4. 1. Тифлис. Эриванская площадь

         
http://proza.ru/2021/05/20/1069

        Спалось хорошо, приятный сон воспоминаний окутал великого художника, и он с удовольствием предавался картинам, пролетавшим в его голове.

         Итак, Иван Константинович, устроившись в гостинице, решил выйти осмотреться, но весть о приезде великого мариниста уже распространилась по городу. Раздался стук в дверь и на пороге появился лысоватый с усами и аккуратной бородкой полноватый мужчина в тёмных шерстяных штанах, довольно длинном, доходившем до колен архалуке из сатина и в белой рубашке.

- Уважаемый, Иван Константинович, к вашим услугам Гавриил Иванович Тамамшев. Мне о вас рассказывал ещё генерал – фельдмаршал, светлейший князь Воронцов Михаил Семёнович, да и кто Вас не знает! - я готов побыть с вами в роли сопровождающего и показать наш город, - закончил приветственную речь известный меценат и благотворитель города Тифлиса.

         Для нашего читателя немного расскажем для понимания об этом человеке:

         «Семья армянских купцов Тамамшевых была известна еще со времен грузинского царя Георгия XII. При дворе они занимались торговлей и обеспечением. А в XIX веке уже были состоятельными людьми и входили в число купцов первой гильдии Российской империи. Это звание давало им право самостоятельно торговать не только внутри страны, но и за ее пределами. В тридцатые годы XIX столетия Гавриил Иванович Тамамшев уже был почетным гражданином города Тифлиса и кавалером ордена Станислава третьей степени В сороковые годы XIX века на деньги Тамамшева был построен самый большой на Кавказе военный госпиталь. Кроме этого он был единственным поставщиком провианта для войск Кавказского корпуса. Когда в середине XIX века появилась идея создания на Кавказе первого культурного центра, по инициативе графа Михаила Воронцова было решено построить в Тифлисе театр. Единственным меценатом, кто решился вложить средства в это дело и взять всю ответственность за строительство, оказался Гавриил Тамамшев».

         Назвать генерал – фельдмаршала и не рассказать о нём было б, конечно тоже не верно, поэтому несколько слов об этом человеке. Воронцов Михаил Семенович (19 (30) мая 1782 - 6 (18) ноября 1856) - государственный деятель, генерал-фельдмаршал, светлейший князь с 1852 года. Родился в Санкт-Петербурге. Сын дипломата графа Семена Романовича Воронцова и Екатерины Алексеевны, урожденной Сенявиной. Детство и юность провел в Англии, где получил блестящее образование. С 1803 года служил в войсках на Кавказе, затем участвовал в Прусском походе, в войне с Турцией 1810-1811 годов. В Отечественной войне 1812 года командовал дивизией. В сражении под Бородино был тяжело ранен и отправлен на лечение в свое имение во Владимирской губернии. Воронцов взял с собой на излечение около ста пятидесяти человек раненых офицеров и рядовых своей дивизии. В 1813-1815 годах продолжал участвовать в военных кампаниях, в 1815-1818 годах командовал русским оккупационным корпусом во Франции.

         С 1823 года Новороссийский генерал-губернатор и наместник Бессарабской области. За время своего губернаторства ввел много новшеств, касающихся развития промышленности, сельского хозяйства, торговли и пароходства, просвещения. Передал в дар городу Одессе свою огромную библиотеку. Открыл множество учебных заведений, как гимназий, так и институтов.

         В войне с Турцией 1828-1829 годов Воронцов вновь принял участие как непосредственно в военных действиях, так и в снабжении русской армии провиантом. В 1844 году Воронцову была вверена должность наместника Кавказа с неограниченными полномочиями. В результате его умелых действий к России была присоединена значительная часть Кавказских территорий. Мирной гражданской деятельностью граф стремился устранить племенную вражду и укрепить культурные связи кавказцев с Россией.

         В 1845 году М.С. Воронцов был возведен в княжеское достоинство, а в 1852 году – ему пожалован титул светлейшего. Кавалер всех российских орденов.

         Лев Николаевич Толстой писал о князе: «Воронцов Михаил Семенович, воспитанный в Англии, сын русского посла среди русских высших чиновников был человеком редкого в то время европейского образования, честолюбивый, мягкий и ласковый в обращении с низшими и тонкий придворный в отношении с высшими. Он не принимал жизни без власти и покорности».

- Иван Константинович Айвазовский, - с улыбкой представился великий художник меценату города, - очень приятно! С удовольствием с вами пройду по городу для знакомства.
- Великолепно, Иван Константинович! Жду вас внизу в фойе гостиницы, - ответил Тамамшев.

         Выйдя на площадь, пошли по её периметру, рассматривая достопримечательности. А Гавриил Иванович, жестикулируя руками стал показывать и энергично рассказывать художнику, представляя окружающие постройки.

- Рядом с гостиницей, уважаемый Иван Константинович, здание Штаба Кавказской армии, вот оно с левой стороны с башенкой и часами, а на другой стороне улицы смотрите, Европейские меблированные комнаты видны справа отсюда и сразу начало Дворцовой улицы, которая начинается - вон сразу за зданием Штаба.
- А это у нас здание отделения полиции, в котором располагается канцелярия старшего городского полицмейстера. В башне, возвышавшейся над зданием установлен колокол, в который бьют в случае серьезного происшествия.

        В дальнейшем, дорогой читатель, когда здесь разместилась городская управа, колокол убрали, а башню украсили, знакомыми всем горожанам и вам, если вы бывали в Тбилиси, часами. Реконструкция этого здания проводилась в несколько этапов и была завершена в 1886 году. Автором проекта реконструкции фасада был известный архитектор П. Штерн. Внутренние интерьеры сделаны по эскизам не менее известного архитектора А.Г. Озерова. Следуя законам градостроительства, в дальнейшем, ни одно здание на площади не было построено выше Городского Дома, как тогда его называли.

        Но мы с вами отвлеклись, а наши герои не спеша шли по тротуару дальше, знакомясь с застройкой центра города. Гавриил Иванович Тамамшев продолжал экскурсию, ему очень импонировало, что, проходя по площади с Айвазовским, того издали узнавали и проходя кланялись и здоровались с ними, а он шёл, как никогда, с важным видом на глазах прохожих, от сознания того, что знаком с великим маринистом и имеет честь показывать знаменитому на весь мир художнику свой город, рассказывать о его строительстве и своём немалом вкладе в благоустройстве Тифлиса:

- А это караван – сарай, который я выстроил по предложению Михаила Семеновича Воронцова, - бойко рассказывал Тамамшев, - Михаил Семенович придавал огромное значение культурному сближению народов Кавказа с Россией и всячески способствовал любым начинаниям в этой области. Он стал инициатором и учредителем первого в городе драматического театра, которому предоставил место в своем дворце. Театр открылся 20 сентября 1845 года. Но скоро стало понятно, что городу необходимо постоянно действующее театральное помещение. Построить его на казенные средства тогда не представлялось возможным и Воронцову необходимо было найти частное лицо, готовое вложить деньги в это новое для города начинание. Какую выгоду может принести театр, тогда ещё было не понятно, потому предполагалось, что помещение должно содержать в себе и коммерческую составляющую. Немного странное сочетание театра и торгового центра было продиктовано именно этой идеей. И вот я взялся претворить её в жизнь.

- А давайте пройдем с вами в караван – сарай, посетим театр, и я вам немного расскажу о нём! – продолжал разговор Тамамшев.

        Они прошли в красивое здание по средине площади.

- Ещё недавно, - рассказывал меценат, - на этом месте по осени стояла грязь по колено, пустырь с оврагами, через которые были перекинуты деревянные мостки. Ни мостовой, ни тротуаров не было. На площади торговали дровами и сеном, а по воскресеньям здесь открывался, так называемый мелочный базар, проще говоря, городской «блошиный рынок», который, надо признаться, Иван Константинович, по выходным работает и сейчас, так что если вам интересны какие мелочи, то здесь можно походить и найти много красивых старинных вещиц. (Базар был закрыт лишь в 1884 году и перенесен на Верийский спуск, где просуществовал многие годы).

        Двигаясь по коридору с комнатами магазинов, Айвазовский и Тамамшев иногда останавливались, общались с продавцами. Айвазовского сразу узнавали, то и дело предлагая в подарок различные товары, которыми торговали. Тамамшев появлялся то с одной стороны художника, то с другой, рассказывая и показывая расположение караван – сарая и нахваливая в том числе и себя, как мецената здания.

- А Торжественная закладка здания состоялась 15 апреля 1847 года. Я пригласил автором проекта итальянского архитектора Дж. Скудиери (Джованни Скудиери — русский архитектор итальянского происхождения. Работал в Одессе, в Грузии. В России был известен как Иван Борисович Скудьери), - увлечённо рассказывал Тамамшев, - Джованни использовал в своей работе мотивы базилики архитектора А.Палладио, построенной в городе Виченца, - и остановился будто, что – то вспоминая.
- Как видите, Иван Константинович, в проекте были предусмотрены и кирпичные мостики для экипажей, подъезжающих к театру. Художественное оформление интерьеров осуществил художник князь Григорий Гагарин. Он избрал арабские мотивы в оформлении внутреннего убранства театра, и они оказались весьма удачными. Для выполнения лепных работ мною были приглашены лучшие персидские мастера. Театр у нас занимает верхний этаж здания и рассчитан на семьсот мест! – воскликнув от гордости, чуть ли не прокричал купец.
- Это торговый центр, он располагается на нижнем и двух подвальных этажах, и включает двести шестьдесят шесть различных торговых помещений. Но в подвал мы с вами спускаться не будем.

         Помогая меценату, мы добавим, что строительством руководили архитекторы всё тот же Джовани Скудиерри и Белой, инженер-полковник Сонин и представители городской администрации.

- Сейчас поднимемся, наш дорогой гость, на верх, и вы всё увидите сами. Айвазовский и Тамамшев прошли по торговым рядам первого этажа и поднялись на второй этаж в театр, а меценат города продолжил рассказ:

- В день открытия караван - сарая был проведен и благотворительный карнавал, на котором были собраны деньги в пользу Тифлисского женского учебного заведения святой Нины, первой на Кавказе женской гимназии, открытой в 1865 году, во многом благодаря усилиям Великой княгини Ольги Федоровны.

         Для удобства наших читателей, чтоб они не рылись в интернете в поиске данных, мы как всегда предоставляем свою информацию: Цецилия Августа, принцесса и Марк графиня Баденская родилась 20 сентября 1839 года в Карлсруэ, Баден в семье великого герцога Баденского и Софии Вильгельмины Шведской. После принятия православия, принцесса Баденская получила имя Ольги Федоровны и титул Великой Княгини. В августе 1857 года, восемнадцатилетняя Ольга вышла замуж за младшего сына Российского императора Николая I, Михаила Николаевича. Ей было всего двадцать три года, когда она приехала в Тифлис вместе с мужем и тремя маленькими детьми. Великий князь Михаил Николаевич был назначен Наместником русского императора на Кавказе в 1862 году и прослужил на этом посту до 1881 года.
 
        Уже через год, под покровительством Ольги Федоровны, был образован Совет общества Святой Нины, в котором она стала председателем. Благотворительное общество заботилось о воспитании и образовании девочек по всему Кавказу. Особое внимание уделялось детям из бедных семей и сиротам, которые получили возможность обучаться в начальной школе, а многие и продолжить образование. Кроме того, Ольга Федоровна стала Августейшей покровительницей Общества распространения христианства. В 1865 году, во многом благодаря её усилиям, в Тифлисе открылась, как рассказывал выше великому маринисту Гавриил Тамамшев, первая на Кавказе женская гимназия, получившая впоследствии имя Великой княгини Ольги Федоровны – Ольгинская. Следом, открылась прогимназия. За несколько лет число учениц в этих учебных заведениях выросло до тысячи. Гимназия содержалась на деньги Ольги Федоровны. За обучение девушек из состоятельных семей взималась плата в сто пятьдесят рублей в год, тогда как нуждающиеся ученицы, при хорошей успеваемости и поведении, освобождались от платы и даже получали стипендию.

        В начале семидесятых годов XIX столетия, открылся Повивальный институт, который также состоял под Августейшим покровительством Ольги Федоровны и потому не случайно назывался Закавказским Ольгинским Повивальным институтом.
В 1877 году началась русско-турецкая война. Великий князь Михаил Николаевич был назначен Командующим войсками, а Великая княгиня Ольга Федоровна взяла на себя заботу об отбывающих на войну и раненных солдатах. Она стала покровительницей Общества Красного Креста на Кавказе. Интересно, что всех военнослужащих, проходящих через Тифлис на эту войну, Ольга Федоровна принимала у себя, в Дворцовом саду (на Головинском проспекте), где были накрыты столы с угощением и она сама подавала солдатам чай, сахар и булки. Приемы продолжались по два часа, одновременно на них присутствовало двести - триста солдат и офицеров. Через Дворцовый сад ушли на войну больше десяти тысяч человек. Забота о раненых, обеспечение госпиталей самым необходимым, стало для Ольги Федоровны главным делом во время войны. Она постоянно следила за тем, чтобы Общество Красного Креста имело всё необходимое для ухода за раненными и даже приобрела на свои деньги полевой аптечный фургон с медикаментами и хирургическими инструментами на двести человек.

        В 1878 году, благодаря усилиям княгини Ольги, в Тифлисе открылось ещё одно учебное заведение - 2-я Великой княгини Ольги Федоровны женская гимназия. Почти двадцать лет прожила на Кавказе Ольга Федоровна, четверо из её семи детей, родились в Тифлисе. В 1881 году семья вернулась в Петербург. Ольга Федоровна оставила о себе добрую память на Кавказе и до конца дней тепло вспоминала годы, проведенные в Тифлисе. Она продолжала заниматься благотворительностью, не обходя вниманием ни одно прошение, которое попадало в её руки. В 1891 году, на пятьдесят первом году жизни, Великая княгиня Ольга Федоровна скоропостижно скончалась от сердечного приступа. Похоронена она в Петербурге, в Петропавловском соборе. В её честь одна из улиц Тифлиса была названа Ольгинской.
Войдя в театр, Иван Константинович был поражён его красотой.

– Иван Константинович, хотел бы вам поведать интереснейший факт о театре, - в этом театре бывал и Александр Дюма, посетивший Тифлис в 1858 году,- старался удивить художника Тамамшев, - будучи в театре Дюма воскликнул: «Зал – это дворец волшебниц, без зазрения совести скажу, что зал Тифлисского театра – один из самых прелестных залов, какие я когда-либо видел за мою жизнь».

         Небезынтересно нашим читателя, наверное, будет узнать, что несколько месяцев на сцене нового театра поочередно выступали русские и грузинские драматические труппы, но уже к концу года, заведующий репертуарной частью нового театра В.Сологуб, начал переговоры с итальянской оперной труппой, с тем, чтобы она выступила в Тифлисе.

         Самое активное участие в этом начинании принял лично М.С.Воронцов. Наконец, контракт был заключен и 9 ноября 1851 г. на сцене Тифлисского театра впервые прозвучала опера Г. Доницетти «Лючия ли Ламмермур». Жители Тифлиса получили возможность познакомиться и с другими произведениями оперного искусства в исполнении итальянских артистов. Жители Тифлиса оказались созданными для театра. Увлечение горожан оказалось настолько сильным, что руководство театра решило сформировать свою оперную, а затем и небольшую балетную труппы. Однако, основной труппой долгие годы оставалась итальянская.

         Закончив осмотр театра Гавриил Иванович пригласил Айвазовского выйти на площадь, спросив, при этом:

- Наверное я вас уже замучил своими рассказами, Иван Константинович?
- О нет, мой дорогой, всё очень – очень интересно!
- Тогда я приглашаю вас пройтись на Армянский базар, оттуда замечательный обзор на Метехскую церковь и крепость Нарикала, это наши самые древние и святые места.
(Продолжение следует: http://proza.ru/2021/05/21/803
 Полностью можно прочитать в Литрес, набрать Александр Смольников)


Рецензии
Александр, с добрым утром!
К сожалению, не была в Грузии,а поэтому о Тбилиси особенно интересно читать.Вчера начала читать эту часть.
Александр, вслед за Иваном Константиновичем воскликну :"... всё очень – очень интересно!".

Читаю медленно, поскольку много неизвестных для меня исторических фактов, прочитав, возвращаюсь к прочитанному. Поразила биография великой княгини Ольги Фёдоровны,сумевшей так много сделать за свою не столь длинную жизнь.

О достоинствах книги писала ни раз, одно из главных- знаменитые исторические деятели оживают под вашим пером. Так, например,характер и личность мецена Тифлиса -Гавриила Ивановича Тамамшева зримо оживают.

Повесть об И. К. Айвазовском расширяет моё представление о жизни не только великого мариниста,но и исторически расширяет временные рамки повествования.
СПАСИБО! Удивляюсь, что мало читателей книги. А я, как всегда, нажимаю зелёную кнопочку.

С осенним приветом и добрыми пожеланиями,

Светлана Весенняя   26.10.2021 09:13     Заявить о нарушении
Спасибо большое, Светлана!Я рад, что Вам понравилось! Я вообще в процессе изучения материала и написания был поражён какие были у нас царские особы, Великие князья,как их готовили с малолетства к предназначенной им роли, сколько они делали для России! В ЛитРес более интересно, там много иллюстраций по ходу прочтения, здесь я не стал опубликовывать кое - что из Айвазовского, например, о лучших его картинах, т.к. читать и не видеть, это не то. А в Тбилиси я бы советовал побывать, как и вообще в Закавказье в Ереване, Баку.Будет много впечатлений. В Армению туры очень дешёвые. С уважением, АВС.

Александр Смольников   26.10.2021 10:33   Заявить о нарушении
Александр, да, путешествовать интересно. Конечно, хочется познакомиться с Кавказом. Но в нынешних условиях боязно что-то планировать.
Звучащее часто слово "локдаун" рифмуется со словом "шлагбаум".)))

Надо зайти на сайт, где эта повесть с иллюстрациями И. К. А..

Светлана Весенняя   26.10.2021 11:51   Заявить о нарушении
Да, Светлана, тут вы правы - шлагбаум!

Александр Смольников   26.10.2021 15:24   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.