Письма из прошлого

          Я вас любил так искренно, так нежно,

          Как дай вам бог любимой быть другим.
                А.С. Пушкин

        Поезд Ленинград  - Челябинск  давно разлучил меня с Галей. Остались ее ласковые, нежные   письма, которые многие годы путешествовали со мной.  Они мне дороги. Это моя студенческая юность. Конверты «АВИА» с маркой достоинством  6 копеек и блеклыми  штампами отправления и прибытия пожелтели, выцвели, имели местные разрывы. Они около недели летели  с  Казахстана  до города на Неве. Все конверты вскрыты  верхним разрывом клапана,  чувствовалась нетерпеливость получателя.
       Текст писем   написан шариковой ручкой  на двойных листах в клеточку, вырванных из ученической тетради. Округлые буквы средней величины с существенным наклоном вправо составляли слова, уложенные в ровные строчки.  Они складывались в бесхитростные короткие предложения.  Чернила потускнели, но текст читался сполна. В два конверта Галя вложила вырезки из местной газеты,  на них красовались  достопримечательности города Кустанай.
        Последние годы все письма хранились на чердаке  родительского дома, в моем архиве. Периодически я просматривал свой архив и читал отдельные письма, заметки, дневниковые записи. Некоторые  дневниковые записи использовал при написании  рассказов.
        В 2020 году в мире и стране бушевали вирусные эпидемии. В этом году я, жена Валентина, дочь Дина ее дети Егор, Леша и маленькая Танечка   с апреля по сентябрь проживали в деревне в родительском доме. После майских праздников к нам присоединился внук Саша, сын первой дочери Надежды. В выходные дни семья увеличивалась, приезжали на своих машинах зятья. В свободное время  от работы на огороде,  я разбирая архив,   вновь перечитал все письма от Галины. Их оказалось 26, шестнадцать писем пришли из Кустаная, десять с Карелии.
    Первый год учебы в горном институте для меня был самым  трудным. Почти весь сентябрь первый курс горных механиков выполнял хозяйственные работы на территории института: копали траншею под  силовые кабели, выносили мусор из четырехэтажного здания, освобождали комнаты этого дома  от старой мебели, очищали от строительного мусора внутренний скверик. В конце месяца нашу группу отвезли в совхоз «Детскосельский» на уборку корнеплодов: картофеля и моркови.
      Я почти месяц не получал писем из Кустаная. В своих письмах писал.
   « Я люблю тебя, без ума люблю!
     О тебе одной думы думаю,
     При тебе одной сердце чувствую,
     Моя милая, моя душечка».
                Д. В. Давыдов
     Письма Гали  шли  на адрес горного  института:
                « Люблю тебя я страстно                И сердцем и душой.                Вздыхаю очень часто                И мучусь тоской».
    Начались студенческие будни, омраченные проживанием  на турбазе Кавголово. Около двух часов я тратил на поездки от института до турбазы: автобус, трамвай, метро до Финляндского вокзала  затем электричкой. Институтские занятия я посещал регулярно, но подготовка к ним была нерегулярной, хаотической. Возникли проблемы с аналитической алгеброй и начертательной  геометрией.
   Трудно складывались  у меня отношения со студентами в группе. Я, как деревенский парень,  не понимал многие заботы, переживания и намерения городской питерских студентов, которые держались в группе  особняком.  Псковский говор сидел во мне прочно. За спиной слышал смешки в свой адрес, что смущало и раздражало меня.
    Студенты первокурсники, оторвавшиеся от опеки родителей, по вечерам устраивали в комнате турбазы  в складчину вечеринки.  На закуски денег не хватало.  Они стали чистить местные дачи, воровать соления и варения, заготовленные дачниками  впрок.
     В эти сложные времена добрые письма Гали помогали мне выстоять, не поддаться низменным соблазнам.
« О тебе милый соскучилась, просто ужас. Иногда кажется, что  ты мне приснился». Читал я в послание из Казахстана, а также:
      «Я люблю тебя очень,
       И в мечтах о судьбе
       Этой звездной ночью
       Я пою о тебе» .
                С.  Островский.
    Добрые тетушки Майоровы на время  приютили меня.  Доброжелательная, спокойная обстановка, а также целеустремленность и усидчивость позволили мне  ликвидировать задолжности по начертательной геометрии и получить  допуски по всем предметам, сдаваемым   в первую  студенческую  сессию.
     Подготовка к  экзаменам,  новогодний праздник, экзамены отодвинули любовные переживания, терзания на второй план.   Первых два экзамена сдал на хорошо и отлично, но по высшей математике получил « неуд». Неправильно решил задачу, запутался в устном ответе, отвечая на второй вопрос.  Четвертый экзамен сдал с первого раза  на хорошо. Всем кто не сдал один экзамен в срок,  продлили зимнюю  сессию.
     В течение нескольких дней вставал и ложился с конспектами и книгами по математике.  Я старался  не только  запомнить множество формул, а  также понять их смысл.
      Накануне повторного экзамена по высшей математике получил долгожданную весточку от Галочки. В нем она сообщила, что перед Новым годом  с работы ее отвезли  в городскую больницу, поместили в операционную палату. Операция по удалению аппендикса  прошла успешно, но сохранились слабые боли в области желудка.
 «Я тебя очень люблю, очень люблю, но лучше эти слова я скажу тебе, когда ты будешь рядом, близко».
    «Я сказала тебе не все слова,
   Растеряла я их на полпути.
   Я сказала тебе не все слова –
   Их так трудно найти».
                В. Карпенко.
     Подбадривая меня, Галина писала: « Не унывай, всегда будь веселым, тогда легче жить. Смотреть на жизнь нужно проще. Попробуй! Поступай так и ты убедишься, что я тебе сказала правду».
     Улучшилось внутреннее настроение. Спокойный, уверенный в своих знаниях я на экзамене по математике вытащил билет номер десять. Решил уравнения,  ответил на второй и третий вопрос  билета.  В мою  зачетку доцент Лобазин поставил хорошо.
    Во втором полугодие я не получал стипендию, так как не своевременно сдал экзамены. Для меня это полугодие было  также сложным и тяжелым и прошло в напряженной учебе.  У  Майоровых на коридоре коммунальной  квартиры стоял телефон. В письме Галя просила позвонить ей.
   « Без тебя проходят дни
   Что  со мною, я не знаю,
   Умоляю – позвони,
   Позвони мне, заклинаю,
   Дотянись издалека».
        Р. Рождественский.
    Дважды состоялись телефонные  разговоры. При этих переговорах  очень быстро заканчивалось заявленное время. «Девушка, пожалуйста, продлите время   разговора»- кричал я  в телефонную трубку    диспетчеру. «Ваше время истекло» - слышал в ответ. Связь была отвратительной, помехи и шумы поглощали целые фразы. Наше общение по телефону не  привело к душевному равновесию.
      В письмах  Галина  просила приехать на летние каникулы  в город Кустанай.  «Жду тебя, приезжай. Очень соскучилась. Вспоминаю тебя каждый день». В тоже время Галя сообщила мне в письмеце, что у нас разные понятия о дальнейшей нашей жизни.  Для меня в данное время главным было продолжение учебы в институте. В редкое свободное время читал художественную литературу. Книги получал в институтской библиотеке, имеющей огромный выбор книг отечественной и зарубежной литературы.
    Всем известно, что девчонки взрослели раньше парней. Они лучше решали всевозможные житейские проблемы. Их прагматизм быстро  вытеснял юношеские возвышенные иллюзии. Я же желал переделать мир, заразить всех справедливостью, добротой и любовью. Считал, что такой Мир принесет всем счастье.
     « Не спеши моя красавица, постой:
      Мне не просто побеседовать с тобой,
      Оберни ко мне прекрасное лицо,
       Есть к тебе заветное словцо:
      Скажи,  любишь ли ты меня
      И каким кажусь тебе я».
                В. Панаев.
Написал я в очередной грамотке.
    В апреле 1968 года институт выделил мне место в общежитии. Поселили меня со старшекурсниками, которые  постоянно работали, писали дипломные проекты. В апрельском письме я подробно описал студенческую жизнь в общежитие.  На тот момент она казалась мне отвратительной, мало устроенной в бытовом плане, с  постоянным шумом на коридоре и ночной  подготовкой к занятиям.
  В компании однокурсников мы посетили танцы в доме культуры. Поведение молодежи на них отличалось от школьных, деревенских вечеров.  В письме я  нелестно отозвался о девчатах,  которых встретил в доме культуры.
      Галина убеждала меня: «Что все мы разные. Есть женщины, но вокруг много скромных, застенчивых девушек».
         «Ты только не пройди,
          В глаза мои взгляни.
          Взгляни, и ты не будешь жалеть
          И тысячу лет станешь смотреть».
  Майская весна нарядила природу в зеленые цвета. Молодость выгоняла нас из квартир на улицы городов. 
   Галя  в письмах сообщала  о друзьях и подругах, о прогулках с  ними за городом в  лесных посадках и парках города. Она просила приехать к ним в Кустанай во время летних каникул.
       « Поспешай ко мне любезный!
         Ты почувствуй скорбь мою».
   В ответном послании известил Галочку о том, как провел майские праздники.
   С утра зарядил холодный косой дождик. К вечеру ветер угнал темные тучи за город. Выглянувшее солнце осветило мостовые, набережные, здания, которые приобрели чистый праздничный наряд. Улицы наполнились гуляющей публикой. Наша компания, состоящая из трех парней и трех девчат  однокурсников,  прохаживалась по набережной «Лейтенанта Шмидта», веселясь, фотографировалась у Сфинксах.  Одну из фотокарточек отправил Гале.
   Вскоре прилетела весточка от Галочки.
      « Милый с тобой мы увидимся скоро
      Я размечталась над любимым письмом».
                И. Арский.
      Лекционные занятия в институте окончились в начале июня. К предстоящим экзаменам в основном готовились на природе в скверах и парках Ленинграда. Это сессия прошла успешно. Все зачеты и экзамены сдал с первого раза.  Впереди была производственная практика, которая проходила в мастерских института и на предприятиях города. Со сроками поездки в Кустанай я откладывал, так как не имел финансовых возможностей. Просить деньги у родителей на это путешествие я не решался. Они отрицательно относились к моей любовной привязанности. В течение двух недель подрабатывал на стройке, но этих денег оказалось недостаточно.
    В середине июня     получил телеграмму: «Встречай  23 июня поезд Челябинск вагон 9. Галя».  Галине  предоставили на работе  отпуск, который она  решила   провести в гостях у родного дяди в Карелии.   В городе на Неве она  собиралась быть   проездом.
       Встретил Галочку на перроне у поезда. Прошла встреча  как-то буднично, прохладно. Галя повзрослела, похорошела. Передо мной стояла прекрасная девушка с длинными волнистыми волосами, спадающими на плечи. Ее стройная фигура с тонкими и правильными чертами лица привлекала меня своей девичьей красотой, но на лице присутствовала вынужденная, усталая улыбка. Не светились волшебным, любовным светом глаза. Данное поведение я расценил, как усталость после  длинной дороги. На трамвае доехали до общих родственников,   оставив Галю у них,  отправился в мастерские института.
   Работа в мастерских не ладилась, день, как на грех, тянулся медленно. На свидание с Галей летел на крыльях любви, не замечая ничего кругом. Гуляли с ней по Большому проспекту, рассказывая друг другу о прожитых  в разлуке месяцах.  Было ветрено и знобко. С тополей летел пух.  Ветер носил его по асфальту дорог и тротуаров. Галя избегала говорить о любви. Я откладывал этот  разговор  на будущее.
    Год разлуки нас не сблизил, но обогатил многими новыми впечатлениями, переживаниями. Мы на год стали взрослее. Впереди у меня были четыре года учебы в институте. В четвертом квартале  мать, брат Гали Володя и Галочка  переехали на жительство в Карелию. Иногда мы писали друг другу письма, но в них отсутствовала былая теплота, душевность. Они не заканчивались как прежде: «Целую крепко, крепко. Твоя Галочка».
      В одном из писем, разговаривая со мной, она   писала.
          « Когда – нибудь, но не теперь
           Придет любовь, чтоб стать судьбою.
           Придет как ливень, как метель,
           Все, заслонив вокруг собою».
                Л. Дербенев.
              « Ни что на земле не проходит бесследно
                И юность ушедшая все же не бессмертна.
                Как молоды мы были,
                Как молоды  мы были,
                Как искренне любили,
                Как верили в себя»!
                Н. Добронравов.
   Теперь письма все дальше отделяли  нас друг от друга, Наши взгляды на многие жизненные вещи стали диаметрально противоположными.
     Прошли годы, но светлый образ Галочки остался со мною в моей душе и  памяти.
            «Думал я разлука поможет
            От любви твоей мне уйти
            Шли годы …. Но образ твой все же
            Был со мной неразлучен в пути».
                Г. Регистан.



   Май 2021                Алексей Иванов – Уситовский  2.



   
 
      


Рецензии
Красивая попытка сберечь несуществующее...
С уважением,

Евгений Карпенко   14.01.2022 09:25     Заявить о нарушении
Согласен, а также ностальгия о прекрасном.
С уважением , творческих успехов. Алексей

Алексей Иванов-Уситовский 2   15.01.2022 09:38   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.