К вопросу отрытия Хозарии

                Трем девицам : Ариэль Рэбл, Лизе Тицкой и Ребекке Кроу
     Выбив в Дербентском Совнархозе полуторку, мы тронулись к Федот Степанычу на пойму тюльни, по пути отмечая многочисленные бэровские барханты, утяжелившие привычные в архитектуре барханы каркасностью произведенных в доисторическую эру работ неизвестных еще науке племен. Федот Степаныч, обладавший единственной в районе Кавказского края лодкой с веслом, прошлой зимой списывался с моим научным руководителем профессором Абрикосовым по поводу дальнейшего углубления русла Сакмарки земснарядом, в связи с чем Эрмитаж и вынужден был пойти на незапланированные траты по найму полуторки, выделив нашей экспедиции подсобного студента - разнорабочего из Горной академии имени Эдварда Грига.
     - Вот где водится торк, - негромко продекламировал я, импровизационно предвидя грядущий триумф экспедиции, - под бархантом мотыжистых сосен. И найдем мы свой толк с проком исторических весен. Мы кайлом и лопатой добудем хозар, мы отыщем суть слова  " бродник ", дописав хронолыжность татар ...
     - Баржа Р - 33  " Водник " ! - закричал студент Горной академии Рустем Шлипенко, держась за борт полуторки. - Ишь, машет.
     Мы тоже посмотрели в направлении поймы тюльни, увидев мощно взревывающий хлопающей парусиной баркас - дебаркадер, тянучий мускульной силой вольнонаемных киргиз - кайсак. " Земснаряд ", - подумалось мне, но я ошибался. На берегу стоял мужчина в клетчатой рубашке и сапогах. Это и был Федот Степаныч.
     - Прибыли, Лев Николаич, - радостно бросился он к остановившейся полуторке, принимая рюкзаки, - а я уж отчаялся ждать.
     - Отчего же, голубчик ? - улыбался я, спрыгивая на твердую землю. - Эрмитаж - контора государственная, раз решили выслать экспедицию, то непременно вышлют.
     - " Сакмаркаканалдальтрест " тоже не частники, - горестно вздохнул Федот Степаныч, хлопая совнархозовского водителя по руке, - а земснаряд так и не пустили по руслу.
     - Как не пустили ?
     У меня прямо - таки все оборвалось внутри. Без искусственного углубления русла вся наша экспедиция теряла малейший смысл. Конечно, можно было бы повторно изучить бэровские барханты, но после анализа найденных в прошлом году артефактов было ясно, что искать хозарские могильники на высящихся скальных породах бессмысленно. Единственное, что давало хоть какой шанс на нахождение хотя бы глинобитных фундаментов жилищ или гробниц исчезнувшего народа, это именно донные отложения, вычерпываемые земснарядом.
    - Так а это что за баржа ? - спросил мой заместитель Гирей Дебет Мафусаилов, нервно поправляя очки. - И почему парус с одновременной мускульной тягой ?
    - Аааа, это, - протянул Федот Степаныч и рассмеялся, - это, товарищи ученые, культурный караван - марафон к двадцатилетию вхождения киргиз - кайсацкой орды в дружную семью народов Советского Союза.
    - Действительно, как это я мог запамятовать, - вырвалось у меня. - Осенью тридцать девятого года проголосовала орда тайно и единогласно о вхождении, сразу за Латвией, помнится. Сюда еще Конную армию Буденного направили по просьбам трудящихся в целях, так сказать, помощи колхозному строительству.
    - Подумать только, - задумчиво произнес студент Горной академии, закуривая папиросу, - целая армия пропала в этих песках.
    Я покачал головой.
    - Нет, батенька, и не намекайте. Никто нам не позволит открывать загадки недавней истории. У нас давно уже существует непреложный Гаврилы принцип хронологвистики : все, что моложе пяти веков, относится к политологии, геополитике и идеологии, а это прерогатива Старой площади, не Эрмитажа.
    Гирей Дебет Мафусаилов тяжко вздохнул, вбивая колышки для палатки. Желая утешить приунывших членов экспедиции, я в полной мере воспользовался своим импровизационным даром, вскарабкавшись в кузов полуторки.
    - Вот где водится раххамон - кугыльдым,
    Вот откуда пошли по просторам
    Трактористы шахтеров и Стрелков - бардадым,
    Напевавшие хором.
    - И что же это они напевали ? - мрачно поинтересовался студент Горной академии, натягивая брезент палатки.
    - А это Мацуев изобразит, - ответил я, снова спрыгивая на твердую почву.


Рецензии