Кино Балабанова про уродов и людей. Другие фильмы

«Во всем, на что направлен в наши дни киноаппарат, массы получат возможность взглянуть самим себе в лицо…»
Вальтер Беньямин
 
...Посмотрел несколько фильмов Балабанова.
Впечатления тяжёлые и если смотреть на русскую жизнь глазами Балабанова, то невольно охватывает нервный смех, потому что такого в реальности просто не может быть, но в России бывает!
Балабанов - певец абсурда и бессмысленной жестокости, которой наполнена наше существование, но которую большую часть жизни мы просто не замечаем, потому что прямо нас это не касается.
Мы в этой «романтической» среде не живём или ушли от неё, поменяв статус и уровень обеспеченности, но внутри, глядя на эти жуткие сюрреалистические сцены из балабановских фильмов, мы вспоминаем свои страхи и фантазии и понимаем, что это взято из российской жизни, а не придумано художником из ничего!

Фильм «Про уродов и людей», это некое смешение Фрейда с Тарантино. Нас пугают и притягивают жуткие извращения чувств и придуманные герои из добропорядочной русской дореволюционной жизни. Это вдвойне ошарашивает, потому что мы находимся под гипнозом мифов о дворянских правилах чести и доблести, в исполнении героического красавца «поручика Ржевского».
Фильм воспринимается как жестокая и безысходная пародия, на отражённую в нынешней реальности предреволюционную, романтизированную жизнь, которую мы не знаем и которой, как мне кажется не было.
Однако «феномен Распутина», декаданс и неудовлетворённость сытостью и благополучием, это тогдашняя реальность и атмосфера вырождения, толкает героев фильма на рискованные приключения.
Но люди, в этом фильме живут мелко и низко, а потому, погибают нелепо, не по «благородным правилам»!

Всё происходящее на экране, немножко напоминает злые рассказы Чехова, но в основном, тут присутствует «антиплатонов», то есть замысловатая фантазия накладывается на искусно выстроенные реалии.
Заправляющийся водой паровоз – это реальность, а бездушный Иоганн, трусливый и наивный Путилов, сумасшедший Виктор Иваныч, злая и мечтательная слепая жена доктора – это выдумка авторов фильма и творческие фантазии талантливых актёров...
Все их персонажи, кажется, происходят из «параллельного» мира, как впрочем из другого мира и одержимость российской публики, в то время, наивной порнографией.
Невольно возникает вопрос: как и почему такая нелепая тема заинтересовала Балабанова - ведь он сам и сценарий писал!
 
Но посмотрев год выхода на экраны, вспоминаешь свирепый абсурд послеперестроечной жизни в России и понимаешь желание режиссёра, иносказательно показать  общество сошедшее с ума от вожделения и тоски по мещанскому идеалу!
Живость поднятых проблем беспросветного идиотизма жизни, заставляют нас, зрителей, предположить, что эти люди спасаются через сексуальные фантазии и жажду подлых развлечений, от бессмыслицы сытого, но бесцельного существования, постепенно превращаясь в хорошо одетых, цивилизованных животных!
Вам это ничего не напоминает?!

Вообще фильмы Балабанова реалистичны, жестоки и безысходны даже тогда, когда имеют «хороший» конец. Его герои всегда со странностями - сексуальными и социальными, с точки зрения нормального человека они извращенцы, но при этом, их трудно отличить от «нормальных» людей в толпе - они ничем не отличаются от большинства!

Таких и в современной России несравнимо с другими временами много, и зовут их в России «отморозками», а наличие подобных «персонажей», делают нашу жизнь непредсказуемой и свирепой.
Знаменитый его Брат – Данила Багров – это типичный русский человек, волею непредсказуемой судьбы и уголовной наследственности, наученный убивать людей, сохраняет детскую наивность и отсутствие страха смерти.
Такого в реальности не бывает, но миф созданный Балабановым о «безбашенном» защитнике униженных и оскорблённых живёт, завоёвывает всё новых поклонников уже после смерти кинорежиссёра.
Образ Данилы Багрова дал молодым возможность надеяться на преодоление абсурда жизни, и вдохновил на сопротивление провинциальному неуважению себя, силе денег и человеческой злобы.
Может быть поэтому, уже сегодня, став людьми среднего возраста, поколение «Брата», сохраняют в себе жажду добра и справедливости, готовность сражаться за эти идеалы!

Иначе, во времена олигархического бандитизма было не выжить. А тут, словно по заказу государственников из правительства, появилась «ролевая модель» как говорят англичане, а значит появился герой, под портретом которого можно «себя чистить».
Жизнь в бандитской России, научила людей многому и одним из самых влиятельных и авторитетных "учителей" последующих поколений, как в добре так и во зле, стал Балабанов и его знаменитые фильмы.

Мне не понравился фильм «Кочегар» и «Жмурки» - уродство перестроечной жизни доведено в них до абсурда, хотя, как кинодокументы, если их разбирать в категориях кинокритики, они стали своеобразным зеркалом, правда кривым, в которое полезно посмотреться каждому из нас, ужаснуться и вспомнить годы, когда в российской жизни не осталось ничего святого, и даже церковь стала местом отмывания бандитских доходов.
Лозунг того времени: «Деньги не пахнут!» - чудовищный по смыслу и по содержанию, но именно он, в те переломные времена завоевал сердца и души людей тогда,  когда зверства первоначального капитализма проявились в России во всей красе.
Чтобы заставить людей понять всю глубину их нравственного падения и понадобились зверские фильмы Балабанова - этого российского, русского Тарантино.
Будущие поколения россиян, будут с удивлением смотреть фильмы Балабанова, как с ужасом и отвращением сегодняшние американцы смотрят кино созданное Тарантино!

В Америке, в период Великой депрессии, как и в России «девяностых», страна погрузилась в бандитский беспредел и приключения какого-нибудь убийцы и главы мафиозного клана были обыденной реальностью, хотя сегодня воспринимаются как нечто придуманное, мифическое и сказочное.
Остаётся напомнить, что в России в страшные девяностые, только по официальной статистике убивали в год по тридцать тысяч человек, в основном молодых, гибнущих в безжалостно-свирепых бандитских разборках.

Эти «герои» из рабочих кварталов, были «романтиками» - их завораживало киношное насилие и потому, они вдохновлялись американскими фильмами «экшен» и отчасти, воспринимали жестокости Тарантино как некий кодекс поведения «избранных», то есть по-русски бандитов - самых жестоких и беспощадных молодых людей, изувеченных идеологией первоначального капитализма.
Во времена экономического и нравственного развала, они десятками если не сотнями тысяч умирали в злобе и отчаянии, не понимая, что стали жертвами новых социальных отношений.
 В Веймарской Германии, такие молодые любители «земли и крови» стали ревностными сторонниками национал-социализма!

Конечно жаль, что после смерти кинорежиссёра, как и при жизни, никто из киноведов не написал, не постарался объяснить феномен «балабановщины» в российском кино.
А ведь такие исследования могли бы стать бестселлером, потому, что объяснили бы притягательность его фильмов для российского обывателя.
Интерес к фильмам Балабанова с годами не убывает и это явление можно толковать по разному. С одной стороны «Жмурки» и Бригады», вырастили несколько поколений бандитов, а с другой, фильмы «Брат» и «Брат – 2» воспитали и продолжают воспитывать несколько поколений молодых патриотов России…

...Подводя итоги этого короткого киноисследования, хочется сказать, что творчество Балабанова противоречиво, иногда страшно своей безумной фантазией, но отражает разлад - «сумбур вместо музыки» в постсоветском обществе, точно так, как фильмы Тарантино, показывают изнанку американского благополучия и индивидуализма...


Январь 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?":


Рецензии