Мастер и Маргарита, или самая переоцененная книга
Оговорюсь, фантасмагорический текст Булгакова стилен, ироничен, насыщен забавными образами (чего стоит только демон Бегемот!) и читать его безумно приятно, но разве справедливо считать этот роман гениальным? Раздражает и то, как некоторые провозглашают книжку про приключения сатаны в Нерезиновой сложным для ума трудом. Эти люди слышали что-то о «Бытие и времени» Хайдеггера или хотя бы о проблемах универсалий?
Как зачитал на одном баттле Оксимирон: «Знаете, что о нем просто сразу все говорит, а? — Его любимая книга — «Мастер и Маргарита». То есть даже оверхайпнутый рэпер и недопоэт стебет этот фанфик на «Фауста» Гете.
Фанбаза «МиМ» — отдельный повод для моего негодования. Дай бог половина этих любителей словесности роман прочла. Большая часть — репостнула цитаты из пабликов и глянула отвратительный сериал Бортко. А те, кто все же ознакомился с работой Михаила Афанасьевича, наверняка пролистали все главы про Пилата.
Просто большинство обожает сверхъестественное. Неслучайно «Битва экстрасенсов» была одной из самых рейтинговых программ телевидения, да и спекуляции о снежных людях, инопланетянах и перевале Дятлова не скоро исчезнут из СМИ. Потому и манит народ книжка про бесовщину в приятном антураже Москвы 30-х годов.
К слову, глубина всеми обожаемых цитат тоже не поражает воображение. «Рукописи не горят». Правда? Скажите это историкам, оплакивающим Александрийскую библиотеку, умники!
Страсть содержанки и очередного непризнанного гения без нормальной работы? Это ведь явно не любовь Ромео и Джульетты. Как же такая специфичная пара обрела небывалую любовь масс? Скорее всего, сработал один из базовых принципов драматургии — породнить героя и читателя какими-нибудь прозаическими чертами.
Но если сидящая на шее мужа Маргарита со скрипом еще может оставаться ролевой моделью даже в век феминизма, то жалкий Мастер абсолютно непривлекателен и вопиюще антисексуален для вменяемых и уважающих себя женщин! Такой тип мужчины приглянется разве что сильным и независимым амазонкам. Хотя их явно возмутит ведьма-иждивенка, чье главное испытание в романе — постоять королевишной на балу (знаете, разномастные супермодели тоже слезно жалуются на то, как им нелегко ходить туда-сюда на модных показах).
Выходит, роман Булгакова как будто ориентирован на мужскую аудиторию завистливых квази-интеллектуалов с «менталочками», мечтающих о сексуальной роковухе, которая будет неустанно восторгаться их шизофазической графоманией (и еще желательно более-менее регулярно кормить).
Но парадокс в том, что «МиМ» популярна преимущественно у прекрасного пола! Отчего же? Полагаю, все дело в садомазо наклонностях русских девушек. На словах они мечтают о мускулистых альфа-самцах, а на деле хотят спустить в унитаз лучшие годы, проведя их в компании самовлюбленного бездельника. К тому же женщины больше тяготеют к теме мистики и колдовства.
Свидетельство о публикации №221051800736