Крохотульки. Кукарские
В первом классе стали записывать в кружки по интересам. Кто-то записался в кружок пения, кто-то – художественной декламации. Я записался в кружок вышивания. Зачем – до сих пор ума не приложу… Мама купила пяльца.
На этом, собственно, всё и закончилось. Металлические кольца потом ещё долго висели на стенке не востребованные.
Так и вся жизнь. Шёл не туда. Делал не то. И ничего не доводил до конца…
ГИПСОВЫЙ БЮСТ СТАЛИНА
Бывают поступки, за которые стыдно потом всю оставшуюся жизнь. Потому, что исправить нельзя, а оправдать – не получается…
За парком Изергина, у пожарной части, ломали старую деревянную школу, чтобы построить новую, каменную. В чёрной осенней грязи, в перекрестье следов от машин, вывозивших мусор, лежал белый гипсовый бюст Сталина. С неба капал мелкий нудный кукарский дождь и стекал по усам Генералиссимуса. Бюст лежал, прислонившись ухом к мокрой земле, а глаза смотрели в сторону улицы Ленина.
Никого вокруг не было. Бюст просто выкинули, или он упал с машины. Недавно был смещён Хрущёв, время шло к семидесятым… И до Сталина никому дела не было. Я хотел поднять гипсовую голову и отнести домой. Но вспомнил, как в раннем детстве мать испуганно вырвала у меня из рук старую синеватую тетрадку с портретом вождя в правом верхнем углу, а на вопрос, кто это, сказала, чтоб я больше об этом не спрашивал…
Я стоял в грязи рядом с поверженным лидером. В школе я слышал о нём только плохое. Но так поступать, я считал – нечестно и неправильно. На месте сломанной школы когда-то стояла церковь. И её тоже снесли… Я стоял и мучительно думал… Если я принесу, дома будет скандал…
И я испугался поднять из грязи белый гипсовый бюст. И трусливо побрёл домой…
* * *
Рыбы порой проявляют не свойственный им интеллект и хитрость. Ну, кто из спиннингистов не видел знаменитые щучьи «свечки» – этакие стойки на хвосту с трясучкой и освобождением от блесны. Я встречался, например, и с обрезанием лески хвостом, и с обмоткой её за камень или другое препятствие. Знаком и с наглым обсасыванием приманки при полным игнорировании крючка. Рыболовы могут привести десятки подобных примеров рыбной смекалки.
Для меня же самым умным оказался голавль у моста через Немду, на левом берегу, недалеко от Ильинска. Вместо того чтобы, сопротивляться и тянуть назад, этот умник стрелой устремился на берег… Не успевая наматывать леску, я стал пятиться назад, споткнулся, упал, продолжая тянуть спиннинг и мотать катушку… Но голавль выскочил на берег, элегантно освободился от болтавшейся блесны, развернулся на песке, махнул хвостом, скользнул в воду и неторопливо скрылся в глубине…
КАК КОШКА С СОБАКОЙ…
Есть устойчивые выражения, которые мы произносим не задумываясь. Например, «менять как перчатки». То есть, очень часто. Ну, чистая же глупость! Перчатки носятся по нескольку лет. Не знаю ни одного, кто бы менял перчатки хотя бы каждую неделю… Ну, медицинские – исключение.
А вот ещё – «живут как кошка с собакой». Значит, терпеть друг друга никак не могут. Вот сколько помню себя, у нас все котики и собаки жили мирно. Даже дружно. Спали рядом, ели из одной миски, а псы даже защищали своих котяр от чужих собак и наглых соседских кошек…
Но вот родители мои – те да. Всю жизнь ругались, лаялись, собачились…
А собаки с кошками у нас всегда жили дружно. Факт.
КАРЬЕРА
В духовом оркестре я начал играть в классе шестом на корнете а-ля пистон.
В седьмом меня перевели на альт первый.
Закончил в десятом, на барабане. После исполнения на торжественном построении в школе Гимна Советского Союза в джазовой интерпретации.
Впрочем, как говорит один ведущий, это уже совсем другая история…
* * *
В Лесном техникуме на первом курсе выделялась пара чудиков. Она – набыстроженная деревенская клуша, а он – терпеливый, настойчивый и себе на уме. И они сдружились. В рамках тогдашних приличий. Ходили вместе в кино, на танцы, на занятия и вечеринки.
И вот, уже как-то весной, идёт она одна по улице и ревмя ревёт. Подруги к ней, мол, что да как, почему плачешь, что случилось…
– Да охламон-то мой всё приставал, дай на полшишечки, да дай на полшишечки!.. Говорил, ничего не будет, если на полшишечки-то… Ну я вчерась и согласилась, дура!.. А он-то – как вдул! И совсем даже не на полшишечки, зараза гад…
* * *
На экране телевизора группа «Машина времени». Шестилетний Олежек кричит старшему братику:
– Славка, Славка, ходи сюда! Тут Смака по телеку показывают!..
* * *
Идём по Кукарке с племянником Славиком. Он говорит:
– Вот реклама есть – почувствуйте Америку. Американский шоколад.
– Ну и что?
– Пробовал я этот шоколад!
– И как?
– Дак Америки-то совсем не почувствовал!..
НЕЙЛОН ИЗ ИСПАНИИ
Где-то в начале-середине шестидесятых мать купила отцу на праздник рубашку. Рубашка была прочная, белая, с лёгкой синевой, гладкая и немного жестковатая. Короче, нейлоновая, импортная и «дефицитная».
Рубашки тогда в основном были хлопковые, льняные, фланелевые. Разбираясь с мелкими нерусскими буквами на бирке, я выяснил, что нейлон 100% и сделана она в Испании… Испания ввела меня в задумчивость.
В Мадриде тогда правил Генералиссимус Франсиско Франко. Газеты и чёрно-белое советское телевидение из телевизора «Снежок» называло Франко фашистом. Каудильо подавил революцию, убивал коммунистов…
Я искренне сочувствовал интернационалистам, испанским детям и безземельным крестьянам Гренады. И солидарно с нашим телевидением поддерживал коммунистов Испании и Долорес Ибаррури.
Но как, поддерживая пламенную коммунистку Ибаррури, можно было торговать с подлым фашистом Франко? Мой детский разум объяснить такое был не в силах…
ПОВТОРЯЕМОСТЬ
Прошло лет двадцать после школы. Приехал в родной город в отпуск. Захожу в гастроном. Выбираю колбасу на витрине.
– Завесьте, пожалуйста, батончик полукопчёной.
– Ну вот! – возмущается продавщица, которая оказывается моей одноклассницей. – На колбасу-то он смотрит, а меня и не замечает!
– Надюш! Прости, но я в магазинах на продавцов не смотрю, только на витрину…
Прошло ещё лет десять. Снова тот же городок. Захожу в магазин за консервами для пирога. Внимательно разглядываю витрину.
– Будьте добры, мне банку лосося и баночку сайры.
– Ну вот! – вздыхает продавщица. – Всё внимание только на витрину! А нас в упор не замечает!..
– Надя, ты! Ну, никак не ожидал встретить! Извини, но я же в магазинах только на витрину смотрю, а не на продавщиц!..
Господи, кажется, в этом мире ничего не меняется! А только бесконечно повторяется одно и то же…
ПОЛИГЛОТ
Отправляясь в детстве в Татарию, решил по дороге выучить местный язык. Пока плыли на теплоходе до Вятских Полян, исписал половину записной книжки татарскими словами и выражениями, настойчиво расспрашивая соседей.
В татарском селе решил проверить свои знания на практике. На улице встречаю девушку. Глаза раскосые, волосы, что воронье крыло. Местная. Татарка. Подобрал в уме нужную фразу:
– Кызыл, а кызыл. Ирахм кибиткэ?
– Чего, чего?
– Где, говорю, кибиткэ, кызыл!
– Чего??
– Да столовая где, спрашиваю, девочка! Чёрт побери!
– Столовая у нас в центре села, у сельсовета. А вы что, русский язык плохо знаете?..
ПОСЁЛОК
Охранник на входе в Тверской суд, мельком глянув в паспорт и передав его коллеге на запись в журнал, проверяет металлоискателем, заглядывает в рюкзак и спрашивает:
– Вы из посёлка Советский?
– Да нет, я из города Советск…
– Ну, из посёлка?
– Да нет, он город с 1934 года…
– Ну а раньше-то посёлок?
– Нет, раньше он слободой был…
– Ну, я и говорю – посёлок! Мы же знаем!..
РЕЗИНКА
Не знаю, как в окружающем Союзе, а у нас в вятской провинции, во времена моего школьного детства, «писчую принадлежность для удаления карандашных надписей с бумаги и других поверхностей для письма» всегда звали резинкой.
Потом, со временем, оказалось, что маленький кусочек «натурального или вулканизированного каучука» правильно называть – ластик. А под «резинкой» подразумевается презерватив. А мы почему-то это стыдливое «Резиновое изделие № 2» называли – гандоном…
Интересно, что бы подумал современный россиянский образованец, услышав от своего школьника-одногодка из шестидесятых:
– Мам, у меня резинки стёрлись. Купи мне две белых и одну фиолетовую…
СЕМЬЯ И ВЫБОРЫ
На выборах первого президента России в 1991 году я голосовал, конечно, за Ельцина. Брат – за Жириновского. Мать – за Рыжкова. Отец – за Бакатина.
В 1996 году во втором туре я снова, скрепя сердце, вслед за Лебедем, проголосовал за Ельцина. Мои родные дружно – за Зюганова. И только отец никому не отдал свой голос.
Ему, глядя на нас из вечности, все наши земные суетные потуги, споры, разногласия и надежды были смешны, грустны, наивны и печальны…
СИГАРЕТЫ VISANT
Первую сигарету я выкурил в девятом классе в туалете у кинотеатра «Луч» при переходе в школьные мастерские на занятия по труду.
Сигаретой меня угостил одноклассник, считавший, что курение и алкоголь делают человека взрослее и значимей.
Сигареты были кубинские, крепкие и ароматные. На пачке красовалась надпись «Visant». Курить мне не понравилось…
Посмотрел недавно в Интернете на советский табак… И задумался. Не пойму, почему пачка красно-белая с чёрной надписью.
А мне она отчего-то запомнилась фиолетовой – и с белыми буквами… Склероз уже, наверное, однако…
СЛЫШАЛА БАБКА ЗВОН…
Когда два кремлёвских раздолбая объявили пьянству бой, в стране начался падёж населения. Народ, как мухи, стал травиться от всяческой гадости. Люди пили политуру, жидкость для мойки стёкол, антифриз, клей БФ и всё иное прочее. Одеколоны, лосьоны и остальная спиртосодержащая парфюмерия были выпиты ранее. Фантазия народа буйно фонтанировала.
Одна старая алкоголичка в глухой вятской деревушке услышала от местного дембеля, что забалдеть можно от ваксы, которой чистят кирзовые сапоги. Старуха на всю пенсию накупила в сельпо крема для обуви и решила надраться в стельку. И нет, чтобы спросить у бывшего солдата о рецепте перегонки крема для обуви в алкоголь! Но гордыня бабки и желание скорее охмелеть взяли своё.
Старушенция стала намазывать ножом ваксу на хлеб и, жамкая беззубым ртом, жадно глотала «кремовые бутерброды» в предвкушении кайфа…
Откачать бедолагу в районной больнице не удалось. Анатом, вскрывавший бабкин живот для установления причины смерти, говорил потом по пьянке, что такого количества гуталина он не видел даже в хозяйственном магазине.
Бабулю, конечно, жалко. И смешного здесь мало.
Но я вот думаю, взять бы тот крем для обуви, да и начистить бы им до блеска задницы кремлёвским мудакам, чтобы никому неповадно было впредь над нами эксперименты ставить.
* * *
В полуподвале сумрачно. Шестилетний мальчик сидит на стуле под лампочкой с обёрнутой вокруг шеи белой простынёй. Мать аккуратно стрижёт его трофейными немецкими ножницами. Из чёрной тарелки радиоприёмника, висячего между двух маленьких окон на уровне земли, идут последние известия. Сидящая рядом на уступке серая кошка, не обращая внимания на радио, старательно вылизывает брюшко. Мальчик же слушает внимательно и напряжённо.
В Далласе убили президента Соединённых Штатов. Джона Фицджеральда Кеннеди. Советский Союз соболезнует. На похороны, которые состоятся 25 ноября 1963 года, вылетает правительственная делегация во главе с первым заместителем председателя Совета Министров СССР Анастасом Ивановичем Микояном…
– Мам, а почему это Микоян летит, а не Хрущёв?..
Мать от удивления едва не роняет ножницы, останавливает стрижку и недоумённо спрашивает:
– Да ты чо хоть это говоришь-то?..
– Ну вот, смотри. Кеннеди это президент у них. А Хрущёв у нас секретарь партии и глава правительства. Почти как у них президент. А на похороны летит его заместитель – ну не правильно это как-то…
Мать убедительно попросила выкинуть эту дурь из головы, никогда больше не заморачиваться такими вопросами, а на ночь выпить алоэ с мёдом…
А мне вот до сих пор обидно, что на похороны Джона Кеннеди, о смерти которого я очень сожалел, летал всего лишь какой-то там Анастас Микоян…
* * *
Снег шёл всю ночь с вечера. И теперь он обильно лежит на грядках, на картофельной ботве, на кустах смородины, на ветвях яблонь, на заборах, на крышах домов за огородом, на электрических проводах…
Семилетний Олежек спешит поделиться радостью.
– Бабушка, бабушка, – кричит он, – весь огород снесло!..
УЛИЦА КРУПСКАЯ
Если в городе Советске, что в Кировской области, пройти от реки, с нижних, как там говорят, до верхних улиц, то мы обнаружим следующий порядок в расположении улиц:
ул. Революционная
ул. Кирова
ул. Ленина
ул. Энгельса
ул. Свердлова
ул. Октябрьская
ул. Крупская
Центральная улица города, само собой разумеется, улица имени Владимира Ильича. Естественно, не забыта и его законная супруга и товарищ по партии Надежда Константиновна. Но ума не приложу, почему же улица называется «Крупская», а не улица «Крупской», в соответствии с нормами русского языка?
Отцы бывшей слободы Кукарки, конечно же, грамотеи неважные. Да вот только, когда придёт пора переименований, можно так и оставить, без переименования, объяснив потомкам, что, дескать, улица названа в честь крупы. Скажем, манной, или на худой конец – гречневой.
ФОТОАППАРАТ
У нашего соседа Толи появился фотоаппарат. Толик вышел во двор с висящим на шее новеньким подарком, вкусно пахнущим чем-то магазинным. Нам, ребятишкам, было радостно и немного завидно. Ни у кого такого не было. Фотографии были, а вот фотоаппаратов не было. Не было их и в магазине. Нет, там, правда, стоял много лет, наверное, ещё до нашего рождения, странный такой «Спутник». За 26 рублей, с тремя объективами. Продавщица говорила, что он какой-то такой – стереоскопический фотоаппарат. То есть, не настоящий…
У Толика аппарат назывался «Любитель-2». С откидной крышечкой, тяжёленький, чёрненький, с двумя объективами. Нет, ну он тоже не был похож на те фотоаппараты, которые мы видели у взрослых – в городе на демонстрациях, в лесу на пикниках. Но это был настоящий фотоаппарат. Ни у кого в доме, и в соседних – такого ещё не было. Мы стали позировать Толику – в обнимку друг с другом, с деревянными автоматами, с мячом, с битами для лапты, на плечах, поодиночке, сидя на скамейке, в сирени, на заборе и на поленнице, которую едва не развалили…
Вдоволь наснимавшись, мы стали спрашивать Толю, а почему фотографии не появляются, и когда они появятся. Толик был старше нас на год, и поэтому умнее. Он сказал, что нужна какая-то плёнка. А без плёнки фоток не будет. И мы сильно разочаровались и потеряли интерес к фотографированию…
Но почему-то ещё очень долго в нас теплилась маленькая надежда, что мы позировали тогда не зря…
А я и до сих пор верю, что наши снимки существуют… Ну, где-то там, не здесь, не у нас…
Свидетельство о публикации №221051901098