Смысл Жизни. 3

Смысл Жизни.
3.

   Люди разные - и потребности, запросы, интересы у них разные. Кто-то пользуется готовыми смыслами, кто-то ищет смысл и открывает, а кому-то оно вообще не нужно и можно спокойно обойтись без смыслов.
   А я возвращаюсь к рассуждению о смысле как таковом. Не ответив на вопрос - «кто ищет», можно потерять и смысл поиска смысла, или запутаться в определениях «что есть смысл», или даже не начинать поиск. Ведь на вопрос – в чём смысл жизни? – нужно бы ответить встречным вопросом: вы про смысл для кого имеете ввиду? Ведь нас не интересует существование камня, растения и животных в терминах поиска смысла или отсутствия такового. Они просто существуют, в соответствии с физическими процессами в них, биологическими программами и индивидуальной судьбой. Субъектна ли природа? Вопрос открытый. Но однозначно, что смыслом никто кроме человека не заморачивается. Подобный вопрос (и интерес) возникает у человека, и получается, что смысл нужен только человеку. (Повторяюсь, ну и чёрт с ним!) Всё крутится вокруг человека и упирается в человека. Антропоцентризм и антропософия, чёрт подери, во всём!
   И тогда приходим к тому, что сам процесс познания (и только познания) предопределяет наличие смысла и его поиска везде и во всём: в любой форме существования, в любом процессе, в любом виде деятельности. Не существование определяет заложенный смысл, потому что способно свободно обойтись без смыслов, а познание, которое возникает в одной из форм существования.
   Смысл является неким завершением, кульминацией мышления, вбирая в себя максимум возможного из существования: ощущения, чувства, впечатления, реакции, инстинкты, мыслеобразы и мыслеформы, наблюдения, знания, опыт. Цели, средства, пути достижения, мотивация – всё является содержанием человека и может способствовать созреванию и вынашиванию смысла в человеке. Но поскольку это всё происходит в нём и с ним, то нужно ему самому (человеку), а не абстрактной жизни или всеобщей жизни.
   Нет никакого смысла в существовании, зато в нём появляется человек, и уже человек здесь затем, чтобы сотворить и явить смысл своего существования. Нет никого в обозримой нами вселенной, кто был бы способен родить смысл из себя. Только опять же – не конкретно любой человек, а потенциально любой, только тот, кто избран Познанием для познания. Такие люди ведомы самим Познанием, и вглядываются во все процессы, явления и вещи, а поскольку Жизнь тоже является процессом, вмещающим всё живое в проявленном, то подразумевают и в Ней наличие смысла.
   А может ли сам процесс иметь в себе смысл? Или в процессе смысл обнаруживается для кого-то, кто является мыслящим наблюдателем? Процесс является частью существования и самим существованием, так разве ему недостаточно себя, чтобы ещё и пытаться объяснять себя? В существовании что-то происходит. И всё. И этого достаточно. «Что, почему, как, зачем и прочее» - это вопросы в человеческом уме, а не в существовании.
   Мне кажется честным ответ, что процесс существования не содержит в себе смысла. А вот в процессе мышления возможен смысл. Все споры о смысле жизни без человека и вне человека бесполезны и бессмысленны. Прежде смысла должен возникнуть человек, а в нём возникнуть сознание, в котором, в свою очередь должно возникнуть мышление, и, может быть, если повезёт, то у кого-то когда-то где-то родится смысл. (Не перемудрил? Не разжевал и положил в рот, вызвав тошноту?) И это при том, что никто никому в существовании ничего не должен! Такой вот прикол.
   Я хочу это выяснить для себя, и этим занимаюсь – что есть что?
Со смыслом жизни покончено – его нет вне человека. Поэтому, всегда упоминая о смысле нужно подразумевать наличие человека.
   А как же тогда Высший Смысл? Который и должен по идее быть отдельно от человека, выше или больше человека?
   Так в том и состоит следующий прикол – Он есть! Но только в связи с Человеком! Есть нечто большее и высшее, есть некто Всевышний – но для Человека!
   Если представить (а человечество постоянно это представляет в своём воображении, а значит склонно к этому и есть к тому предпосылки), что есть Верховная Сущность (в некоторых религиях Верховная Личность), некто, кто способен творить саму Жизнь, вдувая Дыхание Духа в материю, запускать все процессы и наблюдать их, кто способен наблюдать за происходящим в существовании и за Бытием из не-бытия, нечто Высшее, то возможно, что для Него существует Смысл, неподдающийся нашему восприятию и разумению, Который мы и вынуждены именовать - Высший Смысл. Вопрос – является ли Высшая Сила субъектом, да к тому же познающим? Ведь есть Мысль, что Она не познающая, а осознающая, Ей познавать нечего и не зачем. Осознание возникает в процессе слияния объекта и субъекта, и их растворения в Целом. Вот и ответ.
   Люди интересуются, есть ли Творец, творящий своё творение? Но если чей-то ум озаряется Мыслью, то возникает Видение и Осознание, что нет никакого Творца в отдельности от творения и процесса творчества, что на уровне Единства (в том числе отсутствие уровней) нет разделённости даже на два – Дух и материю, Сознание и Бытие, и нет никаких процессов, а значит и некому за ними наблюдать. Там вам не тут!
   А ведь говорится в духовных текстах, что «что вверху, то и внизу». Значит, должно-таки быть «Там» как «тут», настаивают знающие люди.
   А в чём проблема? Вы поймали меня на ошибке, заблуждении? Так я тоже подтверждаю, что всё одинаково устроено и похоже «Что вверху, то и внизу». Только вы поймите, где вы и кто вы? Вы то посередине, между «Там и там» ваше тут. И Высшее, и низшее доступно человеку, он вхож и туда, и туда, может становиться орудием различных Сил, и при этом ещё и наблюдать происходящее, и описывать. Это тонкое различение – положение «между», и оно многое проясняет, ставя всё по местам. Как говаривал философ Ницше (философище!): человек - это мост между двумя вечностями, или что человек - это мост между тварью и Творцом. Он много чего говорил, особенно красиво прозвучало, когда он говорил от имени Заратустры.
   Короче, человек – это особая ступень эволюции формы и сознания, этап, переход, звено. И не нужно натягивать на себя образ Бога – человеку не быть Богом не потеряв себя, и не нужно уподобляться тварям – ибо и тогда теряется человеческое, в облике, в существе и в сущности человека. Но и быть человеком чертовски тяжело. Иногда настолько тяжело и страдательно, что хочется и просится послать всё к чертям и уподобиться тварям, освобождаясь от познания, совести, ответственности, вины, морали, всего этого бремени культуры и цивилизованности, и прочих человеческих предрассудков. А бывает совершенно наоборот, что человек чертовски устав от бремени мира и суеты, от всего вышеперечисленного, пускается не во все тяжкие, а во все лёгкие – и устремляется к духовному освобождению. Ибо человек – поле, на котором играют Силы Света и Тьмы, и в нём весь арсенал средств. Люди обречены на поиск смыслов и Смысла, ибо таково человеческое предназначение, и не так важно, как Его назовут. Кто-то назовёт Любовью, кто-то Красотой, Истиной, Мудростью, кто-то Добротой, Состраданием, Служением, кто-то Покоем или Радостью, Счастьем.
   Освобождение, которое обретает человек в процессе познания и духовного поиска – это отбрасывание, отпускание всех найденных смыслов, представлений, концепций ради осознанного безмыслия, безмолвия и не-деяния, ради «того, что есть» (неописуемого и непознаваемого, но творящегося чудесным образом и присутствующего во всём).
   Я читал в духовных текстах и слышал от духовных Мастеров, что сама по себе Жизнь смысла не имеет. Смысл находится где-то за рамками тех жизненных необходимостей, которые диктует живым существам существование. Но в жизни случается проявиться человеческому существу, которое нарушив заповедь Божью или закон, приобретает способность к познанию, что является одновременно даром и проклятием.
   Я уже закольцевался основательно, но снова захожу на вираж. В Жизни не имеющей Смысла, тем не менее присутствует сознание, которое может быть связано с жизнью, а может быть и свободным – вне проявлений жизни. Жизнь – это только часть Бытия, один из процессов. Но Бытие с Сознанием находятся в связке, в контакте, взаимообмене. Потому возникает и связка «тело-ум», по образу и подобию. Вот и получается, что нет тела без сознания, а сознания без тела. Каждому уровню сознания соответствует определённая форма и качество тела.
- А вакуум?!
- Вакуум – это тоже тело. Тело вселенной.
- А Бог?!
- И Бог является Телом.
- Но Он же Дух!
- И Дух, и Тело. И Светом, и Тьмой. На примере физической вселенной или так – наших представлений о вселенной: Бог – это вакуум и Бог – это свет в вакууме. А всё остальное содержимое вселенной – это производное от света и вакуума. Или с эзотерической точки зрения и мистического Видения: есть Сознание-Бытие. Так вот для Сознания Богом будет являться не сверхсознание, а Бытие. А для Бытия Богом является Сознание. И когда Сознание сливается с Бытием, то испытывает оргазм – Блаженство.
- Кто испытывает?
- Сознание и Бытие. )))
- А Бог?
- А Бог или Боги обитают ниже, на верхних этажах, крышах мироздания, созданного воображением человека.
- Тогда как назвать Сознание – Бытие? Разве Оно в таком случае не то же, что и Бог?
- Да как хочешь, так и назови. Люди по-разному называли, а Суть от этого не менялась. Бог, конечно, звучит короче, но при этом главное, чтобы не потерять Понимание Сути.
- Так её же нет, Сути этой?
- Почему же нет? Опять что ли начинать с начала? Она есть для человека, но Её нужно сотворить или родить, а потом не терять, играя словами в игры ума.

   Имеют ли ценность мои рассуждения о смысле жизни? Возможно. Смотря для кого. Или они являются бесполезным и бессмысленным занятием? Возможно. То, что ценно сейчас для меня и имеет значение и смысл, для других может оказаться бредом, чушью, абракадаброй. Да и для меня со временем тоже такое может случиться.
   Но попробовать оценить и понять текст сможет только тот, кто попытается его прочесть, а для этого уже нужны недюжинные способности, например, усидчивость, терпение, концентрация, а также наличие желания, интереса (не столько к предложенному тексту, сколько к процессу самопознания), определённого багажа знаний, опыта. Для пытающихся прочитать проявленное через меня – этот поток сознания существует как нечто, как процесс, за которым они понаблюдают, а для не читающих ни текст, ни автор не существуют вовсе. Пусть же прочитавшие выставят свои оценки и озвучат свои мнения. Но оценки и суждения субъективны. Это будет указывать на наличие субъектности в мире и на портале «проза.ру».
   Возможно, кто-то ожидал большего от текста и будет разочарован, а кто-то искал другое содержание, надеясь получить новую информацию, а попавшееся ему на глаза вызвало в нём лишь досаду, а также третье, четвёртое, десятое послевкусие от прочтения. Немногие приступят даже к чтению, ещё меньше тех, кто преодолеет несколько абзацев или дотянет до половины (а середины ещё и не видать на горизонте), а прочитавших до конца будут единицы, да и те, плюнув, выскажутся: «а нахрена это было писать и нахрена я это читал?». Действительно. Но даже такой вопрос – это хороший вопрос, ведущий человека в направлении смысла. Пусть текст послужит толчком, тычком, пинком или подножкой. А значит, хотя бы от противного, он послужит таки поиску смысла. Это предположения. А для меня, автора, он имеет и ценность, и смысл. Для того и потому был написан.
   Скачем дальше?


Рецензии
Сложновато для понимания, надо сказать... Возможно, этот текст не для средних умов... Творческих успехов вам, Жорж!

Журавлёв63   17.03.2022 17:28     Заявить о нарушении