Анна Макарова дебют поперек всего

(Макарова А. К. Балетная кровь; Симы Прекрасной Дамы. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019. — 144 с., ил.)

Полтора года назад дебютная книжка Анны Макаровой наделала легкого шуму среди читателей. Подумать только: четырнадцать лет — и уже две повести! Причем ярко, интересно написанные. И одна из них — уж точно про дела совсем, совершенно взрослые. Ну, вот с самой серьезной (на мой взгляд) повести  и начнем.

Бог весть, как много автобиографического в повести «Балетная кровь». Но если это  п о ч т и  дневник, то автора можно поздравить: создание такого текста не могло не помочь преодолеть тяжелую ситуацию.

В самом деле, кровь, самая настоящая, не краска от бутафора, выступает здесь у одной из героинь на пуанте: доплясалась! Кровавым потом исходят небесные создания — будущие балерины — на репетициях и в классах. И если вы, как дежурные голливудские сценаристы, предполагаете, что, дескать, через тернии зато к звездам, что кровь на пуантах — залог успеха, то вот и обломитесь-ка! Со знанием дела, с массой поясняющих и проясняющих сносок Анна Макарова рассказывает о буднях Балетной академии, причем иначе, как «фронтовыми», эти будни не назовешь.

Мало кровавого пота — тут ведь и битвы между учениками вполне кровавые, настоящие! И никакой, между прочим, справедливости, никакого закона возмездия в этих битвах не предусмотрено: та, что до крови дотанцевалась, будет изгнана, а ее жестокие врагини-подругини коварная Диана и тупая бездарная Лиза останутся. Потому что главный закон Системы — не творческое горение, не артистизм или даже бесспорный талант, а — т о ч н о с т ь. Нужно точно, выверенно заучить-повторить отшлифованное веками, ведь здесь все — хранители Красоты. Это разъясняет героине-рассказчице (Желторотику) Алеша — начинающий артист балета. Здесь — жесточайшая Спарта, где долгу перед Системой приносится в жертву всё.

Система — это балетная традиция и всё, что ее поддерживает. Это не только эстетическая — это и политическая Система, через которую элита осуществляет свою власть над зрителями, то есть, над массами. Ну, возразите вы, уж какие такие широчайшие массы присосались к балетным зрелищам?!.. Как был балет самым аристократическим, дворцовым видом искусства сто лет назад, таким он и остался. Но в том-то и иррациональная власть Системы, что зрелище обращено к немногим, но через них приструняет, «ставит на место» всех остальных. «Главный» в европейской истории король Людовик № 14 — «король-солнце» потому, что в балете именно Феба, бога солнца, он танцевал. Балет и парад — главные действа в царской России. Советская империя тоже попрощалась с публикой под балетный апофеоз…

Как утверждает мудрый, искушенный Алеша, всё в мире есть движение, а балет — это движение упорядоченное и прирученное, то есть,  и д е а л ь н о е. Идеальная форма приручения-подчинения бытия — через это и Красота, ее абсолютная власть-диктатура осуществляется…

Как видим, с очень серьезной начинкой «Балетная кровь» оказалась. И яркие — подчиненные Системе и обтачиваемые под нее — образы подруг-недругов рассказчицы блистательно точно Макаровой вылеплены. Точнее, наверно, с натуры списаны. Ну, и конечно, в память врежется жестоко точная фраза: «В Академии нет детей и подростков, тут взрослые люди всех возрастов».

Трудно сказать, в какие кулисы своего опыта заводит читателя Анна Макарова во второй повести — в «Симах Прекрасной Дамы». Здесь нет той четкости мизансцены, которая сразу пленяет в «Балетной крови». И не скажу, что похожее мы еще не читали. Это, собственно, мир глазами девочки, страдающей от глубокого невроза, от маний и фобий. Душой она погружена (убежала) в мир Прекрасной Дамы, рыцарей и замков, а на поверку выходят лечебные практики одного вроде бы чокнутого психиатра и его пациентов. Тут тоже возникнет мудрый танцовщик Алеша. Здесь также есть как бы социальный посыл: если бы девочка Саша не о рыцарях и замках грезила, а выкрасила волосы в синий цвет и ящерку какую-нибудь на плечо наколола, была бы тогда современной девчонкой норм. Общество во все времена не терпит одержимых, боится их и преследует. И даже от современного терпимого вроде как общества можно укрыться в своем лишь мире. Ну что же: мысль как мысль. Не сказать, что откровение. Но в общем-то всегда справедливая.

Книжка Анны Макаровой, прихотливо и со вкусом проиллюстрированная, — литературный дебют. Станет ли литературное творчество постоянной отдушиной автора, покажет время. А за эту книгу — спасибо, Аня!

19.05.2021


Рецензии
Хотя злодеи и говорят, что все танцовщики голубые, а все танцовщицы тупые, не верьте. Автор этой книги не верит, хотя показала ад.

Cyberbond   19.05.2021 14:07     Заявить о нарушении