Про ГЭС и не только
Про ГЭС и не только.
В 70-е глды прлшлого века в Новочебоксарске в заливе-ковше у ДОКа (Дерево Обрабатывающий Комбинат) находилась лодочная станция ГЭСстроя. Мы с друзьями, кто там базировался, иногда туда заглядывали. И мне запомнился один пожилой дедок, что был там дежурным сторожем. Однажды в своей будочке, после поднесенной стопочки, он поведал, что всю свою жизнь проработал в ГЭСстрое, вышел отсюда на пенсию, а прибыл еще в 1932 году после окончания строительного техникума. И вообще, Чебоксарская ГЭС должна быть первой на Волге, но так не сложилось. Послушали, поудивлялись, а далее тему не развивали и тот разговор со временем забылся.
Но вот позднее, когда я на своем катере ходил от Новочебоксарска вниз вдоль правого берега мимо села Новинское и далее, я наблюдал двойные глубокие рвы, прорытые перпендикулярно берегу, явно рукотворного происхождения. Они попарно на одинаковом расстоянии располагались на протяжении нескольких сот метров.
А еще в более позднее время, мне приходилось, по роду своей деятельности, на большом заводском катере вывозить на водные прогулки гостей нашего предприятия. Непременно, проплывая вдоль Новинского берега, я показывал те рвы, а вспомнив рассказ деда с лодочной станции, говорил, что вот мы сейчас на месте, где очень давно намечалось строительство первой ГЭС на реке Волге.
В сущности, место было достаточно удобное. Корпус плотины с шлюзами и турбинным залом строился бы с новинского берега на второй Козий остров. А проход судов в это время осуществлялся бы по руслу широкой протоки Старая Волга. Ее бы потом перекрыли плотиной.
Но для меня все это позднее подзабылось и далее и не вспоминалось. Но вот как-то совсем недавно я посмотрел ролик Новочебоксарской студии ТВ из городского краеведческого музея. Событие было посвящено 70-ти летнему юбилею проектно—изыскательской организации Экспедиция 45.
Расположение ее в Новочебоксарске было хорошо известно. Она находилась на ул. Промышленной справа перед кольцом на въезде в город. И вот оказалось, что этой организации уже более 70 лет. Эта информация и плюс те давние знания подвигли меня на сбор материалов об истории проектирования и строительстве Чебоксарской ГЭС. Через интернет эашел в архивы…
« В июне 1931 года при секторе капитальных работ Госплана СССР было организовано постоянное совещание по проблеме Большой Волги, в которое входили представители большого количества организаций.
Задачей совещания стала проработка проектов создания на Волге каскада комплексных (в первую очередь транспортно-энергетических) гидроузлов). Проектными проработками занималось специально созданное Бюро Большой Волги под руководством профессора А. В. Чаплыгина, а также другие организации. Помимо выработки электроэнергии, важнейшей задачей проектируемого каскада было создание глубоководного пути, соединяющего Каспийское, Чёрное, Балтийское и Белое моря.
В ходе проектных проработок менялось количество и мощность ГЭС, расположение створов, но уже в первых проработках фигурировал гидроузел в районе Чебоксар. Первоначально сооружение Чебоксарского гидроузла считалось первоочередным — в начале 1930-х годов велось проектирование гидроэлектростанции мощностью 350—400 МВт в створе в 7-8 км выше Чебоксар, ( Створ будущей ГЭС намечался в районе нынешней улицы Заовражная) Прим. Автора - 28 января 1932 года бюро Чувашского обкома ВКП (б) приняло решение о строительстве ГЭС, В том же году были начаты подготовительные работы (в частности, строительство жилья), возведение гидроэлектростанции планировалось завершить к началу 1935 года.
Однако Госплан СССР, а затем и Совнарком СССР в июне 1932 года приняли решение о прекращении строительства и отнесении его на 1937—1938 годы. В дальнейшем сроки начала возведения Чебоксарской ГЭС неоднократно изменяли, поскольку боле приоритетным считалось строительство других станций каскада…»
Но приоритеты были не совсем в пользу Волги. В 1931 году началось возведение Беломорканала. Это был стратегический проект, который предполагал переброску в северную морскую акваторию по внутренним водным путям военных судов для защиты нашего совершенно неприкрытого арктического побережья.
Кроме всего это были и огромные затраты. Хотя строительство шло руками заключенных Белбалтлага (в общей сложности 300 тыс. человек. За время строительства погибли 100 тыс) с применением примитивных инструментов и местных стройматериалов. Но тем не менее первый подъем с Онеги на скальную гряду составлял 70 м и далее 110 м спуска к Белому морю. А всего на этом пути было и есть 19 шлюзов.
Канал планировалось возвести в рекордно короткие сроки за 22 месяца. А для этого было необходимо постоянное инженерное сопровождение, которое никак не могли обеспечить своими силами и знаниями руководители строительства - высшие чины НКВД Берман и Коган. И тогда по всем исправ лагерям СССР стали искать инженеров - заключенных, что были немедленно освобождены (условно) и сведены в одну группу проектно-инженерного сопровождения строительства канала. Надо сказать, что они после всех злоключений с арестом и отбыванием сроков, очень старались и работали «на совесть».
Из их среды быстро выделился С.Я.Жук, получивший высшее техническое образование еще при старом режиме и некоторое время служивший у Колчака. За это он и получил свой срок. И вот он на Беломорканале. Очень скоро он становится главным инженером строительства. В 1932 амнистирован и получает первый военный чин по линии НКВД, а после пуска канала он кавалер ордена Ленина. Далее он начальник строительства канала им. Ленина Москва-Волга и первых плотин волжского подпора Рыбинской, Угличской, Иваньковской.
Надо особо отметить, что С.Я.Жук тогда был не просто строитель, а главный проводник и идеолог всей гидроэнергетики СССР. Высшие ордена, лауреат двух Сталинских премий, Герой Социалистического труда. Руководитель крупнейших послевоенных проектов в гидростроительстве. Создатель и руководитель института Гидропроект, который и ныне носит его имя. А там работал мой дядя Осипенков Виктор Осипович, что был в группе проектировщиков Братской ГЭС. А после кончины прах его (Жука) в 1957 году был захоронен в кремлевской стене.
А после войны к планам Большой Волги вернулись уже в мирное время. Именно тогда в 1948 году и была образована Экспедиция 45 с центром базирования в Мариинском Посаде Чувашской республики. Городок экспедиции был заложен на возвышенности за речкой Сундырка. Там на ул. Шолохова было (они стоят и сейчас) несколько жилых домов №23 под индексами 1,2,3 и технические ангары. Мой товарищ из Мариинского Посада в детстве ходил туда в частную музыкальную школу. И в тех брошенных сараях они с мальчишками видели на стеллажах большое количество кернов (выколоток из буров) с разноцветной глиной.
Полагаю это были керны породы из грунтов на месте возможной плотины ГЭС. Наверное и те глубокие рвы на берегу имели назначение уменьшить глубину исследовательского бурения.
Но потом в середине 50-х было принято правительственное решение о строительстве Чебоксарского химического комбината. И вопрос о плотине в Новинском и водохранилище на месте поймы притока Цивиль и будущей площадки под гигантское химическое предприятие отпал напрочь.
Вместе со строительством города Спутника – будущего Новочебоксарска была заложена база Экспедиции 45. А пока ее работники не все получили жилье в новом городе, еще долго между Мар Посадом и новым городом ходила малая самоходная баржонка, что по утрам привозила персонал на работу, а вечером увозила обратно. Я это наблюдал еще в 70-х.
А поначалу створ ГЭС планировался в районе деревни Пихтулино. Это несколько км выше. Но, в итоге, остановились на Ельниковском. И это великолепное сооружение стоит сейчас на своем месте.
P.S. А вот именно сегодня 07.11.21 увидел и спешу дополнить о незаурядной личности С. Я. Жука.
Как раз сегодня была передача об АПЛ К-3, что в июле 1962-го всплыла на северном полюсе. А вот показали, как её на лихтере Свияга провели по Беломору, Онеге, Ладоге и Неве на место музея и вечной стоянки в районе Кронштадта.
В этом и весь смысл деятельности С. Я. Жука на Беломоре. Он смог по ходу строительства изменить и многократно удешевить первоначальный проект. Уменьшить глубины канала и переправлять военные суда не буксировкой, а на мелкосидящих баржах. Вот и пример тому нынешний, когда раритетную АПЛ перевезли на плоскодонной барже.
Свидетельство о публикации №221051801455