлебнув сполна «комсомольской романтики»,  Нина вернулась домой.   Казалось, она поняла смысл своей жизни: устроилась на работу в торговлю, вышла замуж, родила сына.

Но до этого было ещё далеко.
 
Всё-таки моя подруга была тем человеком, о котором говорят, «с тобой не соскучишься».  Вот этим, пожалуй, она мне и нравилась.
В отношениях с людьми она была прямолинейна и, казалось, никого не боялась.  Себя она всегда могла защитить. Но я замечала, что и я нахожусь под её защитой.  Приведу простой пример.

Шли мы по весенней майской улице.  Весеннее солнце создавало праздничное настроение. 

Это был Первомай, и спешили мы к своему заводу, чтобы вместе со всеми выйти на праздничную демонстрацию.

На моём плече – фотоаппарат «Смена».  Купила я его чуть ли не на первую зарплату.  Снимать этим фотоаппаратом было нетрудно, но сделать снимки…  Во-первых, надо приобрести фотоувеличитель, бумагу для печатания, проявитель, закрепитель… да много ещё чего.

Надо искать условия для печатания: тёмную комнату, где горит только красный фонарь.  Но уж очень хотелось иметь свои фото «для истории».  Например, в данном случае запечатлеть своих друзей  на весенней демонстрации 1 Мая.
Так вот, идём мы с Ниной весенней майской улицей, никому не мешаем…  И к нам время от времени кто-то «клеится».  Ну как обычно – завязать знакомство  с девчонками, у которых на плече фотоаппарат.

Естественно, мы их не замечаем. Но один всё же просто «приклеился, как банный лист к …».

Идёт рядом и канючит:
- Ну щёлкни меня…  Ну щё
лкни!  Что тебе стоит?
Я молча иду дальше… Не будешь же ему объяснять, что всё это стоит и время, и деньги…  Но таким, как он, этого не объяснить.  Не поймут!

Нина недолго это терпела.  Взяла из моих рук фотоаппарат в кожаном футляре и на таком же ремешке, остановилась перед этим любителем «щёлкнуться» и говорит:
- Тебя щёлкнуть? Встань прямо и улыбайся… Сейчас я тебя щёлкну… по лбу!
И размахивается фотоаппаратом для удара.

В одну секунду нашего   любителя  фотаться  как ветром сдуло.

Я хохотала от удовольствия. Спросила Нину:

- Ты что, действительно, бы ударила его фотоаппаратом?
- Нет, конечно… Фотоаппарата жалко.

Часто в общении с  друзьями она была грубовата. И я не была исключением. Тоже приведу пример.

Песня «стоят девчонки, стоят в сторонке, платочки в руках теребят, потому что на 10 девчонок по статистике 9 ребят» - точно не про неё.

Она сама выбирала себе партнёров как для танцев, так и для дружбы.  Ей нравились высокие, красивые … неглупые.  И почти всегда встречала взаимность.  «Бросала» их тоже сама. Я иной раз спрашивала, почему ей такой красавец разонравился.   Она  шутливо отвечала:

- Глуповат немного… или  - Больно экономный…
Моих  «кавалеров» критиковала за внешность.  Как-то об одном моём приятеле высказалась:

- Где ты откопала такого  дистрофика? Он не сегодня – завтра концы отдаст.
Я не на шутку обиделась на её бесцеремонность.

Но она с улыбкой хлопнула меня по спине:

- Да не обижайся! Я пошутила!  Ты ведь с ним не серьёзно?  Ведь так?

Конечно, кроме Нины, у меня были и другие подруги: Юля, Алёна, Инна,  с которыми мне было интересно общаться и о которых я также расскажу. 

Но что удивительно… Познакомившись с Ниной,  мои интеллектуальные подруги дружески с ней общались. Приглашая меня в гости, на пикники, они так же приглашали и Нину.

Одна моя очень хорошая приятельница, познакомившись с Ниной,  пригласила её составить компанию  на отдыхе в Ялте. После поездки они  продолжали общаться.  А надо сказать, что Н. из хорошей семьи, имела университетское образование, писала хорошие стихи, любила музыку, была начитанной.  Признаться, я была удивлена их дружбе.

А вот Нину этот вопрос «неравенства» совсем не заботил. Она нигде не чувствовала себя «ни белой вороной, ни чёрной».  Она всегда оставалась сама собой.
Обо всём этом я написала в рассказе «Нинка» и сейчас не буду повторяться.
Нина, как и все мои близкие подруги и друзья из Ярославля, побывала у меня в гостях в Карелии.

Приезжала она зимой, когда я работала, поэтому я не смогла её куда-то свозить и что-то показать.

В то время я работала в глубинке, учила детей лесозаготовителей.
Нина жила у нас чуть побольше недели, поэтому не успела заскучать. Однако, уезжая, сказала:

- Нет, я бы в такой дыре жить не смогла.
 Оно и понятно… Она ведь была девушкой городской.

Хотя в нашей школе работали молодые учителя, выросшие все в городе.  А директором школы была 22-летняя выпускница ПетрГу, родившаяся в Ленинграде.

Пока я писала эти строки, у меня появилось жгучее желание написать о моих молодых коллегах этой школы.  И я обязательно напишу.

Но всё в своё время.

Продолжение следует.


Рецензии
Анна Алексеевна, сразу отметила, что папа Нины пропал без вести Как и мой дедушка... Лишь несколько лет назад узнали, что он совершил подвиг, был ранен, госпиталь на колесах разбомбили. А бабушка хлебнула, ведь без вести пропал.
Нина очень симпатична умением оставаться собой, добрым сердцем, способностью дружить. Жизнь испытывала ее, но не сломала, не ожесточила. Всегда приятно читать о сильной личности, о такой замечательной подруге! Не прощаюсь, Виктория

Виктория Романюк   25.07.2023 18:26     Заявить о нарушении
Доброе утро, Виктория!
Спасибо за сострадание, спасибо за приветливость.

Анна Алексеевна Золотовская   26.07.2023 08:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.