Про ГЭС и не только

   
                Про  ГЭС и не только.
   В 70-е глды прлшлого века  в Новочебоксарске в заливе-ковше у ДОКа (Дерево Обрабатывающий Комбинат) находилась лодочная станция ГЭСстроя.  Мы с друзьями, кто там базировался, иногда туда  заглядывали. И мне запомнился один пожилой дедок, что был там  дежурным сторожем.  Однажды в своей будочке, после поднесенной стопочки, он поведал, что всю свою жизнь проработал в ГЭСстрое, вышел отсюда на пенсию, а прибыл  еще в 1932 году после окончания  строительного техникума. И вообще, Чебоксарская ГЭС должна быть первой на Волге, но так не сложилось.    Послушали, поудивлялись, а далее тему не развивали и тот разговор со временем забылся.

   Но вот позднее, когда я на своем катере ходил от Новочебоксарска вниз вдоль правого берега  мимо  села Новинское  и далее,  я наблюдал  двойные глубокие  рвы, прорытые перпендикулярно берегу, явно рукотворного происхождения. Они попарно на одинаковом расстоянии располагались  на  протяжении нескольких сот метров.
 
    А еще в более позднее время, мне  приходилось, по роду своей деятельности,  на большом заводском катере вывозить на водные прогулки гостей нашего предприятия. Непременно, проплывая вдоль Новинского берега, я показывал те рвы, а вспомнив рассказ  деда с лодочной станции, говорил, что вот мы сейчас на месте, где очень давно намечалось строительство первой ГЭС на реке Волге.
    В сущности,  место было достаточно удобное.  Корпус плотины с шлюзами и турбинным  залом строился бы с новинского берега на второй Козий остров. А  проход судов в это время  осуществлялся бы  по руслу широкой протоки Старая Волга.  Ее бы потом перекрыли  плотиной.

     Но для меня все это позднее подзабылось  и далее и не вспоминалось. Но вот как-то  совсем недавно я посмотрел ролик Новочебоксарской студии ТВ из городского краеведческого музея.  Событие было посвящено 70-ти летнему юбилею  проектно—изыскательской организации Экспедиция  45.

   Расположение ее в Новочебоксарске было хорошо  известно. Она находилась на ул. Промышленной справа перед кольцом на въезде в город. И вот оказалось, что этой организации уже более 70 лет. Эта информация и плюс те давние знания подвигли меня на сбор материалов об истории  проектирования и строительстве Чебоксарской ГЭС. Через интернет эашел в архивы…

   « В июне 1931 года при секторе капитальных работ Госплана СССР было организовано постоянное совещание по проблеме Большой Волги, в которое входили представители большого количества организаций.
    Задачей совещания стала проработка проектов создания на Волге каскада комплексных (в первую очередь транспортно-энергетических) гидроузлов). Проектными проработками занималось специально созданное Бюро Большой Волги под руководством профессора А. В. Чаплыгина, а также другие организации. Помимо выработки электроэнергии, важнейшей задачей проектируемого каскада было создание глубоководного пути, соединяющего Каспийское, Чёрное, Балтийское и Белое моря.

     В ходе проектных проработок менялось количество и мощность ГЭС, расположение створов, но уже в первых проработках фигурировал гидроузел в районе Чебоксар. Первоначально сооружение Чебоксарского гидроузла считалось первоочередным — в начале 1930-х годов велось проектирование гидроэлектростанции мощностью 350—400 МВт в створе в 7-8 км выше Чебоксар, ( Створ будущей ГЭС намечался в районе нынешней улицы Заовражная) Прим. Автора - 28 января 1932 года бюро Чувашского обкома ВКП (б) приняло решение о строительстве ГЭС, В том же году были начаты подготовительные работы (в частности, строительство жилья), возведение гидроэлектростанции планировалось завершить к началу 1935 года.

     Однако Госплан СССР, а затем и Совнарком СССР в июне 1932 года приняли решение о прекращении строительства и отнесении его на 1937—1938 годы. В дальнейшем сроки начала возведения Чебоксарской ГЭС неоднократно изменяли, поскольку боле приоритетным считалось строительство других станций каскада…»

    Но приоритеты были не совсем в пользу Волги. В 1931 году началось возведение Беломорканала.  Это был стратегический проект, который предполагал переброску в северную морскую акваторию по внутренним водным путям военных  судов для защиты нашего  совершенно неприкрытого арктического побережья.

   Кроме всего это были и огромные затраты. Хотя строительство шло руками заключенных Белбалтлага  (в общей сложности 300 тыс. человек. За время строительства погибли 100 тыс) с применением примитивных инструментов и местных стройматериалов.  Но тем не менее первый подъем с Онеги на скальную гряду составлял 70 м  и далее 110 м спуска к Белому морю. А всего на этом пути было и есть 19 шлюзов.

    Канал планировалось возвести в рекордно короткие сроки за 22 месяца. А для этого было необходимо постоянное инженерное сопровождение, которое никак не могли обеспечить своими силами и знаниями руководители  строительства - высшие чины НКВД Берман и Коган. И тогда по всем исправ лагерям СССР стали искать  инженеров - заключенных, что были немедленно освобождены (условно) и сведены в одну группу проектно-инженерного сопровождения строительства канала. Надо сказать, что они после всех  злоключений с арестом и  отбыванием сроков, очень старались и работали «на совесть».

       Из их среды быстро выделился С.Я.Жук, получивший высшее техническое образование еще при старом режиме и некоторое время служивший у Колчака.  За это он и получил свой срок. И вот он на Беломорканале. Очень скоро он становится главным инженером строительства. В 1932 амнистирован и получает первый военный чин по линии НКВД, а после пуска канала он кавалер ордена Ленина.  Далее он начальник строительства канала им. Ленина Москва-Волга и  первых плотин волжского подпора Рыбинской,  Угличской, Иваньковской.

      Надо особо отметить, что С.Я.Жук тогда был не просто строитель, а главный проводник  и идеолог всей гидроэнергетики СССР.  Высшие ордена,  лауреат двух Сталинских премий, Герой Социалистического труда. Руководитель крупнейших послевоенных проектов в гидростроительстве. Создатель и руководитель института Гидропроект, который и ныне носит его имя. А там работал мой дядя Осипенков Виктор Осипович, что был в группе проектировщиков Братской ГЭС. А после кончины  прах его (Жука) в 1957 году был захоронен в кремлевской стене.

    А после войны к планам Большой Волги вернулись уже в мирное время. Именно тогда в 1948 году и была образована Экспедиция 45 с центром базирования в Мариинском Посаде Чувашской республики.  Городок экспедиции был заложен на возвышенности за речкой Сундырка. Там на ул. Шолохова было (они стоят и сейчас)  несколько жилых домов №23 под индексами 1,2,3 и технические ангары. Мой товарищ из Мариинского Посада в детстве ходил туда в частную музыкальную школу. И в тех брошенных сараях они с мальчишками видели на стеллажах большое количество кернов (выколоток из буров) с  разноцветной глиной. 
    Полагаю это были керны породы из грунтов на месте возможной плотины ГЭС. Наверное и те глубокие рвы на берегу имели назначение уменьшить глубину  исследовательского бурения.

     Но потом в середине 50-х было принято правительственное решение о строительстве Чебоксарского химического комбината. И вопрос о плотине в Новинском и водохранилище на месте поймы притока Цивиль и будущей площадки под гигантское химическое предприятие отпал напрочь.

     Вместе со строительством города Спутника – будущего Новочебоксарска была заложена база Экспедиции 45. А пока ее работники не все получили жилье в новом городе, еще долго  между Мар Посадом и новым городом ходила малая самоходная баржонка, что по утрам привозила персонал на работу, а вечером увозила обратно. Я это наблюдал еще в 70-х.

      А  поначалу створ ГЭС  планировался в районе деревни Пихтулино. Это несколько км выше. Но, в итоге, остановились на Ельниковском. И это великолепное сооружение стоит сейчас на своем месте.

P.S. А вот именно сегодня 07.11.21 увидел и спешу дополнить о незаурядной личности С. Я. Жука.
 Как раз сегодня была передача об АПЛ  К-3, что в июле 1962-го всплыла на северном полюсе. А вот показали, как её на лихтере Свияга провели по Беломору, Онеге, Ладоге и Неве на место музея и вечной стоянки в районе Кронштадта.
 В этом и весь смысл деятельности С. Я. Жука на Беломоре. Он смог по ходу строительства изменить и многократно удешевить первоначальный проект. Уменьшить глубины канала и переправлять военные суда не буксировкой, а на мелкосидящих  баржах. Вот и пример тому нынешний, когда раритетную АПЛ перевезли на плоскодонной барже.
      


Рецензии
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.