Таинственные взрывы

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 516
СОВЕТА ТРУДА И ОБОРОНЫ
13-го ноября 1931 г.
(выдержки - прим. автора)
Москва - Кремль
Об организации государственного треста по дорожному и промышленному строительству в районе Верхней Колымы "Дальстрой".
В целях производства дорожного и промышленного строительства в районе Верхней Колымы Совет Труда и Обороны постановляет:
1. Организовать в непосредственном ведении Совета Труда и Обороны Государственный трест, именуемый сокращенно «Дальстрой».
2. На «Дальстрой» возлагается:
а) разработка недр, с добычей и обработкой всех полезных ископаемых края и
б) колонизация района разработок и организация всевозможных предприятий и работ в интересах успешного выполнения первой задачи.
.....
Председатель Совета Труда и Обороны — В. Молотов (Скрябин)
За секретаря Совета Труда и Обороны — И. Межлаук

Таким образом на востоке СССР появилось могучее административное образование, «комбинат особого типа», своего рода государство в государстве (c 1938 года - Главное Управление строительства Дальнего Севера НКВД СССР «Дальстрой», c 1945 года - Oрдена Трудового Красного Знамени Главное Управление строительства Дальнего Севера НКВД СССР «Дальстрой», с марта 1946 года - подведомствено МВД СССР, с марта 1953 года - переподчинено Министерству металлургической промышленности СССР, ликвидировано путем реорганизации 29 мая 1957 года.).
Первоначально район деятельности «Дальстроя» охватывал побережье Охотского моря от устья реки Тауй до села Гижига, распространялся в пределах границ Корякского и Чукотского национальных округов, границы Якутской АССР, верховьев правых притоков Тауя общей площадью около 400 тыс. км;. В дальнейшем эта территория постоянно расширялась. Окончательная граница была установлена 29 января 1951 года специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР, увеличившим площадь до 3 млн км;. Территория «Дальстроя» включила в себя всю нынешнюю Магаданскую область, Чукотский национальный округ, часть Якутии, Хабаровского края и Камчатской области, отдельные населённые пункты (совхозы) Приморского края, что составило около одной седьмой части всей территории СССР.
14 ноября 1931 года директором треста «Дальстрой» назначен Э.П. Берзин. 4 февраля 1932 года в бухту Нагаева на пароходе «Сахалин», пробившемся через льды Охотского моря с помощью ледореза «Литке», прибыло руководство «Дальстроя» во главе с Э.П. Берзиным, другие вольнонаемные работники и стрелки военизированной охраны. Одновременно тем же рейсом на Колыму было доставлено не менее ста первых заключенных. Именно в этот год на Колыме началось масштабное строительство дорог, речных портов, аэродромов, поселков и «столицы» края - Магадана.
Работы по освоению территории, добыче золота, руд и угля, а также развитию инфраструктуры выполнялись в основном использовавшимися «Дальстроем» в качестве рабочей силы вольнонаемными работниками, а после подчинения в 1938 году НКВД, также заключенными различных исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), разбросанных по огромной территории, подчиненной Управлению. По состоянию на 18 августа 1948 года на всех предприятиях и в учреждениях «Дальстроя» работали 219 392 человека. Из них: вольнонаёмных - 85 041 человек, спецпоселенцев - 29 523 человек, заключённых - 104 828 человек
Зарубежные и отечественные либеральные средства массовой информации и всяческие писаки, подобные «великому брехуну» Солженицыну отправили на Колыму как минимум четверть советского населения и покрыли тамошнюю землю костями десятков миллионов погибших. Однако, по данным Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), общее количество заключенных, завезенных в «Дальстрой» с 1932 по 1956 г. составляло 876 043 человека, умерли 127 792 человека. И большинство из них были не «незаконно осужденные», а уголовники, власовцы, полицаи, бандеровцы, прибалтийские «лесные братья», японские военнопленные и прочие явно недружелюбно относящиеся к советской власти элементы, а также бывшие советские военнопленные, находившиеся в немецком плену.

«Первый колымский начальник с правами высшей партийной, советской и профсоюзной власти в крае, зачинатель Колымы, расстрелянный в 1938 году и в 1956 году реабилитированный, бывший секретарь Дзержинского, бывший командир дивизии латышских стрелков, разоблачивший знаменитый заговор Локкарта, - Эдуард Петрович Берзин пытался, и весьма успешно, разрешить проблему колонизации сурового края и одновременно проблемы «перековки» и изоляции. Зачёты, позволявшие вернуться через два-три года десятилетникам. Отличное питание, одежда, рабочий день зимой 4-6 часов, летом - 10 часов, колоссальные заработки для заключённых, позволяющие им помогать семьям и возвращаться после срока на материк обеспеченными людьми. В перековку блатарей Эдуард Петрович не верил, он слишком хорошо знал этот зыбкий и подлый человеческий материал. На Колыму первых лет ворам было попасть трудно — те, которым удалось туда попасть, - не жалели впоследствии. Тогдашние кладбища заключённых настолько малочисленны, что можно было подумать, что колымчане - бессмертны.»
В. Шаламов «Зелёный прокурор» (1959)
Производственная база «Дальстроя» была колоссальной даже по масштабам СССР и включала в себя к 1953 году 450 предприятий. В их числе было 89 приисков, рудников и фабрик, на которых работало работало 6 драг, 183 экскаватора, 157 бульдозеров, 23 электростанции и 1600 км высоковольтных линий электропередач, 84 нефтебазы, 14 узлов связи и 17 радиоцентров, 6 морских пунктов, 9 аэродромов, 4 узкоколейные железные дороги на Колыме и 2 железные дороги в Ванино и Находке. «Дальстрой» имел свой морской и речной флот.
Из-за территориальной изолированности Колымы, продовольственное и материально-техническое снабжение «Дальстроя», а также перевозка пассажиров, включая заключенных, с «материка» могли осуществляться только морем. Выходящие из портов Дальнего Востока (Владивостока, Находки, Ванино, Сахалина) и Северо-Запада (Ленинграда, Архангельска, Мурманска) транспортные потоки шли по двум направлениям: основной - в порт Нагаево, меньший по объемам - на Чукотку и в речные порты в устьях Колымы, Индигирки, Лены, откуда грузы и рабочая сила доставлялись к пунктам назначения по рекам.
В разное время к «Дальстрою» были приписаны семь морских судов, при этом три закупленных в 1935 году в Голландии парохода по грузоподъемности («Кулу» - 7000 т, «Джурма» - 7040 т, «Ягода» - 8375 т) были наиболее крупными на Дальнем Востоке. Кроме того, для «Дальстроя» фрахтовалось большое количество судов других ведомств. Так, в 1937 году четыре судна флота «Дальстроя» доставили в порт Нагаево 42 884 пассажира и 174 694 т грузов. Речной флот «Дальстроя» насчитывал в 1941 году 54 самоходных судна.
Для ведения горных и строительных работ «Дальстрою» требовалось огромное количество взрывчатых веществ (ВВ), которые также доставлялись морем. В основном это были дешевые и безопасные в обращении промышленные ВВ на основе аммиачной селитры (аммонал, аммонит, динафталит) и в меньших количествах - тротил. Кроме того для «Дальстроя» доставлялись средства инициирования ВВ - капсюли-детонаторы, огнепроводные и детонирующие шнуры и т.п.
В 1946-1947 гг. на судах «Дальстроя», Дальневосточного морского пароходства и ряде береговых объектов произошла серия таинственных взрывов.

Министр внутренних дел СССР Круглов - Сталину, Берии, Микояну, 24 июля 1946 г.

По донесению начальника УМВД Приморского края, вчера в 8 час. вечера в бухте Находка, близ Владивостока, во временном порту Дальстроя МВД произошел пожар на портовых складах Дальстроя; сгорел аммонит и два склада с продовольствием и промтоварами.
Сегодня утром в том же порту произошел пожар и взрыв на пароходе Дальстроя "Дальстрой", груженом аммонитом и продовольствием. Имеются человеческие жертвы; от взрыва пострадали склады и другие сооружения в порту.
На место выехал начальник Управления МВД генерал-майор Шишкарев с группой работников для принятия срочных мер.
Для расследования обстоятельств пожара и взрыва, и для принятия мер по ликвидации последствий сегодня ночью вылетят на место заместитель министра по общим вопросам т. Рясной и заместитель министра т. Мамулов.
О результатах предварительного расследования и об убытках будет доложено дополнительно.

24 июля 1946 года Находку потряс мощнейший взрыв – у причала порта на мысе Астафьева взлетел на воздух пароход «Дальстрой», принадлежавший одноименному тресту и готовившийся к отправке на Колыму в порт Нагаево.
В марте 1935 года Дальстрой закупил в Голландии пароход “Almelo”, который получил новое имя в честь народного комиссара внутренних дел СССР - «Ягода». а после снятия с поста и расстрела наркома был переименован в «Дальстрой». Судно дедвейтом 13 500 тонн с четырьмя двухдвиндечными трюмами было построено в 1918 году на верфи N.V. Koninklijke Maatschappij "De Schelde", Scheepswerf en Machinefabriek во Флиссингене. Паровая машина трехкратного расширения обеспечивала скорость до 14 узлов, котлы работали на жидком топливе.
«Дальстрой» совершал рейсы между Владивостоком-Находкой и Нагаево, доставляя Тресту различные грузы и пассажиров, включая заключенных. В его трюмах на Колыму попали такие известные личности, как Сергей Королев, Георгий Жженов и другие.
В годы Великой Отечественной войны пароход доставлял в Нагаево из США автомобили и другие грузы. В августе 1945 года во время войны с Японией «Дальстрой» (капитан В.М. Банкович) использовался Тихоокеанским флотом в качестве десантного транспорта. Утром 16 августа в ходе Сейсинской десантной операции пароход подорвался на выставленной американской авиацией донной мине и потерял ход.
В это время вспомогательное судно, тащивший на буксире также подорвавшийся на мине пароход «Ногин», не успело вовремя задержать движение «Ногина», и он носом врезался в левый борт «Дальстроя». В результате образовалась пробоина от палубы до воды. Но судам повезло: авиация и артиллерия самураев была уже подавлена, и враг не мог воспользоваться замешательством. Подоспело еще одно судно и «Дальстрой» был поставлен к пирсу.
Солдаты, сбежав по трапу, устремились в бой, а палубная команда приступила к разгрузке судна вручную, так как из-за отсутствия пара лебедки не работали. Машинная команда протянула запасные трубы, и по ним был пущен пар на лебедки. Началась выгрузка в полную силу. В полночь, закончив выгрузку, «Дальстрой» отошел от причала и без охранения, с затемненными огнями, малым ходом снялся во Владивосток, а позднее ушел на капитальный ремонт в Канаду.
После ремонта судно пришло во Владивосток и после нескольких дней стоянки перешло для погрузки в порт Находка. Погрузка велась заключенными. В числе различных грузов были и ВВ: в первый трюм было погружено около 500 тонн аммонала, а во второй - 400 т тротила.
Вот как описывает дальнейшие события старший помощник капитана «Дальстроя» Павел Павлович Куянцев в своей книге «Я бы снова выбрал море...».

«Банкович (капитан судна - прим. автора статьи) собирался съездить во Владивосток, а старпома оставить на это время за себя... Был обеденный перерыв. На судне и в порту все стихло. Команда обедала на борту, а грузчики - на берегу.
Капитан давал Павлу наставления на время своего отъезда:
— А этих, что ходят сюда только мешать, — он имел в виду береговую администрацию и особенно Васю Дуба, так называли главного начальника местного управления "Дальстроя" Василия Кораблина, — не пускай на пароход. Если будет лезть, отбирай на трапе спички и папиросы так же, как у грузчиков.
Едва капитан закончил, как снизу послышался отчаянный крик:
— Пожар в первом трюме!
Не ожидая приказаний, старпом рванулся вниз по трапам. Уже на бегу он услышал, как капитан звонил по телефону в машину:
— Воду на палубу и открыть кингстоны, затопить носовые трюмы!
Через десять секунд Павел был у первого трюма. Трюмный матрос, сидевший там для охраны груза, пулей выскочил по трапу наверх. Прямо в середине люка из-под ящиков разного груза невинно вилась вверх тонкая струйка дыма. Все, кто подбежал к люку трюма, схватили стволы четырех шлангов и направили мощные струи в трюм; подбежали люди с огнетушителями.
Но струйка дыма, не реагируя на воду, моментально разрослась, почернела и вдруг вырвалась черным клубом. За ним поднялся столб желтого пламени выше мачт. Палуба заходила ходуном, пламени было тесно в трюме, и оно с грохотом и ревом взметнулось в самое небо. Люди со шлангами стали отступать. Боцман, доктор, матросы… Все они, обстрелянные в боях, знали: взрыв будет. Но никто не дрогнул, не побежал.
Горящий аммонал дает температуру 2000°С, и люди пятились от пламени ко второму трюму, в котором был тротил. Сорвали раструбы вентиляторов трюма и направили струи воды туда. Они думали залить тротил, но забыли, что этот, еще более опасный груз, в резиновых мешках и не подмокнет. Проклятые резиновые мешки! Если бы не они, может быть, тротил успели бы намочить. (После продолжительного нагрева, смачивания в воде и плавления тротил способен сохранять свои взрывчатые свойства, однако постоянная подача воды позволила бы снизить его температуру до безопасного уровня - прим. автора статьи).
В этот момент к трюму подошел капитан и приказал:
— Ребята! Сейчас же покинуть судно, бегом на корму, там уже опущены штормтрапы. Павел, обойди скорее все помещения, разбуди людей. Всех на берег!»

Через восемь минут после начала пожара прогремел мощный взрыв. Из 48 членов экипажа «Дальстроя» погибло шестеро, еще один моряк скончался на следующий день от полученных ранений.

«Павел обернулся и стал искать глазами пароход и товарищей. Парохода он не увидел. Все также светило солнце в синем небе, все также зеленели далекие холмы и сияла тихая бухта. А здесь, на мысе Астафьева, все было голо. Ни судна, ни складов, ни зданий, ни деревьев. Только сваи торчат из воды, где был причал, да видна притонувшая корма парохода. А на ней аккуратно лежат рядом два паровых котла, выброшенных из кочегарки, два из пяти тридцатитонных цилиндра, заброшенных туда взрывом. И все это будто покрыто черным лаком – мазутом, которого на судне было 1800 тонн в бункерах. Он весь поднялся в воздух, а затем покрыл место катастрофы ... .Корма судна была окружена пламенем. Это горел плавающий на воде мазут. Людей посадили в грузовик и повезли в новый порт. По дороге более чем за километр валялись разбросанные взрывом покоробленные от жара части судна, а якорь весом в пять тонн был заброшен метров на пятьсот. В поселке у мыса Астафьева со всех домов были сорваны крыши и выбиты стекла окон.»

Министр внутренних дел СССР Сергей Круглов докладывал Сталину и Берии 14 августа 1946 года:
«В результате пожара и взрыва в бухте Находка уничтожен пароход "Дальстрой" и все находившиеся на нем грузы в количестве: взрывчатки 917 тонн, сахара - 113 тонн, разных промтоваров - 125 тонн, зерна - 600 тонн, металла - 392 тонн, а всего на сумму 9 млн. рублей; на сгоревших складах Дальстроя уничтожена различных промышленных и продовольственных грузов на сумму 15 млн. руб. и взрывчатки на сумму 25 млн. руб.
Во время взрыва парохода "Дальстрой" убито и умерло от ран 105 человек, в том числе военнослужащих 22, гражданского населения 34, заключенных 49; ранено и находится в лечебных заведениях 196 человек, в том числе военнослужащих 55, гражданского населения 78 и заключенных 63.»

Началось следствие, на место происшествия спешно из Москвы прибыли заместители министра внутренних дел СССР Рясной и Мамулов и специальная бригада следователей. Были арестованы и допрошены все оставшиеся в живых члены экипажа «Дальстроя». Во время следствия загорелся аммонал на барже. Кроме того, через сутки сгорел вагон с аммоналом - его не успели даже разгрузить. После этих происшествий команду отпустили, признав всех невиновными. Спустя две недели там же, в Находке, в районе Ободной Пади взорвались склады, на которых хранилось не менее шести тысяч тонн взрывчатки. К счастью, склады располагались за сопкой, так что город практически не пострадал.
В ходе следствия рассматривались версии о халатности и диверсии. Напасть на след предполагаемых диверсантов так и не удалось.
14 августа 1946 года Министр внутренних дел СССР Круглов докладывал Сталину и Берии:

«Командированными в бухту Находка заместителями министра внутренних дел СССР тт. Рясным и Мамуловым установлено, что основной причиной пожара и взрыва в бухте Находка явилось преступно-халатное отношение отдельных работников Приморского управления Дальстроя к приему взрывчатки с железной дороги, хранению ее и погрузке на пароходы… Сооружения порта и складское хозяйство бухты Находка в связи с переключением в 1945-46 годах поставок Дальстрою с импорта, который шел из Америки непосредственно в Нагаево, на отечественные грузы не были в должной мере подготовлены к приему и перевалке…
Руководство базы Дальстроя в бухте Находка не обеспечило надлежащего хранения грузов и допустило ряд грубейших нарушений порядка хранения взрывчатки; прибывающая по железной дороге взрывчатка складировалась большими штабелями в непосредственной близости к остальным грузам, в том числе и к огнеопасным, без соблюдения необходимых противопожарных разрывов; к погрузке взрывчатки привлекались главным образом заключенные, которые направлялись на эту работу без предварительного отбора и проверки, причем необходимый режим во время погрузочно-разгрузочных работ не соблюдался.
Наряду с этим в нарушение постановления Совета Народных комиссаров СССР … от 29 октября 1945 года, обязывающего министерства направлять все грузы Дальстрою только в прочной таре, выдерживающей неоднократные перевалки и морские перевозки, заводы министерства сельхозмашиностроения, как правило, грузили взрывчатку в недоброкачественной и плохой таре (в большинстве в бумажных мешках). При погрузке и в пути тара портилась, и в результате в бухту Находка взрывчатка прибывала в разбитой таре, различные сорта взрывчатки перемешивались и подвергались порче.
Основными виновниками преступно-халатного отношения к сбережению взрывчатки и организации погрузочных работ в бухте Находка являются начальник Приморского управления Дальстроя Кораблин, его заместитель Сафронов, начальник политотдела Трошкин, начальник лагеря Островский, начальник склада Дицик, его заместитель Афанасьев и техник по взрывчатке Чевский. Все они арестованы и привлекаются к уголовной ответственности. Кроме того, арестовано 9 человек подозреваемых в злоумышленных действиях. Следствие продолжается.»

После трагедии «Дальстроя» МВД СССР приняло различные меры, для предотвращения возможных взрывов и безопасности хранения ВВ. Для их хранения в 8 километрах от Находки был оборудован новый склад, куда была вывезена взрывчатка из городских складов и направлялась вновь поступающая. Работа на складах со взрывчаткой проводилась силами войсковых частей, склады взрывчатки охранялись войсками МВД.
На базе Дальстроя и складах введены строгий порядок и пропускной режим. Усилена охрана складов, их ограждение и освещение, огнеопасные грузы обвалованы и обрыты траншеями, усилена пожарно-сторожевая охрана всех грузов Дальстроя.
Сразу же после взрыва на «Дальстрое» по предложению первого секретаря Приморского крайкома ВКП(б) Пегова, поддержанного Минморфлотом СССР, Москва распорядилась перебазировать дальстроевский порт со всеми его структурами в Ванино, в свою очередь, функции Ванинского порта, входившего в подчинение Министерства морского транспорта СССР, передавались Находке.
Это помимо всего прочего позволило заметно облегчить режимность Находки (зэки теперь отправлялись на Колыму исключительно из Ванино) и сделать в перспективе Находку открытым портом, единственным таковым на Дальнем Востоке. А зэковский (и не только) фольклор пополнился широко известной песней «Я помню тот Ванинский порт и крик пароходов угрюмый ...»

Взрыв «Дальстроя» оброс множеством «фейков». Рассмотрим некоторые из них (мнение автора):

1. В первом трюме судна находилось 7000 тонн аммонала, который грузили навалом, «как песок или соль». Эта басню можно встретить в «Википедии», публикациях «Радио Свобода» и т.д. и т.п. А 917 тонн министр Круглов дескать указал, дабы скрыть фактические потери от Сталина. А влажный аммонал навалом будто бы самовоспламенился.
Однако, грузоподъемность судна составляла 8375 тонн. Точная вместимость каждого из четырех трюмов автору неизвестна, поэтому примем ее одинаковой, то-есть около 2100 т. И как туда «удалось» втиснуть» 7000 т? А ведь в этом трюме размещали и другие грузы.
Сомнение вызывают и утверждения, что аммонал грузился навалом. В результатах работы следственной комиссии об этом не упоминается, а говорится об упаковке в бумажные мешки, что применяется и в настоящее время согласно действующему ГОСТу.
Однако и перевозка навалом опасности не представляет, при увлажнении аммонал не самовозгорается. Ведь аммонал представляет собой смесь аммиачной селитры (80,5%), тротила (15%) и алюминиевой пудры (8%). Две последние составляющие также не самовосгораются.

Транспортные характеристики грузов, перевозимых на водном транспорте (https://ozlib.com/1076301/tehnika/klass_opasnosti)

СЕЛИТРА АММИАЧНАЯ - гранулированное удобрение, относящееся к группе аммиачно-нитратных удобрений типа А. Содержит 33-35% азота в аммиачной и нитратной формах... По транспортной классификации согласно ГОСТ 19433, МОПОГ и МК МПОГ относится к ОПАСНЫМ ГРУЗАМ - Класс 5.1. ОКИСЛЯЮЩИЕ ВЕЩЕСТВА. Является окислителем и пожароопасна. При температуре 210;С и взаимодействии с серой, серным колчеданом, кислотами, суперфосфатом, хлорной известью, порошкообразными металлами (особенно с цинком) разлагается с выделением токсичных окислов азота и кислорода. Выделяющийся кислород может вызвать загорание горючих материалов и, как следствие, пожар. В случае загрязнения аммиачной селитры органическими материалами (ткани, крахмал, опилки, ветошь, бумага, уголь и пр.), жидким топливом или при сильном пожаре разложение аммиачной селитры может перейти во взрыв. Опасность взрыва также может возникнуть в результате детонации в непосредственной близости от погруженного вещества. При увлажнении - коррозионноактивна. По согласованию с перевозчиком может быть предъявлена к перевозке навалом. Включена в список грузов, перечисленных в Приложении В Кодекса ВС ИМО, 1994 г. (ИМО - Международная морская организация, прим. автора).

Автору неоднократно приходилось участвовать в перевозке аммиачной селитры (увлажненной) навалом без каких-либо проблем. Единственное, за чем приходилось следить, чтобы температура в прилегающим к трюмам топливных танках (тяжелое топливо) не превышала опасного предела.
Вспомним последствия взрыва «всего лишь» 2750 тонн селитры в Бейруте 4 августа 2020 года, а здесь аж 7000! И весьма скромные разрушения.

2. Город Находка был полностью разрушен, погибли сотни людей, которые превратились в кровавое месиво, а погибших зэков вообще никто не считал. Комментировать подобную чушь не буду, тем более, что часто в качестве доказательств приводятся снимки разрушений в ... порту Нагаево.

На этом эпопея таинственных взрывов не закончилась. 19 декабря 1947 года в бухте Нагаева взорвались суда Дальневосточного морского пароходства «Генерал Ватутин» (капитан С.В. Куницкий) и «Выборг» (капитан П.М. Плотников).
«Генерал Ватутин» (до июня 1944 г. “Jay Cooke”). Полная вместимость 7300 брт. Размерения 134.57 х 17.37 х 8.45 м. Главная энергетическая установка котломашинная, 2500 л.с. Скорость экономическая 11.5 узла, дальность плавания 13000 миль. Экипаж 61 чел. Бывший американский грузовой пароход типа «Либерти». Заложен 21.05.1944 г. (“Permanente Metals Company”, Ричмонд, штат Калифорния, США), спущен 9.06.1944 г., вступил в строй 17.06.1944 г. В июне 1944 г. принят советской закупочной комиссией и вошел в состав Дальневосточного государственногоморского пароходства. Во время Великой Отечественной войны выполнял экспортно-импортные перевозки между тихоокеанскими портами СССР и союзников. С 9.08 по 3.09.1945 г. числился в составе Тихоокеанского флота в качестве транспорта. 10.03.1947 г. передан на баланс Балтийского морского пароходства, но 19.06.1947 г. возвращен Дальневосточному морскому пароходству.
В порт Нагаево пароход прибыл из Ванино, имея на борту муку и крупу разных сортов, мясные консервы и сливочное масло, соль, табак, папиросы и махорку, дизельмоторы, буровые машины, запчасти к ним, узкоколейные платформы и многое другое. Из восьми с половиной тысяч тонн груза три тысячи триста тринадцать тонн были взрывчатые вещества - аммонит, динафталит и тротил. Их поместили в первый, второй и третий трюмы и их твиндеки. Весь груз был застрахован в представительстве ГОССТРАХА на сорок три миллиона девяносто три тысячи рублей. На борту находилось 43 члена экипажа и 14 пассажиров.
«Выборг» - построен в 1919 г. на судоверфи “Western Sb Со” в Сан-Педро, Калифорния (США). Первоначально имел наименование “West Cajcot”, позже - “Golden Bear” и с 1937 г. - “Kailua” и принадлежал различным судоходным компаниям США. 06.11.1942 г. принят в Сиэтле от американской Военной администрации судоходства советской закупочной комиссией и вошел в состав Дальневосточного государственного морского пароходства Наркомата морского флота.
В годы Великой Отечественной войны в составе Дальневосточного бассейна выполнял экспортно-импортные перевозки между тихоокеанскими портами СССР и союзников, 23.03.1946 г. поступил в подчинение Министерства морского флота.
Водоизмещение около 12180 т; полная грузовместимость 5504 брт; длина 125,12 м, ширина 16,55 м, осадка 8,44 м. Мощность паровой машины 2332 л.с, скорость экономическая 10,0 уз.
Он доставил в Нагаево пять тысяч сорок девять тонн самого разного груза – всего 219 наименований. Среди прочего – почти двести тонн ртути, большое количество серной, азотной, соляной и фосфорной кислоты, карбит кальция, мышьяк, хлорную известь, эмалевые краски, химический калий и еще 14 тонн разных химикатов. Кроме этого отдельное место занимали инциирующие средства – капсюли - детонаторы, огнепроводные и детонирующие шнуры, электродетонаторы. Всего 193 тонны, которые разместили в трюме № 1. Экипаж «Выборга» состоял из 34 человек.
Загружали «Выборг» и «Генерал Ватутин» в Ванино в две смены сразу по несколько бригад, которые состояли в основном из заключенных. Как позже выяснит комиссия из Москвы, эти бригады специально никто не охранял. Хотя существовало положение о том, что загрузка особо важного груза (к коему относится и взрывчатка) должна проходить под усиленным контролем военизированной охраны.
«Выборг» пришел в бухту Нагаева 14 декабря, «Генерал Ватутин» - в ночь с 17 на 18 декабря. Из-за отсутствия мест у причала оба судна стали на якоря на рейде порта за пределами кромки льда, которая находилась в 250 метрах от причала. В это время у причала порта Нагаево и его рейде находилось еще 8 судов, три из которых не имели хода из-за неисправности главных двигателей или рулевого устройства. Среди этих судов был и груженный танкер «Советская нефть»с неисправным двигателем. На территории порта стояло 10 цистерн, заполненных бензином, маслом и мазутом по 1700 кубометров каждая.
В 23 часа 15 минут 18 декабря от начальника порта было передано следующее распоряжение: «Ватутин. Завтра 19.12.1947 года подходите кромке льда против причала № 3. Оформим приход, высадим пассажиров. Ухов». Согласно действовавшим правилам, постановка судов с опасными грузами в непосредственной близости к другим судам запрещалась, однако это положение было грубо нарушено начальником порта Германом Уховым, хотя за два дня до катастрофы на совещании руководства порта было принято решение выгрузку этого парохода производить в районе Каменного венца, так как на «Ватутине» находились взрывчатые вещества.
Утром 19 декабря 1947-го года в Магадане было привычно холодно. Ветер северо-восточный, 7 с половиной метров в секунду, температура – минус 21 градус. Кромка ледового припая пролегала от Каменного Венца до первого пирса порта. Далее к морю – чистая вода с небольшим количеством битого льда. Толщина льда в припае была в среднем 61 сантиметр.
19 декабря пароход «Генерал Ватутин» в 10 часов 10 минут подходит к кромке сплошного льда напротив причалов Нагаевского порта и, находясь на расстоянии не более 300 метров от них делает разворот кормой к порту. Во время разворота судно ударяется носом о кромку льда, после чего, по словам очевидцев, из его носовой части начинает идти густой черный дым. Через несколько минут на пароходе раздается незначительной силы взрыв. Обшивка левого борта в районе третьего трюма отваливается и становятся видны шпангауты. «Генерала Ватутина», объятого пламенем, начинает нести к причалу по направлению к танкеру «Советская нефть». Капитан Куницкий пытается развернуть пароход и вывести его за пределы порта.
В 10 часов 25 минут на «Генерале Ватутине» происходит взрыв большой силы, от которого детонируют находящиеся в носовой части парохода «Выборг» капсюли-детонаторы. В результате оба парохода быстро и почти одновременно затонули. Экипаж и пассажиры «Генерала Ватутина» погибли полностью, на «Выборге» погибло по разным данным от 13 до 22 человек.
Кроме того получили значительные повреждения и другие суда: «Минск», «Старый большевик» и танкер «Советская нефть». На судах, которые стояли у пирсов, были серьезно повреждены надстройки и палубные механизмы. На других судах тоже были погибшие. «Советская Латвия» потеряла 4 моряков, на пароходе «Минск» погибло трое членов экипажа, «Совнефть» потеряла двоих. В общей сложности на пароходах, стоящих у причалов было ранено 79 человек.
От взрыва «Генерала Ватутина» образовалась волна воды со льдом до 10 метров высотой, горящие обломки пароходов и огромные глыбы льда буквально накрыли Нагаевский порт. Начались пожары - 13 очагов в порту и 7 очагов торфяных пожаров на сопке. Из-за того, что маневренности и движению пожарных машин сильно мешал лед, выброшенный при взрыве на территорию порта, пожар удалось потушить только к 16 часам 19 декабря. Во время операции погибли шестеро пожарных, сгорел один автомобиль. Сопку тушили 4 дня. В первые дни пограничники и пожарные, а затем – 700 военнопленных японцев.
Магаданскому порту был нанесен серьезный ущерб. До взрыва здесь находились 10 складов, 10 навесов размером 40 на 10 метров, на площадках были сложены ящики с оборудованием, штабеля леса, мешки с мукой и другие грузы. В результате взрывов все деревянные склады, навесы и другие постройки были разрушены. В здании управления порта выбило стекла, по стенам пошли трещины. До основания сгорели слесарная мастерская, насосная, водолазный катер и еще 7 складов с продовольствием. Нефтяным цистернам повезло больше. У них повредилась лишь обшивка и на некоторых были сорваны крыши.
Была повреждена телефонная станция порта, полностью утрачена ценная почтовая корреспонденция, дотла сгорели казармы пожарных, сильно досталось и авиазаводу, который находился недалеко от порта. Различного рода повреждения получили ряд жилых и общественных зданий в самом гороле. Обследовавшие место взрыва «Генерала Ватутина» водолазы обнаружили на дне воронку длиной в 100, шириной 40 и глубиной 7 метров.
Жертвами катастрофы стали не менее 111 человек. Медицинская помощь была оказана 535 лицам, 213 из которых были госпитализированы с травмами различной степени тяжести. Убытки составили 116 миллионов рублей не считая стоимости самих пароходов. После подсчетов выяснилось, что взрывом в порту было уничтожено почти пять с половиной тысяч тонн продуктов. Эту зиму колымчане пережили с трудом, было введено нормирование продовольствия, так как навигация уже закончилась и новые поставки стали невозможными.
Действительная причина этой трагедии неизвестна до настоящего времени, хотя версий было несколько, включая диверсию. Наиболее правдоподобная версия взрыва - взрыв от детонации ВВ при ударе носовой части судна о льдину, что подтверждается показаниями свидетелей. После удара о кромку льда из носовой части судна начинает идти черный дым, т.е от удара прогнулся борт судна который с большой силой ударил по сложенным мешкам (ящикам) со взрывчаткой, в результате механического воздействия произошел ее разогрев до температуры вспышки 180-250; С – начался пожар (судя по показаниям свидетеле которые утверждали, что сразу после удара пошел черный дым, первым загорелся тротил, именно он при горении выделяет много копоти и имеет низкую температуру вспышки), в процессе горения часть тротила (тринитротолуола) взорвалась, вызвав срыв части обшивки левого борта, усиление пожара, который вызвал повышение температуры, и возгорание аммонита (динафталит – малогорючее соединение) при горении которого стал выделяться кислород, в результате чего пожар еще более усилился, это подтверждается показаниями матроса с парохода «КИМ» Ивана Насонова:
«Пожар на корабле усилился, через несколько минут из 1 трюма вырвалась огненная струя, которая достигла примерно 40 метров в высоту…». В результате горения большой массы взрывчатых веществ и повышения давления газов произошел второй, мощный взрыв…


Рецензии