Карабахские кони

 Карабахские скакуны известны как азербайджанская порода лошадей.В Большой Советской Энциклопедии эту породу называют как тип азербайджанской лошади,который формировался под влиянием древних иранских,туркменских и арабских пород лошадей.
 Карабахская лошадь признавалась как одна из лучших пород восточного типа.В XIX веке она оказала влияние на верховое коневодство всего Кавказского региона ,Юга России и некоторых стран Европы.Под его влиянием в Азербайджане развивалась порода Делибосс(Дильбаз) или просто азербайджанская лошадь.Она также "участвовала" в выведении "кабардинцев" в той же степени,что и "арабы" и "теке".Благодаря породе Кеглан,улучшились породы Донских лошадей и орловского рысака- Ростопчинера.Некоторые из очень крупных иранских жеребцов,попавших к европейским производителям,внесших свой вклад в создание "орловских" и тракененских верхово-упряжных спортивных пород,вполне могли быть карабахскими жеребцами.
  В прошлом веке большинство иппологов,ссылаясь на местные легенды,считали карабахского Кеглана(кёгляна) ,как впрочем,и текинскую лошадь,потомком арабских лошадей со времен халифата.
 Само слово "кёглян" расшифровывалось как "кохейлан"(арабская чистокровная лошадь).Высказывалось мнение и о туркмено-арабском происхождении кёгляна.Но только В.Фирсов впервые в 1895 г.выдвинул теорию более древнего происхождения туркменской лошади без участия  "арабской" крови.То есть ,карабахский скакун является прямым потомком туркменских аргамаков,приведенных на Кавках тюрками.А если учесть ,что территория современного Карабаха входила еще с середины I тысячелетия до н.э.в зону распространения лошадей древней Мидии,Парфии и Бактрии,то есть ,прямых предков туркменского аргамака,то можно предположить,что еще с тех времен сохранилась эта древнейшая порода.
  Центром разведения лучших лошадей в Закавказье было Карабахское ханство,где конный завод был основным питомником чистокровных пород лошадей,которых не продавали,а лишь преподносили в дар в знак дружбы и признательности.
  Историк С.М.Броневский писал,что прежде всего Карабах славился своими конными заводами и лучшими лошадьми в Персии считали карабахские.
  Первый карабахский хан Панах-Али ,объявивший себя в 1747 г.независимым,захватил весь конный завод Надир-шаха после его смерти.Среди лошадей особую память оставили жеребец Меймун и кобыла Агджидали.
  В 1806 г.Ибрагим -хан был убит,а сменивший его сын Мехти-Кули хан не интересовался коневодством и число ханских коней постоянно уменьшалось.В 1822 г.Мехти-Кули хан бежал в Персию,раздарив коней своим приближенным.
  Большой урон коневодству Карабаха нанесла русско-иранская война 1826 г.,но все же карабахская лошадь сохранила свои качества.
  В отличие от Мехти-Кули хана,его дочь поэтесса Хуршидбану Натаван ,известная также как княгиня Уцмиева,активно занималась развитием коневодства в Карабахе.Ее кони участвовали в Парижской всемирой выставке 1867 г.,в сельскохозяйственных выставках в Москве(1869) и Тифлисе(1882) и всякий раз занимали первые места,награждались золотыми медалями и грамотами.
  В конце 1877 г.российское правительство решило создать новый конезавод -Елизаветпольский(Гянджинский) рассадник.В нем были собраны лучшие карабахские кобылы,но они крылись арабскими и даже англо-арабскими жеребцами.Правительство обратилось за помощью к владельцам частных конезаводов .
  Из карабахских лошадей состоял конный завод Платова,они же использовались для улучшения Донских пород до начала XX века.
  Конезавод,основанный ханами и наследовавшийся их потомками,исчез в1905 году из-за народных волнений и последовавших событий-революции и гражданской войны.
  В советское время в Азербайджанской ССР племенная работа с карабахскими лошадьми велась на конезаводе в Агдаме:
  В 1949 г.в целях сохранения и улучшения карабахской породы в селении Гей-Тепе Агдамского района организован конный завод,куда было собрано 27 наиболее типичных для породы кобыл,отобранных спецкомиссией в Агдамском,Шушинском,Бердинском,Евлахском и Таузском районах.
  В результане войны в Карабахе  в 1990-е годы и политико-экономического кризиса азербайджанское коневодство пришло в упадок.Лошадей постоянно перемещали с места на место,что стало причиной резкого снижения популяции породы.Из-за перемещений у беременных кобыл случались выкидиши...
  Накануне полной армянской оккупации Агдама конезаводчикам удалось вывести лошадей оттуда.И с годами,хотя и вдали от родных мест,усилиями специалистов удалось не только сохранить ,но и в последнее время возобновить развитие коневодства при несомненной поддержке руководства страны.
  Карабахская лошадь считается одним из национальных символов Азербайджана.И этот символ сохранился только усилиями простых жителей страны.По словам потомственного жокея из Агдама,благодаря интересу отдельных частных лиц ,профессионалов и любителей,к ставшему символом страны прекрасному созданию,мы сегодня можем наблюдать карабахского коня не только на почтовых марках...
  Сейчас есть организации и фонды, "поддерживающие" эту область,но их поддержку можно только "посчитать" в буквальном смысле слова.А сделанное простыми людьми Азербайджана и тогда(в войну),и сейчас ,невозможно посчитать и измерить оценить.Их подвиг по сохранению отрасли бесценен.
  В мае 2012 г.карабахские лошади были представлены в Виндзорском дворце.Номер с их участием проходил в сопровождении азербайджанского народного танца.
  В 2013 г.човган,традиционная верховая игра на карабахских конях в Азербайджане,была внесена от Азербайджана в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
  В 11994 г.существовала лишь небольшая группа коневладельцев,посвятивших себя экзотическим породам евразийских стран от Турции до Киргизии.
  14 июля 2019 г.на конном заводе Роллехофе в Эрбахе прошло мероприятие ,посвященное Карабахской и Евразийсим породам лошадей.Председатель мероприятия Верена Сколиан подчеркнула,что это особенно важно для Ассоциации в связи с текущими политическими событиями в мире: лошади не разъединяют народы,а соединяют народы и страны.Они делали это до Чингизхана и делают до сих пор.Среди участников были представители Азербайджана Бахруз Набиев,вице-президент ВПЛА(Азербайджанская Республиканская Конная Федерация),Габиль Чингиз Лалаев из Шеки,заводчик меньшей популяции лошадей Диллбог,Гюнай Рахимбейли из Баку и Умуд Мирзиев,вице-президент "Интернейшнл Евразия Пресс".Четыре выставочных номера были посвящены карабахской породе.Также представлены породы ахалтекинцев,буджоннов,донских лошадей,туранов и йоргов.Йорги пользовались особой популярностью у публики,так как никогда и нигде не видели эту породу,может,даже не читали о ней.Буджонни Ведус,среди прочих,получил много аплодисментов за то,что по команде принес своему хозяину ведро с кормом.
  Конный лучник на карабахской кобыле Сирли(Загадочная) заслужил аплодисменты за каждое успешное попадание.При этом всадник на Сирли Муратан Адигюзель готовился к соревнованиям в короткие сроки,3 дня.               
  Йорга из Азербайджана,ездившая с кольцом на шее,также отмечена зрителями.               
  Карагёз со всадницей Сабриной Шрайбнер проявила себя на полосе припятствий,где показала особый характер походки.
  Желающие могли попробовать курсы в конце мероприятий на хорошей азербайджанской Губа Бельтхайн.
  Новым для зрителей была и туранская порода лошадей.Питомцы бывшей Османской империи помогли своим наездникам завоевать большие территории и благодаря своим качествам успешно распространилась по странам.
  И Нокта,помесь карабахцев,ахалтекинцев и чистокровных "арабов",была представлена в качестве представителя базовой подготовки Моники Шрамм.
  Карабахский жеребец Серко,представленный Ребеккой Кункель,относится к очень редькой ,находящейся под угрозой исчезновения породе,являясь одним из 7 лицензированных жеребцов Германии.
  Кульминацией мероприятия стало огненное шоу от "Showteam Allegria" с Кэти Филд ее конем Сандоканом,карабахским жеребцом Адой.Они проделали номер с огнем вместе со своей хозяйкой Силке Эренбергер.
  Примечательно,что ни один из представленных на мероприятии жеребцов даже не попытался ослушаться,хотя кобылы были в пределах досягаемости.По словам организаторов,образцовая служба IG Karabakh сделала это событие тем,чем оно было...


Рецензии