из дневников стр 6. Взрыв в Лосином
Это случилось в среду 7 июня 1998 года. Я дежурил старшим врачом оперативно-диспетчерской службы. Был конец рабочего дня. Сотрудники Центра медицины катастроф Свердловской области расходились по домам.
В этот час в здании Центра оставались главный бухгалтер Яниева Татьяна Васильевна, заместитель директора по экономике Денисенко Наталья Валерьевна и главная медицинская сестра Лошманова Татьяна, а также медицинский состав специализированной выездной реанимационной бригады (ныне бригады экстренного реагирования).
Над городом бушевала гроза. В эфире было слышно только помехи!
По положению, дежурный врач оперативно-диспетчерской службы Центра медицины катастроф принимал на себя всю ответственность за работу Центра на время своего дежурства.
Около семнадцати часов, как всегда неожиданно, раздался звонок от дежурного МЧС. Он сообщил коротко и четко, что в поселке Лосиный произошел взрыв складов с инженерными боеприпасами, есть погибшие и раненые, всего более 30 человек. Скорее всего, в склад попала молния. Инженерные боеприпасы - мины разбросало по окружающему лесу. К работе уже приступили саперы. В поселке есть разрушения. Началась эвакуация населения.
В подобную ситуацию я попал впервые. Конечно, до этого были и другие чрезвычайные ситуации, но я работал в бригаде медицинской разведки и выполнял распоряжения диспетчера, а здесь надо руководить самому. Вбитые в нас тренировками алгоритмы действий заработали.
Надо было срочно оповестить директора и Департамент здравоохранения! Но из-за грозы не работали рации и пейджеры. Оставалась только телефонная связь. Я позвонил в Департамент здравоохранения дежурному и доложил обстановку.
В это время наши связисты Александр Мальцев и Тадеуш Блоцкий - радиолюбители высокого класса, наладили кольцевую радиосвязь через коллег-радиолюбителей, проживающих в окрестностях Лосиного и в Екатеринбурге.
Одновременно я отправил машину за директором и выслал в поселок бригаду медицинской разведки со связистом Блоцким и КВ-станцией. Когда они примчались в поселок, то немедленно развернули телескопическую антенну и установили с нами связь через радиолюбителей. А в это время телефон не замолкал.
Звонили все - и Москва, и Департамент, и особенно СМИ.
Начальник Департамента здравоохранения раздраженно бросил по телефону: «Почему спите и не докладываете обстановку?!».
Я ответил ему, по возможности сдерживаясь: «Мы не спим! Информация дежурному Департамента ушла в.. час. мин., о чем есть записанный телефонный разговор! Высылаю машину с бригадой за представителем Департамента!» Коротко доложил ему обстановку, свои действия и план действий. Он буркнул: «Одобряю!».
В это время к нашей бригаде на границе очага подъехал кто-то из начальников МЧС и приказал бригаде передвигаться в очаг для оказания помощи раненым. Ребята оробели и начали собираться. Но в это время так грохнуло, что треснуло лобовое стекло у нашей машины, а реаниматолог Коля Салехов, несмотря на свои внушительные габариты, скользнул под стоящие рядом «Жигули». Мы потом примеряли – ну, не входил он под машину!
Обстановка в диспетчерской ощутимо накалялась. Вместе с главной медсестрой мы формировали бригады, исходя из тех, кто оставался в Центре, и тех, кто просто был доступен. Вскоре на место выехала бригада постоянной готовности в составе травматолога Попова Сережи и нейрохирурга Неустроева Игоря.
Не обошлось без казуса. Отправили машину с водителем Х… за необходимым сотрудником, который отзвонился, что он в кафе «Каменный цветок».
По времени его должны были уже привезти, но машина пропала. Наконец через помехи прорвался голос водителя: «Пламя, Пламя – это Остров. … Напомните, какой такой камень ехать надо?!» * Но, слава богу, докричались, объяснили и сотрудника привезли.
Бригада постоянной готовности через считанные минуты примчалась в поселок Лосиный и встала у здания администрации, где уже находились машина бригады МЧС. Как потом рассказывали ребята, они неслись под сиреной по тротуарам и газонам так, что дух захватывало.
Через некоторое время к этому месту подъехали машины СМП Екатеринбурга. Наша бригада перебралась на автомобильную дорогу. Там она взяла под контроль возможный путь потока раненых и эвакуированных. Расположилась машина бригады под прикрытием складированных бетонных плит, уступив впоследствии это место нашей бригаде
постоянной готовности, во главе с анестезиологом Дмитрием Шаповаленко. Здесь они развернули надувной модуль и приготовились к приему пострадавших.
В это время машина привезла в Центр директора. Я доложил ему обстановку и вздохнув с облегчением передал управление в его руки, а сам остался в диспетчерской для выполнения вспомогательных задач.
* Пламя - позывной диспетчерской. Острова – машины Центра
Из СМИ:
Пожар на складе боеприпасов в Свердловской области
Из-за грозового разряда произошли взрывы нескольких хранилищ боеприпасов с последующим их горением на складе инженерных боеприпасов воинской части Уральского военного округа вблизи населенных пунктов Лосиный, Крутиха и Малиновка в Свердловской области, создалась угроза распространения пожара на лесной массив, прилегающий к территории объекта. В результате взрывов осколки и горящие части боеприпасов разлетались на расстояние до 200 м, в соседних населенных пунктах в жилых домах вылетали стекла. Общая площадь, охваченная пожарами, составила 340 га. Тушение пожара в первоначальный период осуществлялось силами военнослужащих войсковой части. Из-за разброса боеприпасов из рядом расположенных поселка и деревень пришлось эвакуировать 2500 человек.
В результате катастрофы пострадало около 30 военнослужащих, в том числе 12 человек погибли, без вести пропали 2 человека, 17 раненых были госпитализированы.
Через несколько дней я проезжал по дороге на Реж, она была перекрыта войсками, но с документами Центра меня пропустили.
Картина угнетала. Дома в поселке зияли выбитыми окнами. Вдоль дороги стояли указатели с надписью «МИНЫ», а военные патрули предупреждали о том, что нельзя съезжать на обочины и наезжать на комки грязи, усеивающие асфальт - там могли быть мины.
В лесу все время грохало - это саперы подрывали найденные боеприпасы.
Ребята из бригады постоянной готовности отдежурили несколько суток, оказывая помощь пострадавшим и заболевшим из обратившихся.
В процессе работы меняли дислокацию, были и проблемы, как например, с питанием, но их мгновенно решал на месте наш директор. Я в этом уже не участвовал, поэтому промолчу.
Я рассказал то, что видел из диспетчерской. Когда на третьи сутки я вернулся домой, то сняв рубашку просто поставил ее в ванну.
Свидетельство о публикации №221051800411