Хорошие воспоминания

ХОРОШЕЕ  ВОСПОМИНАНИЕ.
Жизнь наша нервная и редко весёлая.(слова эти написал ещё 14 лет назад, в 2007 году. И вот новые подтвержденя их верности_ события В Казани, стрельба в школе, гибель детей, учителей и кровь…)
Может быть, она и всегда бала такой?
Не случайно Ф.М.Достоевский, как будто бы к нам обращаясь, написал:» Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровей, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание...Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасён человек...».
Так что неправы утверждающие: какой смысл в воспоминаниях Было и прошло! Следы дождём смыло…
Большой, великий — они лечат, сердце греют, невзгоды помогают одолеть! Каждый поживший десятки лет согласиться с моим утверждение….
      Всё реже и реже прихожу к оврагу на опушке леса, невдалеке от родительского домика.
В этих благословенных, памятных местах прошло моё детство, счастливое, весёлое, озорное и памятное на всю жизнь.
Сколько воспоминаний оставили, подарили эти места!
Всё кругом за 70 лет изменилось, хотя кое-что можно узнать — глубокая протока поперёк склона, могучий дуб, он и через более полувека прежний: коренастый, неохватный, только круто изогнутые ветрами его сучья стали толще и темнее…
Стою на берегу и помимо моей воли припоминается:»...вот моя деревня — вот мой дом родной — вот качусь я в санках по горе крутой — вот свернулись санки и я на бок хлоп! Кубарем качусь под гору в сугроб...».
Эти строки поэта были для нас, ребятишек, кк боевой клич, как гимн.
С высокой, крутой горы мчались на санках, горланя во всё горло, захлёбываясь встречным потоком морозного чистого воздуха…
Удивляюсь, поражаюсь теперь -  неужели могли, хватало смелости, отваги мчатся на бешенной скорости, управляя промёрзшими валенками, а иногда и руками в протёртых варежках?
Ничто не могло нас остановить!
Наперегонки, друг перед другом, по самому сложному маршруту, с поворотами и прыжками — трамплинами.
Душа замирала от страха, но, не дай Бог, если кто — нибудь из друзей-сорванцов усомниться в твоей смелости! Зато какая радость, гордость переполняла  юное сердце чувства преодоления страха, что я не хуже товарищей.
Был в нашей ватаге заводила (ныне давно покойный!) Борис. Он всегда стремился, искал, придумывал сто-либо такое, чтобы ни у кого другого повторить смелости не хватило. И придумывал! Он как будто-бы играл со смертью! Всеми способами стремился сохранить лидерство в нашей ватаге.
К прмеру, в разлив, когда талая вода в овраге мчалась с бешенным напором, неся куски льда, пригибая провражные кусты и деревья — он. Балансируя руками, преходил овраг по единственной уцелевшей от старого моста узкой балке, перекинутой с одного берега на другой над бешенным, грозным, бурным потоком
Оступись, сорвись — неминуемая гибель. Смертельно опасный и безрассудный трюк! Никто из нас не мог повторить, молча смотрели на него, а он чувствовал себя героем.
Какие только испытания он не придумывал для себя, ему доставляло удовольствие играть с опасностью.
С годами не становился он рассудительнее, осторожнее.
В 1960 году на территории тамбовской области проходили крупные военные учения под руководством министра обороны маршала Советского Союза Р.Я.Малиновского.
И надо же так случиться, что его подмосковная военая часть, где он служил водителем, прибыла на Васину Поляну, на противопожном берегу Вороны от мест наших детских игр.
Глухой ночью в трусах и сапогах, переплыв Ворону прибыл домой, повергнув в ужас родителей. Они не без основания приняли его за дезертира и тут же отправили обратно, снабдив портками и старой телогрейкой…
Отец его после долгих внушений, убеждений, не имевших результатов , махнул рукой:»Бестолковая голова! Не сносишь ты её!»
Так много лет спустя, уже в солидном возрасте, и случилось…
При любой погоде: в мороз и метель, при ярком солнце и мрачном, туманном дне — целый день проводили в играх в лесу, в овраге, на Вороне.
Сколько же раз за день поднимались по его длиному, крутому склону? Бесчётное число!
Вся наша одежда, ватники покрывались коркой льда, на валенках намерзал лёд и превращались он в коньки, так, что к концу дня с горы мчались уже на валенках, как на коньках.
Иногда приходил кто-нибудь из родителей — утащить нас домой было невозможно. Вся ватага дружно вступала в защиту товарища, и впереди, вы правильно догадались, был Борис.
Наши матери чувтвовали, понимали, насколько спаяна наша ватага, как дружно, солидарно мы выступали в защиту, как убеждали, что ещё рано домой. И родители отступали.
Умные у нас были родители! Добрые! Природные педагоги! Как они понимали нас1
Теперь сижу при доме, рядом молодые родители. Ушёл ребёнок, завтра будущий первоклассник и мама со всех ног, с тревожный возгласом бежит:»Коля, где ты?»..
А другая, мама семиклассника каждый полчаса названивает:»Сынок, ты где? Что делаешь...»
Да и современные «сынки» так непохожи они на нас былых в их возрасте! …
Места детства навевают разные мысли, порой самые неожиданные Каждый служивший в армии(Советской Армии!), считает себя в какой-то мере ответственным за то, что теперь происходит в ней
Думаю, не тогда ли , не в этом ли овраге началась наша подготовка к службе? Ккая  военно-начальная подготовка может дать подобную физическую закалку? Какие 2иры», тренажёры могут заменить, сравниться с нашей игрой в детстве в том овраге, на свежем воздухе!?
Взрослели мы и стали приобщаться к тяжёлому физическому крестьянскому труду.
Совсем не случайно — крестьянские, сельские парни всегда были лучшим солдатами, по крайней мере, в послевоенные годы.
Сошлюсь и на свой армейский опыт командира взвода артиллерии, именно эти сельские парни были моей опорой…
И приходят на память слова Льва Николаевича Толстого, вернувшегося с прогулки и записавшегося в дневник:»Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в человеке чувство злобы , мщения или страсти итребления себе подобных? Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в прикосновении с природой — этим непосредственным выражением краоты и добра...»
Как о многом тревожно заставляют задуматься мысли великого человека!
Наверное человек отвернулся от природы или природа от человека? Иначе почему же так ного зла, лжи, мщения, лютого?
Может быть, чаще возвращаться к хорошим воспоминаниям, к детским впечатлениям — мы станем добрее, снисходительнее, уступчивее, человечнее? Может, в нас пробудится и воскреснет сила добра и веры в человека?
Возможно и детей стоили значительно шире привлекать к физическому труду? Не видеть в труде насилие над юной душой, как слишком часто видят родители теперь.
Январь 2007 года. Маё 2021 года (время печали, страданий, трагедии в Казани, кровавого расстрела школьников).


Рецензии