Полшага до революции

388 год до Новой Эры

Что чувствует бог, погружаясь в глубины своего разума? Смутные созвездия неведомых сил? Ускользающие воспоминания? Или — далёкие голоса, зовущие к себе каждое мгновение медитации?

…Иногда они звучат как отчаянные, леденящие душу крики! Почему бы им просто не оставить меня в покое?!

- Флавий, - мягко сказала Герида, - это голоса твоих верующих. Они просят тебя о помощи.

- Но я только и занят тем, что ищу, как им помочь! - возразил рыжий бессмертный с револьверами на боках. - От того, что они будут так орать, дело не ускорится!

Под сводами Пантеона лежал сумрак, косые полосы лунного света пересекали зал. Других бессмертных в храме не было: все они покинули временную столицу и разъехались в разные стороны. Каждый исполнял свою священную обязанность — откликался на зов простых людей, попавших в беду. Каждый… кроме одного упрямого стрелка.

- Ты слышишь их — значит, ты на верном пути. - Богиня-наставница мягко улыбнулась. - Твоё желание помочь им — искреннее. Люди это чувствуют и наделяют тебя силой для новых свершений.

- Они отвлекают меня от размышлений и расчётов, а это нисколько не помогает «новым свершениям», - фыркнул Флавий. - Видишь ли, есть очень серьёзное затруднение. Я до сих пор не понимаю, как работают мои собственные способности! Пока я в этом не разберусь, от моего участия в походах на врага не будет никакого толка.

Герида сидела на диванчике, установленном на возвышении среди светильников, поэтому хорошо видела лицо парня. В глубине, под внешним раздражением, молодой бессмертный был чем-то расстроен. Его взгляд блуждал вдали, за пределами окружающей действительности. Потом Флавий сконцентрировал взгляд на наставнице и продолжил:

- Я весь день был на стрельбище, и… банальный подсчёт попаданий и отстрелянных патронов показал необъяснимую аномалию! Попаданий на двадцать процентов больше, чем сделано выстрелов! Я учёл все возможные факторы, и самое правдоподобное объяснение в том, что в какой-то момент пули, идентичные моим, возникали из ниоткуда. Да, это совпадало с ощущением некоего вдохновения, но… Откуда взялась материя, необходимая для создания пули? А энергия, необходимая на упорядочивание этой материи? А почему творение организовывалось в точности по всем оружейным стандартам? И если я могу делать из воздуха пули, то почему не могу, скажем, превратить воду в машинное масло?

- Машинное масло? - удивилась Герида.

- Ну не в вино же, - фыркнул парень.

Богиня-наставница улыбнулась и покачала головой.

- Оружие бессмертного — продолжение его тела. В гармонии с ним ты сможешь делать и б;льшие чудеса.

- Я хочу понять, как работают эти «чудеса». - Флавий сложил руки на груди.

Поглядев на его позу, Герида сказала:

- Я на твоей стороне, Флавий. Тебе незачем защищаться от меня.

Парень среагировал, словно отпущенная пружина, мгновенно перейдя в состояние высочайшей активности:

- Ну, если ты на моей стороне, убеди Ианну в том, что я _не_прохлаждаюсь_без_дела_, а ищу способы защитить Элион!

Он стал похож на птицу, распушившую все перья. Даже его рыжие космы, казалось, встали дыбом. По ним только что разряды не бегали от напряжения. Всегда идеально причёсанный Астерий уже шутил по этому поводу… Но Гериду больше заботило, как легко молодой бессмертный перескакивает из состояния в состояние. Надо научить его контролировать свой разум, иначе когда-нибудь, после очередного прыжка, он не обнаружит почвы у себя под ногами…

- Хорошо, - согласилась наставница, - расскажи мне, _что_ я должна передать Ианне и что не отважишься сказать ей ты сам.

- Поправка: _не_рискую_ сказать! - обиделся Флавий. «Перья» на нём немного прилегли; очевидно, что не Ианна была ключом к его напряжению. - Моя отвага тут ни при чём, а вот риск, мягко говоря, велик. Пока эта стальная буря видит во мне шпиона Великого Компьютера только за то, что я принёс в Пантеон пару старых окулатов…

Герида нахмурилась:

- Они ожили в твоих руках. Как ещё Ианна могла отреагировать на то, что один из них выстрелил в её сторону?

- Как? Радоваться! Мы заполучили образец инопланетной техники, который сумел сохранить накопитель энергии и боевой разрядник даже спустя четыре с половиной века! Разве это не замечательно?..

- Ох, Флавий… - произнесла наставница. Потом, поразмыслив, добавила: - Ианна начнёт этому радоваться только тогда, когда такое оружие будет в её собственных руках.

Флавий вдруг совершенно серьёзно сказал:

- Я знаю.

На этот раз все его «перья» прилегли совсем. Теперь перед Геридой был не раздражённый мальчишка, а философ, глядящий в недоступные другим дали. Сколько смыслов он вложил в это «я знаю»? Что именно он _знал_ о её сердечной подруге, богине-стратеге? Герида не могла уловить все аспекты. Даже для неё, ведающей душами бессмертных, подлинная глубина его взгляда была скрыта во мраке. Это пугало. Докуда доходит его мысль и что он видит там? Его пытливый ум неоднократно отыскивал самые неожиданные факты. Что, если Флавий, изучая мир всё глубже, однажды найдёт нечто, что повернёт его против Элиона? Это будет очень опасный враг. Ианна, без сомнения, чувствует это лучше всех.

- Так что ты хочешь сказать ей? - спросила Герида.

- А, да… - спохватился Флавий, мгновенно ставший совсем обычным. - Я понимаю долг каждого бессмертного участвовать в обороне Элиона. Но моё участие в боевых действиях считаю совершенно бессмысленным. Да, я порой успеваю ликвидировать пару десятков врагов, прежде чем они закончат жрать наших селян. Порой мне даже удаётся пригнать паролёт на опережение, потому что я услышал молитву кого-то из своих верующих. Но чаще всего я опаздываю! И вовсе не потому, что пренебрегаю своим долгом. Знаешь, о чём это говорит?

- О чём же?

- Нынешний подход к обороне никуда не годится! Доктрина «На передовой только бессмертные» — это замечательно, но сколько нужно богов, чтобы надёжно прикрыть хотя бы уязвимые места? Представь себе всю протяжённость береговой линии Восточной Инкары. Вот какого кракена мне искать вокруг башни Авестен, когда океаниды перегруппировались и ушли вместе с течением на юг? Пока я пойму, куда именно они делись, пройдёт слишком много времени. Времени, которое я с большей пользой потратил бы на чтение материалов Архива или парочку экспериментов…

Наставница собиралась прокомментировать, но Флавий приподнял руку и продолжил:

- Пришельцы — отборные вояки, а бороться с ними всё равно приходится простым людям. Даже опытные храмовники Ианны вооружены прялками и сковородками на фоне опаснейшего оружия врага! Нет, нам нужно не просто совершенствовать силу бессмертных. Нам нужно раздобыть новые технологии и научить всех элионцев пользоваться ими. И, в отличие от меня, остальные люди не смогут доставать боеприпасы из воздуха.

Герида выслушала и внимательно взвесила все варианты. Рыжий стрелок терпеливо ждал её ответа. Наконец богиня сказала:

- В рядах твоих последователей — учёные и инженеры. Даже твои родители трудятся на передовых предприятиях столичного региона. Все они двигают науку вперёд. Ты настолько не веришь в их силы? В изобретательность смертного, который за отведённый ему короткий срок пытается достичь невозможного?

Флавий только отмахнулся.

- Они провозятся до второго пришествия Элая… Нет, я не могу столько ждать! Мощная, экономичная и ремонтопригодная техника спасёт больше жизней, чем один я с револьверами. По крайней мере, с техникой люди сумеют дожить до прибытия бессмертных. Я уж не говорю о разведке или быстрой связи!

Герида надолго умолкла, внимательно разглядывая молодого элионца, чей путь в будущее в любом случае будет ярким. Может ли она как-то повлиять на этот путь, или Флавий давно сделал свой выбор и будет идти к цели вопреки всему? Его желания лежали в одном русле с мыслями Совета Богов. Ианна недавно сама говорила то же самое. Теперь, когда планета восстала из пепла Тёмных Времён, когда люди узнали чувство обычной жизни, а не выживания, и их стало слишком много, чтобы укрыться под крылом даже самого могущественного из богов… Теперь элионцы должны уметь сами о себе позаботиться.

Но только боги смогут сдержать инопланетные нашествия. И чем шире цивилизация распространяется по планете, тем больше богов нужно, чтобы сохранить эти хрупкие достижения простых людей.

Отказываясь служить щитом для Элиона, Флавий слишком многое ставит на кон. Не только для себя. Другие молодые бессмертные, посмотрев на него, могут задать вопрос: «Почему мы должны многократно умирать на поле боя, когда он занимается любимым делом в уютном храме?» Совету Богов придётся закручивать гайки, чтобы не допустить раскола среди бессмертных защитников — раскола, который грозит вылиться в новую гражданскую войну… Архей уже внимательно поглядывает за действиями Флавия, оставаясь скрытым — точно так же, как века назад, в Тёмные Времена. Астерий за своими шутками припас несколько сильных историй, которые мог бы пустить в ход, если придётся бороться с Флавием на идеологическом поле. И ей, Гериде, нужно завоевать доверие Флавия в надежде отвести этого славного, талантливого мальчика с пути, если путь пойдёт во тьму.

Путь, который Герида даже не видит целиком…

- Послушай, я не хочу показаться ленивым или капризным, - вдруг заявил Флавий, вновь совершенно преобразившись. Кривая усмешка, полная самоиронии, виноватый взгляд, отведённый в сторону… концы пальцев сложены в жесте, который сам парень недавно назвал «конвертация многомерной идеи в одномерные слова». Он словно заглянул в какую-то очередную бездну.

Герида едва сдержала вздох.

- Не подумай, что я пытаюсь обменять тяжёлый труд, доступный лишь бессмертному, на работу, успешно выполняемую смертными учёными. - Флавий снова взглянул на богиню-наставницу. - У меня есть очень веские причины, достоверность которых тщательно проверена. Если вкратце, я не «ещё один учёный». _Я_такой_единственный_! Мой ум — это инструмент, который обязан быть использованным по назначению. Нельзя полагаться на то, что кто-то справится вместо меня. Будь на Элионе интеллект, равный моему, я бы это заметил! Уверен, если у меня будет достаточно времени, я смогу найти нужные инструменты, доработать математический аппарат, разобраться в техническом наследии самого Элая… _Разобрать_механоида_…

От осознания внутренней силы глаза Флавия, прежде зелёные, засветились холодным голубым огнём. Это редко случалось у бессмертных так быстро. Герида хорошо помнила тот день, когда её собственные глаза приобрели божественный фиалковый цвет. Но Флавий даже не заметил метаморфозы.

Он продолжил:

- Я понимаю, что своей деятельностью создам Совету Богов определённые… ммм… трудности. Поэтому я готов честно и искренне исполнять обязанности бессмертного солдата до тех пор, пока сама народная воля не объявит: «Пусть лучше Флавий работает в лаборатории, чем дерётся с монстрами!» Так никто не сможет упрекнуть меня в том, что я «прохлаждаюсь»… Однако я не буду стремиться к ратным подвигам, в отличие от моих… гм… коллег.

Эту отсылку Герида поняла: другой молодой бессмертный, благородный паладин по имени Амброзий, решил взять шефство над «хилым» рыжим стрелком. После очередной нотации Флавий уже пообещал назвать в честь Амброзия какой-нибудь ящик с болтами.

- Сражения, в которых я буду участвовать, станут лишь полевой частью моих исследований, - убеждённо продолжал парень. - Захватить образцы, проверить, как работают способности разных бессмертных в реальном бою… Но для самой существенной работы нужна лаборатория. _Моя_ лаборатория. То, что меня интересует, нельзя доверить простым адептам, а веру ведущих учёных ещё нужно завоевать, причём _научным_ путём. Учёные не _верят_ просто так.

Герида улыбнулась.

- Как видишь, все мои действия продиктованы чётким планом, в котором согласованы общественная польза, долг бессмертного, развитие культа и мои личные интересы. - Флавий гордо выпрямился и, сияя сине-зелёными глазами, отчеканил: - Надеюсь, когда ты скажешь всё это Ианне, она не захочет прикончить меня в ту же минуту.

Богиня-наставница залюбовалась парнем. Он мог бы быть её сыном. Умный, добрый и дерзкий, выросший с осознанием, что его любят, но желаемого нужно добиваться самостоятельно, — пожалуй, Флавий — лучший представитель своего поколения. Он внушал надежду на светлое будущее Элиона. Однако в этой же неординарности крылась и опасность. Ох, сколько труда нужно приложить, чтобы удержать его в здравом уме, когда он жаждет выйти за все пределы. Ему ещё учиться и учиться… а кнут и пряник с ним работают одинаково плохо.

- Что ж, я передам Ианне твои слова, - мягко сказала Герида. - Теперь давай перейдём к главному.

- Что?.. - спросил сбитый с толку Флавий. - Но я же только что сказал… Что может быть важнее этого?

Богиня покачала головой.

- Разве ты пришёл ко мне с этим вопросом?

Пару секунд рыжий стрелок смотрел вникуда, потом покосился на Гериду. Сияющие глаза остыли до бирюзового оттенка и погасли, как забытый костёр на Ледяном нагорье. С каждым мгновением уголки губ опускались всё ниже, пока Флавий не скрылся снова за спасительным раздражением:

- А, да… Вообще-то чужие голоса в голове — не самое приятное открытие. Я пытаюсь направить свою силу внутрь, на исследование бессмертного потенциала! А тут эти крики… Я же не могу просто прервать медитацию и в один миг очутиться рядом с тем, кто молит меня спасти… хотя мысль интересная, надо будет обдумать… Но нет, Герида, я ничуть не рад тому, что слышу мольбы людей. Элионцы гибнут каждый день. Один смышлёный парень — мы вместе учились здесь, в Университете — недавно был сожран мантидами. Или не сожран, не знаю… Моя собственная смерть скорее удивила меня, чем напугала, но его…

Флавий вздрогнул и несколько секунд молчал.

- Я не смогу спасти всех, кто верит в меня. Чисто статистически.

- И поэтому ты хочешь совсем отступить перед чужой бедой? - спросила наставница. - Ты, который только что хвалился своим умом и полезностью для Элиона?

- Они заглушают мои собственные мысли!

- А если эти мольбы будут принадлежать твоим родителям?

Флавий уставился на Гериду. Похоже, эта мысль не приходила ему в голову. Как каждый ребёнок, в глубине души он искренне верил, что с его близкими ничего не случится.

- Я… подумаю над этим.

Потом он прижал пальцы ко лбу, нахмурясь, и резко махнул рукой:

- Аррх, нет, это глупость! У каждого элионца есть родители, но не каждый же сын или дочь может по-настоящему повлиять на их спасение! Я не верю, что ты, Герида, наставница богов, не думала об этом. Значит, эти вопросом ты хочешь добиться чего-то иного, верно?

- Верно, - спокойно согласилась седовласая богиня.

Рыжий стрелок вопросительно посмотрел на неё.

- Ты можешь отдавать себя науке, пока небеса чисты. Но одному Элаю известно, не приближаются ли сейчас к Элиону новые полчища врагов. И когда начнётся новое вторжение, каждый голос во тьме будет маяком для богов-защитников.

- Ах вот оно что… - медленно проговорил Флавий, и его глаза снова засветились. - Ты полагаешь, что скоро вторжение? И единственный надёжный и точный способ лоцировать врага — молитвы нашего народа… Да, понимаю.

Герида только хотела продолжить свою мысль, как рыжий бессмертный сверкнул глазами:

- Понимаю, что мне надо работать ещё быстрее… Поэтому я и пришёл, Герида, — мне нужно освободить свой разум от этих криков!

- Ты хочешь порвать связь с Элионом? - Богиня-наставница всерьёз осерчала.

- Порвать связь? Наоборот! - пламенно возразил Флавий, снова глядя куда-то сквозь пространство и время. - Считай, что я хочу объединиться со всеми элионцами — и смертными, и бессмертными! Сделать так, чтобы все люди могли получить помощь — не важно, в кого они верят, в меня, Амброзия или Ианну! Чтобы вообще не допускать ситуаций, когда человеку больше ничего не остаётся, кроме как молиться перед смертью! По-настоящему единый Элион — не на словах, а на деле.

Герида неотрывно глядела на молодого бессмертного. Всё в нём говорило, что его не переубедить. Понимает ли он риск, которому подвергнет себя и других, если продолжит идти по своему необычному пути? Сейчас ей, Гериде, придётся пройти по кромке ножа — принять решение, от которого, возможно, зависит будущее всей планеты. Её отказ Флавия не остановит. Он лишь будет искать способы в другом месте.

Один Элай знает, что он найдёт самостоятельно…

Наставница взглянула прямо в бирюзовые глаза бессмертного и твёрдо произнесла:

- Возможно, совсем скоро захватчики снова придут в наш дом. Мы будем защищать Элион с оружием в руках, потому что враги не знают мира. Твои родители, твои учёные, твои последователи окажутся под угрозой. Осознаёшь ли ты, чем заплатишь, если я соглашусь?

Флавий прямо взглянул в ответ:

- Да. Научи меня не слышать молитв. И тогда я дам Элиону оружие, которое ему и не снилось. Обещаю.




12.01.2021


Рецензии