PROТюмень Железнодорожный вокзал
В далекие 1874 -1888 годы годы Министр путей сообщения при утверждении плана развития первых железнодорожных путей в Сибири настоял, чтобы магистраль проходила через Тюмень.
Именно за эту настойчивость Константина Николаевича Пасьета тюменцы удостоили позже звания почетного гражданина города.
Строительство вокзала началось в 1881 года.
Днём рождения тюменского вокзала принято считать 5 декабря 1885 год. В этот день в 12 часов дня со станции Тюмень отправился первый поезд сообщением Тюмень-Екатеринбург по случаю открытия движения.
Первое здание вокзала было небольшим. Двухэтажное, в кирпичных кружевах, с толстыми стенами, выбелено снаружи.
Перед самим зданием был оборудован широкий навес, который держался на фигурных чугунных столбах. Пассажирские поезда, прибывая на вокзал проходили под ним. В непогоду пассажиры были защищены от дождя или снега.
Само здание вокзала внутри имело кассовый зал, зал ожидания, в котором стояли массивные диваны из дуба, на спинках которых были вырезаны буквы «МПС» (аббревиатура Министерства путей сообщения) и ресторан.
На перроне у двери висел довольно большой колокол. Как в старых фильмах, помните? В который дежурный по вокзалу обязательно звонил, когда выходил встречать поезд.
Вот так и в Тюмени было! После первого звонка пассажирам было позволено выходить из здания и занимать места в вагонах, после третьего никто в вагоны не допускался.
Со стороны города напротив вокзала была оборудована площадь с фонтаном и сквером из кустов сирени.
В центре чаши фонтана, лежа на камнях, дремала олениха, а над ней в настороженной позе стоял олень с ветвистыми рогами. Вокзал и площадь отделялись от города алеей из тополей.
В 1912 году возле ст. Тюмень во время работ по прокладыванию водопровода были найдены останки мамонтов, которые так и не были использованы в научных целях, а лишь остались в летописи города.
В 1944 году на вокзале было установлено дежурство милиционеров, усилии можность радиоузла, увеличили штат работников вокзала до 12 человек дабы улучшить работу станции и обеспечить четкость отправления поездов и безопасность. На ремонт здания выделили средства.
Город рос и к 60-м года маленький двухэтажный вокзал просто не справлялся с потоком пассажиров.
В 1974 году, на месте фонтана и сквера построили новое здание. Историческое же здание было приказано снести в одну ночь. Курсанты из военно-инженерного училища бульдозерами и прочей техникой ломали старые стены, которые ни в какую не хотели ломаться, старое здание разбирали ещё в течении месяца, фундамент здания так и остался. Его закатали под асфальт и на этом месте теперь перрон нового вокзала с клумбами.
Историческое строение вокзала стерли с лица Тюмени, но на станции в городе Камышлов до сих пор работает точно такой же вокзал, являющийся абсолютной копией старого тюменского.
Новое здание вокзала кроме залов ожидания и кассового получило девятиэтажный корпус с гостиницей для транзитных пассажиров, на стене которого разместили часы с механизмом ереванского завода.
Вместительность вокзала стала позволять принимать до полутора тысяч человек единовременно.
В начале XXI века здание несколько лет реконструировали. На обновленном вокзале, что теперь оборудован по последнему слову техники комфортно, светло и удобно. Внутри здания несколько кафешек, просторный кассовый зал, вместительная зона ожидания, тоннель для выхода ко второй платформе, наземный переход к третьей и очень скромная по меркам города привокзальная площадь.
Как ни парадоксально железная дорога носит имя председателя ВЦИК Якова Свердлова, одного из исполнителей воли комиссара армии и флота Льва Троцкого по расстрелу царской семьи.
Тюменский вокзал встречал на своем перроне императора Николая II с семьей, Г. Е. Распутина, Д. И. Менделеева, Л. Д. Троцкого, Ф. Э. Дзержинского, Л. И. Брежнева, М. Калинина да еще много кого.
ОБ ЭТОМ МАЛО КТО ПОМНИТ
Но, в Тюмени был еще один железнодорожный вокзал или вернее сказать станция, находилась она на улице Пристанская. Здание станции не сохранилось, это был одноэтажный деревянный дом средних размеров с покатой железной крышей и печной трубой. Четыре основные комнаты для персонала и зал ожидания пассажиров. На ее фасаде практически до наших дней висела табличка "Ст.Тура". Дом сгорел в 2018 году.
Официально эта железнодорожная станция числилась как грузовая, но людей, тем не менее, периодически обслуживала. Было время, когда между двумя тюменскими станциями ходили специальные пассажирские вагоны. Станция «Тюмень» и станция «Тура» соединялись железнодорожной веткой, часть которой до сих пор кое-где сохранилась.
Маршрут этой ветки проходил от станции «Тюмень», далее составы сворачивали влево примерно там, где сейчас развязка «Стрела».
Одни пути заканчивались отстойником в районе ТЦ Вояж, другие пути шли по противоположной стороне нынешней улицы Мориса Тореза, пересекали улицу Республики и уходили дальше к реке между улицей Профсоюзная и территорией Тюменского станкостроительного завода. Далее, оставляя позади улицу 50 Лет Октября, железнодорожная ветка огибала Загородный сад и плавно сворачивала в сторону речпорта, таким образом огибая с востока всю Тычковку. В этом районе по сути город заканчивался. Тогда тут кроме новых купеческих домов и избушек работников порта и верфи ничего не было.
Берег реки вблизи железнодорожной станции оказался забит судами. Грузы, что шли с запада страны в Сибирь, доставлялись до пристаней, затем перегружались на баржи и пароходы, которые шли до Тобольска и дальше. Улицы Ильинская (теперь 25-го Октября) и Пристанская превратились в оживленные городские проспекты, которые по значимости своей едва ли не превосходили улицу Царская (теперь Республики). И район Тюмени Потаскуй и Тычковка стали своеобразным экономическим центром, где сосредоточились дела всей тюменской купеческой и мещанской знати.
Первым же начальником «Туры» являлся тюменский мещанин Михаил Степанович Кержанцов.
В 1886 году Вскоре после назначения на эту должность в 1886 году он переселяется в только что построенный дом на Пристанская, 1 — поближе к месту службы.
О мещанине Кержанцове, о его доме и районах Тычковка и Потаскуй подробно написано в книге из серии PROТюмень «От Потаскуя до Крестов».
Пристань не сохранилась, но сохранились старая водокачка и кирпичные пакгаузы.
Дом с табличкой «Ст. Тура» на фасаде был признан памятником деревянного зодчества. Это было единственное в Тюмени станционное здание подобного типа с уникальным резным декором.
в 90-х годах перевалочную станцию расформировали, железнодорожную ветку, соединявшую «Пристань Тура» со станцией «Тюмень» разобрали, перегон ликвидировали еще в 1986 году из-за загруженности городских улиц, через которые проходила ветка.
Несмотря на это, еще 2010 году станция Тура действовала. Она обслуживала Тюменский порт, Тюменский судостроительный завод, поставщиков продовольственных товаров, бумаги и офисной техники. Старенькая станция по прежнему топилось углем и из числа достижений цивилизации на ней была лишь радиостанция.
Принимали здесь один состав днём, и один — ночью. В среднем 47 вагонов в сутки. Железнодорожная ветка от станции Тура шла вдоль реки через Лесобазу до Антипино и далее к станции Войновка, где вливалась в Транссибирскую магистраль.
Именна эта станция повидала на своем веку ссыльных борцов революции и семью последнего императова с семьей, когда их везли в Тобольск.
Свидетельство о публикации №221051800684
С уважением,
Алексей Бабушкин -Алексеев 22.06.2021 15:24 Заявить о нарушении
Виктория Булатова 22.06.2021 21:13 Заявить о нарушении