Женя

Женщина в красном платье с открытой спиной подходит к роялю, садится, открывает крышку, кладет пальцы на клавиши, играет. В это время сзади подбегает невысокий человек в темном плаще с капюшоном и со всей силы бьет крышкой рояля по рукам женщины. Досадует: "Жаль, силы не хватило, и удар пришёлся на запястья". Человек переводит взгляд и замечает за кулисами молоток, забытый техниками, монтировавшими хоровой станок. Хватает молоток и со всей силы бьет женщину  по пальцам, крича при этом: "Пальчики, пальчики, вот тебе пальчики. Получи, гадина!"


Женя проснулась, сбросила жаркое ватное  одеяло и подумала: "Боже мой! Накануне выступления. Ну и сон..."



Женя обожала сказки,  росла  любознательной и разговорчивой, но боялась темноты и незнакомых людей. Ее дед рано овдовел, горько пил, и в пьяном угаре изнасиловал свою дочь —  Женину маму. Шестнадцатилетняя девушка пыталась вскрыть себе вены. Ее отправили в психиатрическую больницу. После родов решили не выносить сор из избы. Подняли все связи и оформили документы так, что родная тётя стала Жене матерью. 


Новая семья переехала из маленького поселка в крупный город. Девочку назвали в честь бабушки. Ярко-синие глаза, сросшаяся мочка уха,  родинка на правой щеке — все как у Евгении Викторовны.


На семейных посиделках Женя слышала какие-то обмолвки, оговорки и у нее в голове  сложилась картина — "Женщина, с которой я живу, не мама, а мачеха. Моя добрая и хорошая мама заколдована злой колдуньей, а так как мачеха в сказках злая, то  и моя  строгая и вечно недовольная". 


Женя никому не сказала о своих догадках. Называла мачеху про себя "мать", а вслух "ма" и   мечтала о том, чтобы быстрее пойти в школу. Учиться девочке  понравилось. Отвечать  у доски она не боялась и  сразу стала  отличницей и любимицей  учительницы. 


Родители купили Жене  коричневое пианино "Лирика", хотя особых музыкальных талантов у нее не было. Женина  мачеха в детстве завидовала соседке и  мечтала, так же, как она,  играть на фортепиано, но у семьи не было возможности купить инструмент. Своих детей у женщины не было,  она хотела, чтобы Женя реализовала её мечту, и поэтому  девочке приходилось разучивать скучные гаммы и этюды. 


От природы у Жени  был альт — низкий голос, а в детском хоре солировали девочки с высокими и звонкими сопрано.  Женя решила, что альт это — второй сорт. Ей хотелось хотя бы дома быть самой лучшей. Она стояла и репетировала перед зеркалом, широко и старательно  растягивая рот. Так, как учили на хоре. Мать  сделала замечание: 

— Не кривляйся!  


Женя пыталась спеть,  как солистка Маринка, но тут же услышала от матери: 

— Пой своим голосом, не надо подражать кому-то!  


Как объяснить взрослым, что ей не нравится собственный голос? Женя интуитивно чувствовала, что хочет понять его возможности,  улучшить там, где можно и попробовать  изменить.  


Девочка  не понимала, как доказать свою правоту и поэтому  пела, когда никто не видел. Женя брала прыгалки в руки — как будто это микрофон, становилась перед зеркалом, и открывала рот. Родители бы точно не одобрили такое пение. А ей нравилось корчить рожи, петь то мультяшным, то грубым голосом.


Женя  открывала книжку  "Приключения Чиполлино" со стихами  в конце и распевала разными голосами: за Чиполлино, за Виноградинку, за сеньора Помидора. Или заходила  в ванную комнату, открывала воду  и пела.


В конце  третьего класса Женина мечта неожиданно сбылась. Павла Ивановна составляла программу для концерта по поводу окончания начальной школы. Учительница не разбиралась в тонкостях хорового пения и спросила: кто знает слова песни: "Учат в школе"?  

— Я, — сказала  Женя. 

— Значит, будешь солисткой, — тут же отреагировала  учительница.


Родительский комитет закупил на весь класс лимонад в стеклянных пол-литровых бутылках и  песочные пирожные по двадцать две копейки. В общем-то и все, но школьники   были счастливы. Дети Советского союза не были избалованы сладостями и развлечениями, и радовались мелочам.


Учительница планировала, что  Женя  споет куплеты, а весь класс  подпоет припев:

Учат в школе,

Учат в школе,

Учат в школе.



Женя уверенно  спела два куплета, дошла до "Находить восток и юг". И тут она, которую память никогда не подводила, вдруг забыла слова, и замолчала. Девочка не подумала о том, что в  конце концов, слова почти никто не знает, да, если и знает,  вдруг именно так и задумано.


Спустя много лет Женя что-нибудь придумала бы, выкрутилась, а тогда  покраснела. Кто-то из ребят подсказывал неправильные слова,  а она, воспитанная так, что врать нехорошо, прошептала: "Я это уже пела!" Повисла неловкая пауза,  после которой песню кое как допели  до конца.


Провал! Позор!   Значение слова "фиаско" Женя тогда не знала, а так бы и его приплюсовала в копилку неудач. Одноклассники  сразу же после лимонада всё  забыли, тем более впереди было лето, каникулы. 


Только мать не давала покоя и стыдила Женю: "Опозорила  себя,  меня, учительницу, школу. Ты — позор семьи!" После того случая Женя боялась публичных выступлений.


Вместо того, чтобы мысленно  путешествовать вместе с пятнадцатилетним капитаном, ей приходилось разучивать дурацкие гаммы и этюды. И терпеть рядом учительницу музыки, которая постоянно давила своими сильными  пальцами на Женино плечо и приговаривала: "пальчики, пальчики", что означало, что Женя должна нажимать на клавиши еще сильнее. 


Больше всего Женя не любила сольфеджио, а особенно музыкальные диктанты. В обычной школе она училась на пятерки, а в музыкальной  получала тройки, поэтому  чувствовала себя лузером и это больно било по  самолюбию. Девочка сидела и разучивала очередное  упражнение по сольфеджио, и вдруг поняла, что ненавидит музыку и с силой швырнула  учебник на пол.


Женя воспользовалась тем, что заболел папа и семье требовались деньги на лекарства и питание. Она набралась храбрости, подошла к матери и сказала: 

— Ма, я знаю, что в нашей семье сейчас проблемы с деньгами. Двадцать пять рублей это большая сумма. Папе нужны мясо, свежие овощи и фрукты. Продукты на рынке дорогие. Я не буду ходить на занятия в музыкальную школу.


Мать от таких слов прослезилась, а Женя убила двух зайцев: перестала тратить время на ненавистные гаммы и завоевала уважение взрослых.


Прошло несколько лет...

     

Женя много времени уделяла  учебе и книгам. В соседнем подъезде жил Сережка, с которым они обменивались книгами, играли в шахматы, вместе ходили на каток. Женя иногда играла на пианино  для души. С подружками, не бросившими музыку, они подбирали и пели песни Машины времени, Воскресенья, и популярных итальянцев.


Серёжа сидел на лавочке около дома и  вдруг увидел  Женю, только приехавшую из пионерского лагеря  и показавшуюся необыкновенно красивой. Девушка загорела, повзрослела, постройнела. Сережа как будто   увидел ее впервые. 


— Привет! Что делаешь? —  спросила Женя. 

— Тебя жду, — пошутил Сережа,  — пошли чай пить.


Они сидели на кухне за столом, покрытым голубой льняной скатертью с вышитыми на ней синими цветочками и пили чай с конфетами, оказавшимися такими вкусными, что друзья с разговорами незаметно опустошили вазочку.


— Жень, пошли в  Дэ ка. Там Душа идёт. С Машиной.

— Давай! Там же еще Ротару с Боярским. 


После фильма "Душа" друзья вышли из Дома культуры. Сережа купил мороженое: себе — Щербет, а Жене её любимую Лакомку. По дороге домой обсуждали фильм и вспоминали прозвучавшие в нем песни "Машины времени".


Сережа рассказал о том, что хочет с ребятами создать свою группу. Что уже уговорил отца купить ему электрогитару и договорился с дядей, директором Дома культуры  о помещении для репетиций. 


— Приходи к нам, послушаешь!

— Спасибо, приду! —  сказала Женя.


У Сережи все получилось и они регулярно репетировали. За неделю до выступления он пришел к Жене: 


— Катастрофа!

— Что случилось?

— Наше выступление на грани провала. 

— Почему? 

— У нас в репертуаре только песни Машины времени и Воскресенья. Нас могут с ними не выпустить на сцену. Надо что-то ещё. 

— Я знаю одну неплохую песню. Могу спеть и сыграть ее на пианино, а вы подыграете на гитарах.Хочешь?

— Конечно хочу.


Женя села за пианино, открыла крышку инструмента и запела.


— Женька! Ты молодец! Я и не знал, что ты так здорово поешь, — от радости Сережа подскочил и поцеловал Женю. 

— Ты думаешь,  подойдет?

— Пошли к худруку, пусть он тоже послушает. А кто автор?

— Евгений Клячкин. Сереж, только я боюсь.

— Чего?

— Вдруг  со страха я опять слова забуду.

— Не боись! Если что, смотри на мои губы.  Я  выучу слова и буду  тихонечко подпевать. 

— Мы вместе.

— Прорвёмся, — Сережа изобразил двумя пальцами победу.


Худрук послушал все номера ребят и сказал, что включит их в программу концерта, разбавив народными танцами и песнями других участников самодеятельности.  


Наступил концерт, приуроченный к Новому году. Женино выступление должно было быть пятым по счету, сразу после задорного танца восьмилетних  мальчишек…

 

Женя вспомнила, как руководитель  настраивал хор  перед выступлением: "Вы — артисты! Чтобы не случилось, стены будут рушиться, люстры с потолка падать, вы должны стоять и петь, несмотря ни на что". 


Женя  вспомнила, как один раз во время выступления хора,  устала стоять и прислонилась к стенке, а мать сидевшая в первом ряду, шептала: "Встань нормально!" 


Женя вспомнила ненавистные уроки музыки и провал на школьном концерте.


Женя вспомнила сон, в котором била по пальцам свою ненавистную музыкальную руководительницу.


И вот объявили Женин номер. Девушка остановилась  и оглянулась по сторонам. Потом набрала воздух, выдохнула, вышла на сцену, поклонилась, подошла к пианино, подняла  крышку, села за инструмент. Сергей поправил микрофон и встал недалеко от неё с гитарой. 


Женя допела последние слова:


Перевесь подальше ключи,

Адрес поменяй, поменяй!

А теперь подольше молчи —

Это для меня.


Зал разразился овациями, Женя встала, закрыла крышку фортепиано,  поклонилась и ушла за кулисы. Следом за ней Сергей. 


— Ура! Получилось! Радостно сказал он и закружил её на руках.  


"Вот оно, выступление! — улыбнулась про себя Женя,  — сколько раз я мечтала о нем. Сколько раз думала: вот выступлю на сцене, и мама будет довольна. Я знаю, что пою не только для нее, а для себя, но всё-таки  хоть немножечко, и для нее. Ведь ей хочется гордиться дочкой, чтобы  она не только в школе на одни пятерки училась, но что-то  умела делать, помимо учёбы."


Рецензии