Интимные портреты Рокотова и Левицкого

Вот здесь как раз тот случай, когда наши ученики, в том числе и студенты, путают этих двух великих мастеров. И на таких уроках, где происходит подробный разбор произведений искусства, приходят тактические знания.
  Ну, а что касается интимного портрета, то этот жанр возник во второй половине 18 века. Художников всегда привлекал мир человеческой души, на этом всегда стояли мастера раннего Возрождения, именно с их подачи и начался расцвет портретного искусства вообще. Итак, в лице человека художник стремился передать мысли и чувства им владеющие. И такой портрет в отличие от парадно-официального стал называться интимным.
  Во второй половине 18 века в России писали интимные портреты два замечательных художника-портретиста - Федор Степанович Рокотов (1735 - 1808) и Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735 - 1822).
  В "Портрете неизвестной в розовом платье", написанном в 1770 году Рокотовым, фигура молодой женщины как бы выступает из неопределенного глубокого фона и вместе с тем уходит в него, растворяется в нем. Ее прическа почти сливается с фоном, на шею и грудь ложаться тени, от того и возникает такой эффект погружения. Розовый цвет платья и наколки на голове мягко и красиво сочетаясь с дымчато-серым фоном, выделяет черты лица. Темные миндалевидные глаза смотрят прямо на вас и в то же время куда-то мимо вас. Тонкие губы растянуты в полуулыбке. Во всем этом чувствуется какая-то недосказанность. Вы угадываете, что женщина живет своей, особой жизнью, для вас закрытой. Отсюда ощущение загадочности, даже таинственности созданного художником образа. Что это? Особенность модели? Но вот мы смотрим на другой портрет работы Рокотова - "Портрет А.П.Струйской", который был написан два года спустя после неизвестной в розовом. И мы видим, что лицо здесь более миловидное, обаятельное, но характер изображения и чувство, которое вызывает оно у зрителя, те же. Опять фигура мягко выступает из неопределенного дымчатого фона, опять красиво и изысканно сочетаются с ним на этот раз жемчужно-серые, перламутровые тона платья. Как и в " Портрете неизвестной в розовом платье", художник почти не обращает внимания на детали костюма. Он легко и обобщенно пишет одежду, не выявляя фактуру ткани, а создавая лишь красивую нежную цветовую гамму. И опять вас останавлявают темные миндалевидные глаза, взгляд которых еще более неопределен - он устемлен мимо вас и в тоже время в себя. Духовный мир и этой женщины кажется сложным, богатым и неразгаданным. Следовательно, неопределенность, загадочность, недоступность не столько индивидуальные свойства модели, сколько особенность вИдения ее художником. Рокотов не рациональный наблюдатель, не аналитик и не психолог, он - поэт, наделяющий свои модели поэзией, изысканно-одухотворенной, изящной и слегка таинственной. В этом и есть его отличие от того же Левицкого.
  "Портрет М.А.Дьяковой", написан Левицким почти в те же годы, что и портреты Рокотова в 1778 году. И время дает о себе знать. Как и в женских портретах Рокотова, полуфигура Дьяковой мягко выступает из темного нейтрального фона. Колорит, как и у Рокотова, построен на нежных цветовых сочетаниях, на полутонах: дымчато-оливковых, розовато-перламутровых, темно-коричневых. Одежда почти не детализированна; как и Рокотова, Левицкого привлекает в ней красота цветовых сочетаний. Но здесь начинаются различия. Как ни обобщенно пишет Левицкий костюм Дьяковой, он не может не передать блеск шелковой ленты в ее волосах и банта на платье. Существенное отличие обнаруживается и в изображении самой модели. Женщина изображена в фас, но голова ее наклонена, и взгляд светлых, подернутых влагой, а потому необыкновенно живых глаз направлен в сторону. Она, позируя художнику, как будто застыдилась, и даже легкий румянец выступил на ее щеках. Лицо с неправильными чертами привлекательно. Оно одухотворено, но эта одухотворенность вполне конкретна. Мы можем прочесть в лице девушки ум, благородную простоту, душевность. Портретный образ созданный Левицким,тоже поэтичен. Но эта поэтичность иного рода, чем у Рокотова. Она не привнесена художником, а увидена в самой модели. Художник вдохновлен ею, он внимательно вглядывается в ее черты, с большой теплотой воспроизводя их на полотне. А, где загадка? Ее нет. Левицкий мастер передачи живого образа, как такового, а Рокотов строит на основе образа свое духовное действие, которое передается и лицом и позой изображаемого. Отличие здесь больше не в стиле их работ, как видим, они оба используют известные схемы 18 века в написании такого рода полотен, отличие тут в разности подхода к изображению внутреннего состояния души. Если Рокотов, рисуя свою модель привносит в нее свое поэтическое видение, то Левицкий просто передает изображаемую модель, как таковую, любуясь ею такой, как она есть.
 Здесь очень интересный анализ их творчества можно произвести, но искусство нельзя разложить по полочкам, его нужно больше чувствовать, а в этом и помогают нам великие мастера прошлого. И пусть мир вокруг будет светел!

(На изображении к этой статье представлена работа Левицкого "Портрет М.А.Дьяковой". Государственная Третьяковская галерея).


Рецензии