КIалинская керамика
Бирюзовая расписная керамика лезгин.
Кала (КIелед хуьр)— один из самых древних промысловых гончарных центров Северо-Восточного Кавказа, который также совершенно не изучен в истории, этнографии и в народно-прикладном искусстве Дагестана. Древние традиции бирюзовой расписной керамики лезгин, в частности, из селения Кала (КIелед хуьр) не получили должного освещения, изучения. В данной керамике, как и в испикской, присутствуют схожие локальные черты, в характере росписи, в технологии изготовления гончарных изделий. Продукция именно такой расписной керамики (сосуды, чаши, тарелки, блюдца разных размеров и форм) пользовались большим спросом в средние века на всём Кавказе и попадали на Средний/Ближний Восток. Возможно, что схожие изделия в музеях Ирана и Турции есть изделия именно кIалинских мастеров. Через Южный Дагестан проходил Шёлковый путь, практически все ремесленные изделия лезгин вывозились и попадали на территорию восточных стран. К огромному сожалению, бесконечные нашествия нанесли смертельные урон и высокому народному искусству. В Кала (КIелед хуьр) процесс развития древнего лезгинского гончарного промысла был прерван в связи с разграблением и уничтожением села. Как полагает искусствовед Э. В. Кильчевская: «Производство бирюзовой керамики прекратилось в XIV веке» [Кильчевская Э. В., Иванов А. С. Художественные промыслы Дагестана. М.: Наука, 195, с.44]. Прекращение керамического производства в селении КIеле произошло во время татаро-монгольского нашествия, поскольку территория Южного Дагестана стала ареной тяжелых и кровопролитных событий и село Кала (КIелед хуьр) было уничтожено.
В коллекции музея села Ахцах хранится данный сосуд из Кала (КIелед хуьр). Возраст сосуда специалисты оценили приблизительно в 700 лет. Он имеет характерную для къалинской керамики роспись — на белом поле темный ангоб и растительные узоры бирюзового цвета. Его форма не характерна для традиционной дагестанской керамики. При этом, совершенно не изучая данную керамику, так как для этого нужны элементарные археологические раскопки в данной местности, тщательное собирание любых керамических находок, дагестанские искусствоведы поспешили отнести кIалинскую керамику к влиянию иранских образцов, которые попадали на территорию Дагестана по Шелковому пути. Возможно, влияние и было. А возможно, и нет. Для того, чтобы о чём-то говорить по существу, нужны, повторяю, археологические раскопки. В таких раскопках нуждается весь Южный Дагестан. Нужна научно-исследовательская инициатива по серьёзному изучению всего региона, так как южный регион вообще никак не изучался, богатейший археологический материал выходит наружу то там, то сям, подвергается разграблению, размыванию, гибнут артефакты, или попадают в руки торговцев.
Богатые и древние традиции художественной керамики лезгин нашли воплощение в гончарных изделиях с применением полихромной росписи и использованием эффекта потечной поливы с добавлением в легкоплавную глазурь окислов металлов. Бирюзовая расписная керамика селения КIала была широко известна тиснеными поливными блюдами, которые не вытачивали на гончарном круге, а теснили по специально приготовленной форме – матрице. К сожалению, сегодня утрачена вся аутентичная лезгинская керамика, как испикская, так и кIалинская. Поэтому перед мастерами керамики стоят задачи воссоздания утраченного. Этот процесс восстановления традиций чрезвычайно сложен, так как керамика является одним из самых неизученных по сравнению с другими видами декоративно-прикладного искусства. Для этого детей надо отдавать учиться в известные художественные училища или в вузы, которые выпускают квалифицированных специалистов, которые смогли бы реализоваться в дальнейшем как гончары и мастера.
Исследуя эту проблему, можно понять, что практически весь собственно лезгинский гончарный промысел, ещё худо-бедно существовавший в первой половине ХХ века, во второй половине XX века вымер. Остались только экспонаты в музеях и частных коллекциях приверженцев этого вида искусства да редкие упоминания о них в научных сборниках. Это гончарные промыслы Испик и Кала (КIелед хуьр), в первую очередь. Самая большая проблема народного промысла это восстановление преемственности ремесла, без который любой вид традиционного промысла - обречён. Одиночные мастера не смогут поднять и возродить ремесло, как б они не старались. Также остро актуально открыть художественное училище в Южном Дагестане, которое обучало бы с 12-14 лет детей всем традиционным ремеслам народов Южного Дагестана. Необходимо привить интерес к ремеслу и инициировать его передачу в одной семье из поколения в поколение. Необходимо поднять престиж Мастера.
Без такого подхода ремесло не возродить.
На фото: Двуручный сосуд с носиком, возможно, ритуальный. XII век. Происхождение: Кала (КIелед хуьр). Местонахождение: Краеведческий музей. Ахцах.
Свидетельство о публикации №221051800647