Художники-передвижники и портретный жанр
Русское демократическое искусство питалось идеями А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского, В.Г.Белинского, Н.А.Добролюбова - создателей русской революционно-демократической эстетики 19 века. Главной темой искусства стала жизнь народа. Художники стремились, с одной стороны, показать без прикрас жизнь простого человека, его бесправие и разоблачить его притеснителей, а с другой - понять его душу, его чаяния, выразить ему сочувствие.
На рубеже 80-х годов художники стали отходить от критики и показа отрицательных явлений жизни, они стали переходить к созданию положительных образов, и тут, как нельзя кстати помог портрет. Вот с этим, как раз и связан в конце 19 века новый расцвет портретного жанра. Именно в это время были написаны замечательные портреты деятелей русской культуры, крупнейших писателей, музыкантов, ученых, актеров.
В портретных образах художники-демократы стремились выразить гражданские идеи и чувства, владеющие умами прогрессивно настроенных русских людей, к которым принадлежали и сами. При всем разнообразии характеров, темпераментов портретируемых в них всегда в первую очередь проступает нравственное начало. Интеллектуально-духовный, подчас очень сложный мир человека, его раздумья и сомнения, его моральные качества стали прежде всего интересовать художников.
Разные портреты получились родственными в одном - они все были сосредоточенны на лице персонажа, на его внутреннем мире. Иногда смысловой акцент делается и на руках, которые очень многое могут добавить к характеристике человека. Художественная форма портретов была внешне скромна, сдержанна, лишена эффектности. Показательны в этом отношении портреты знаменитых писателей и композиторов. Но об этом в следующем большом материале.
Свидетельство о публикации №221051901728