Веданта-сутры. Глава I. Раздел 3. 64-106

с санскрита

Глава I. Об исследовании Брахмана

Раздел 3

I.3.1 (64) Содержанье небес, и земли, [всё,  по сути], есть Брахман,
Так как терином «Я» – [То – моё] – Он [по Шрути] был назван.

Брахман – Тот, кто Собою и небо, и землю объемлет,
Тот, кто Сам их создал, и как принцип от них неотъемлем.

I.3.2 (65)  И поскольку Священные тексты несут утвержденье,
Что достигнуто То до;лжно быть только в освобожденье –
 
Души освобождённые только к Брахма;на льнут сути,
Как и сказано это в Священных Писаниях – Шрути. 

I.3.3 (66)  А обитель небес и земли не такое явленье,
Что выводится методом неким умозаключенья,

То есть это не прадхана, так как нет слова,  какое
На него как на прадхану бы указало собою.

I.3.4 (67)  Брахман также не джива – не частной души проявленье.
I.3.5 (68) Так как [в Шрути] на это различие есть утвержденье:

Не предметы материи и не живое созданье,
Но лишь Брахман земле, небесам (суть: всему) основанье. 

I.3.6 (69) И поскольку мы именно это здесь и обсуждаем.
I.3.7 (70) И поскольку Брахма;н в состояниях двух пребываем:

Непривязанность и поедание. Первое, в сути,
В свойстве Сущности высшей собою проявлено [будет],

А второе есть характеристика [частного свойства] –
Это свойство души индивида, [её обустройство].

I.3.8 (71) Бхума также есть Брахман,  [поскольку Он полон блаженства,
Он всеполон, и та полнота – суть Его совершенства.

Он в Ученье описан как полный до крайности благом,
Безграничный в своих состояниях: каждом и всяком].

I.3.9 (72) И поскольку та всеполнота, коей Бхума владеет,
Парабрахману свойственна только, её Он имеет

[Исключительным правом], а всё остальное неполно,
Ограничено [в сути и форме своей, иллюзорно].

I.3.10 (73)  [Всё], что неколебимо, то [в сути] есть Брахман, поскольку
Он собой держит всё до акаши вплоть, [да и не только].

I.3.11 (74) Поддержанье всего – это признак Брахма;на, поскольку
Всё что есть, по Его повелению может быть только,

По команде лишь Брахмана [всё, что ни есть, существует –
Всё, что место в сём Мире имеет, всё, что в нём бытует].    

I.3.12 (75)  И поскольку и Шрути Акшару [всегда] отделяют
От прадха;ны, то Брахмана с Миром [они] различают.

I.3.13 (76) Упомянут поскольку Брахма;н как объект созерцанья,
На Него; медитировать следует [по предписанью].

I.3.14 (77) Дахра (малый акаша, эфир) – это Брахман, [мы знаем],
Так как [в Шрути] сужденья последующие встречаем.

I.3.15 (78) Дахра (малый акаша, пространство) есть Брахман, ведь слово
«Брахма-лока» и в Брахмана входит [как Брамы основа];

Потому что так видно в [различных других] текстах Шрути,
Что душа индивида есть в Брахмане каждая, [в сути];

И вхожденье в глубоком сне в Брахмана душ – это знаки,
При посредстве каких «брахма-лока» толкуется, [так и

Его Шрути толкуют]. I.3.16 (79) К тому же ведь малый акаша
Должен Брахманом быть, так как и наблюдение [наше]

Говорит, что величием этим владеет лишь Брахман:
Только Он [абсолютной] поддержкой по Шрути был назван.

I.3.17 (80) Также вследствие [знанья] «акаша есть Брахман» – что значит,
Что акашу и малого Брахманом [надо означить].

I.3.18 (81) Если сказано будет, что здесь о другом говорится,
(То есть о частных душах), и в текстах такое хранится,

То мы скажем, что это не так, ибо то невозможно,
[И отсылка к другим текстам будет заведомо ложна].

I.3.19 (82) Если сказано будет, что всё же есть тексты, какие
О душе говорят индивида, поправки такие

Мы внесём в пояснения наши: мы там говорили
О душе индивида в том смысле, что в ней проявили

Её сущность природную истинную, [без изъяна],
Что ничем не отлична от сути природы Брахма;на.

I.3.20 (83) И душа индивида помянута здесь не случайно,
Но для цели иной, [что в Писаниях также не тайна].

I.3.21 (84) Если сказано будет, что Шрути считает ничтожным
Дахру, значит, сказать, что он Брахман, [мол, нам] невозможно,

То мы скажем, что всё это [ранее здесь обсуждалось
И со всем прилежанием также] уже объяснялось. 

I.3.22 (85) [Всё сияет по той лишь причине, что Брахман сияет],
Это Он своим светом луну, солнце – всё – озаряет.

Из-за Сущности высшей Его всё [питается] светом
И сияет [Его отраженьем по всяким приметам].

I.3.23 (86) И к тому же, и в Смрити о Брахмане то говорится,
Что Он есть свет вселенной, [и с Ним только всё и свети;тся].

I.3.24 (87) Из-за слова «Господь», что мы к Брахману [лишь] применяем,
То; есть Брахман, хоть [сердцем] с большой палец мы измеряем.

I.3.25 (88) Потому что и [Шрути] размер этот упоминают
Как сердечный размер и им Брахмана [всё ж] измеряют,

Так как даже и сердцем, что есть по размеру, как палец,
Брахман может быть познан по праву, [и ищущий старец]

Изучением Вед [открывает природу Брахма;на]
Так же, как медитацией – способом, практикой данным.

I.3.26 (89) Также боги, что [подлинно] выше людей, в полном праве
Изучать тексты Вед, применять их, – по Бадараяне.

I.3.27 (90) Если сказано будет, что бо;гов [мирская] телесность
Принесения жертвы собой отрицает [полезность],

То мы скажем, что это не так, ведь Священные тексты
Указанье содержат, что существованье уместно

В многих формах богами, причём даже одновременно.
I.3.28 (91) Если сказано будет, что слово из Вед [станет бренно]

И противоречиво, то это не так: возникает
Мир из Вед – ведь и Смрити, и Шрути о том возвещают;

То известно [вполне] и посредством умозаключенья,
И из опыта, где непосредственно [ви;дны явленья]. 

I.3.29 (92) И из этого следует вечность ведической сутры.
I.3.30 (93) Ведь подобны [в своих повтореньях] и нама, и рупа,

То есть в каждом из циклов творенья опять возникает
Слово Вед, и противоречивости в нём не бывает –

Это видно из Шрути и Смрити, поскольку подобны
Имена все и формы, [что сказано в Шрути подробно].

I.3.31 (94) Так как боги не могут свершать мадху-видью – науку
О познании высших блаженств, – [ибо некому руку

Протянуть им отцовскую], то Джаймини полагает,
Что возможности для упасаны у них не бывает,

И не могут они также практикой религиозной
Познавать свою высшую Сущность в мадху [медоносной],

Также и брахма-видья для них недоступна, [поскольку
От земных дел они далеки – они боги, и только].

I.3.32 (95) И возможностей нет у богов в разных формах являться
Видьи, [то есть луной, солнцем, кем-то ещё представляться],

Потому что слова эти: «солнце», «луна» и другие –
В [астрологии] джъотиши суть сферы света простые.

I.3.33 (96) Но, с другой стороны, [Вьяса] Бадараяна считает,
Что и боги возможностью видью учить обладают,

Ведь есть тексты, которые прямо сказали, что боги
Обладают желаньем и телом для видья-дороги.

I.3.34 (97) Джанашрути, узнав, [что не ценят его] и с презреньем
Его тот, кто явился в лебяжьем к нему оперенье –

Мудрый в образе лебедя, – ставит его ниже Райквы,
Опечалился, в скорбь погрузившись [пред тем без утайки].

И за скорбь эту Райква назвал его шудрой с пометкой,
Что назвал из-за скорби так, [сделав то резко и метко].

I.3.35 (98) И поскольку известно, что [род] Джанашрути рожденьем
Соотносится с кшатриев кастой – ведь поминовеньем

Вместе с Чаитраратхой, кто кшатрием был, он известен
Стал позднее. I.3.36 (99) И был посвящён очистительной [песней]

Дважды на церемонии кшатриев, что невозможно
Было б в случае шудрой рождённым – [то было бы ложно].
 
I.3.37 (100) И поскольку и сам Гаутама был склонен к тому, что
Это знанье тому, кто был шудрой рождённым, не нужно,

И стремился предустановить к шудрам непринадлежность,
[Так как главное] для сатьякамы – [его безмятежность,

Что не свойственна шудрам]. I.3.38 (101) И в Смрити поскольку запреты
Есть для шудр [даже] слушать, учить, истолковывать Веды,

Выполнять их обряды – [на то в Смрити допуск не дан им],
Не имеют они [до;лжных] прав на познанье Брахма;на.

I.3.39 (102) Прана – это Брахма;н, так как дрожь её и содроганья
Упомянуты в текстах как всемировое [дыханье].

[Ведь душа бесконечна, она в своём потенциале –
Это Брахман, всё в страхе дрожит перед ней. Скажем дале,

Что она есть источник всемирного сущего света.
Прана – «страх превеликий» – приводит в движенье всё это.]

I.3.40 (103) Также свет – это Брахман, поскольку Его [отраженье]
Через тексты Писания [нам] предстаёт [как явленье].

I.3.41 (104) И акаша есть Брахман, поскольку о ней говорится,
Что она не имён и не форм представляет [нам] лица,

[И поскольку акаша как слово собой означает
Не отдельную душу, и смыслы другие являет].

I.3.42 (105) И поскольку о Том Существе, что зовём мы Всевышним,
Утверждение как о душе [не правдиво и лишне],

И Оно отличимо от частной души в утвержденьях
И о сне глубочайшем, и смерти – [в обоих явленьях.

То есть Брахман отличен от частной души в сне глубоком
И во время ухода из тела совсем и далёко].

I.3.43 (106) И Всевышнее То Существо, о Ком сказано в тексте
Сутры сорок второй, – это Брахман, поскольку [известен

Факт], что это Ему [говорим мы] слова «Господин [мой],
[Повелитель], Властитель, Господь, Управитель всемирный»,

[А душа не тождественна Брахману, ей мы не скажем:
Мой Господь, – и отличной от Брахмана тем быть обяжем].

[Это сказано] в Брихадараньяке-Упанишаде,
В книге номер четыре, в четвёртом абзаце [в тираде].

Перевод – Ишвар Вернигор
Рифмовка – Лариса Баграмова


Рецензии