Провинциалка

       Песня «Провинциалка» – маленький шедевр Леонида Филатова в качестве талантливого поэта и Владимира Качана в качестве незаурядного исполнителя и музыканта. Важно отметить, что им обоим было не более двадцати лет, когда они сочинили этот запоминающийся шлягер.

       Он начинался с речитатива, о котором мало кто знает:

       «Знаменитый цирк Чинизелли, Жаклин Моруа, смертельный трюк на проволоке. Свободный театр господина Телятина, трагедия Вильяма Шекспира “Антоний и Клеопатра“. Книжная лавка господина Семенова, увлекательный эротический роман “Анна Каренина“. Синематограф в читальне, комедия в трех частях "Убийство в штате Оклахома" с блистательной Мэри Пикфорд, а также цыганский хор под управлением Эраста Рабиновича».

       Далее шла сама песня под гитару: запевы – перебором и вальсом, припевы (каждое второе четверостишие) – цыганочкой и босановой.

А здесь – ни наводнений, ни пожара,
И также безмятежна синева,
И под конюшню отдана хибара
С заносчивым названьем «Синема».

Ах, милый городок счастливых нищих,
Их не тревожат войны и века.
Но вдруг – печаль в немыслимых глазищах
Молоденькой жены зеленщика.

Ну, кто сказал, что все это не враки
И что сегодня в этакую рань
Столичный клоун в белом шапокляке
Заглянет снова в вашу глухомань?

А ты его когда-то целовала,
С ума сойти, и, кажется, при всех...
Моя любовь, моя провинциалка,
Второй сезон отмаливает грех.

А твой дотошный муж – смешон и жалок,
Бросал на сцену деньги и цветы.
Известно, что мужья провинциалок
Искусство ставят выше суеты.

Как ты была тогда неосторожна,
Как ты не осмотрительна была.
Тебе его хохочущая рожа
И год спустя по-прежнему мила.

Он постарел, с него вовсю летела пудра,
И он изящно кланялся толпе,
И наступило нынешнее утро,
И он исчез, не вспомнив о тебе...

А утро было зябким, как щекотка,
И голосили третьи петухи,
И были так нужны стихи и водка,
Стихи и водка, водка и стихи...

       У меня запись этой песни появилась весной 1969 года. Я ее выучил и распространял как мог в небескорыстных целях. Сам же Качан отказался от исполнения «Провинциалки», о чем сообщил в интервью Нателле Болтянской уже в XXI столетии. Причины он не назвал. Возможно, для аудитории семидесятых сей шлягер был чересчур откровенным.

       Мы в своей студенческой компании часто пели хором «Провинциалку» в доме, построенном некогда для актеров театра Вахтангова. Поэтому песню эту знали соседи, такие, как Марк Минков и Рубен Симонов – внук большого Рубена. Он тоже принялся ее пропагандировать…


       Я видел несколько раз Леонида Филатова в театре и однажды, пьяненького, у театра, когда он пытался через служебный вход пробраться на премьеру «Мастера и Маргариты» в 1977 году, чтобы поглазеть на свою возлюбленную, а впоследствии жену Нину Шацкую. Но его не пустили – Любимов не велел.

       Я видел его в кино как актера и режиссера. На мой взгляд, поэтический дар был наиболее важной составляющей его таланта.

       Мне довелось бывать на концертах Владимира Качана, на премьере «Трех мушкетеров» Марка Розовского в ТЮЗе (1974), где Качан исполнял зонги Максима Дунаевского на стихи Юрия Ряшенцева, по-моему, лучше, чем позднее Михаил Боярский в соответствующем фильме.

       Я присутствовал на 85-летии Леонида Утесова в Театре эстрады в 1980 году. Ведущими были Владимир Качан и Алла Азарина (почти забытая). Качан на этом вечере исполнил две песни на стихи Леонида Филатова – «Горько плачет полицай» и «Бизоны». На «Полицае» Утесов всплакнул…

       Многое можно еще рассказать об авторах «Провинциалки», ушедших с этой планеты, но сохранивших свои имена в нашей памяти, однако пространные формы мне плохо даются. Думаю, что совместное творчество Филатова и Качана оказалось главным достижением в жизни каждого из них.

19.05.2021


Рецензии