Гарни

В Гарни есть остатки крепостной стены, языческий храм, руины христианской церкви, дворца и бань, источник с водой, древнейшие хачкары и холм справа от входа. Под холмом - древние казармы.

На этом месте еще в 3 тысячелетии до н. э. стояла циклопическая крепость. Основное здание храма - Храм Митры. Самое интересное храм Митры. Слово "Митра" является синонимом греческого слова "Гелиос", что означает солнце, бог Солнца.

Языческий храм Гарни (I в н. э), расположен в 28-ми км. от Еревана в долине реки Азат. Храм является единственным сохранившимся на территории Армении образцом древнегреческой архитектуры.

Есть камень с надписью на греческом языке и большим крестом, выбитом в его верхней части, указывает на дату постройки храма и дворца в I веке н. э.

Надпись гласит: "Эллины! Царь Армении Трдат Великий в одиннадцатом году своего правления построил этот замок для царицы и эту крепость неприступную...". Храм вместе с крепостными стенами был разрушен во время землетрясения в 1679 г. 

Рецензия на «Гарни»

Храм Гарни был восстановлен из руин в семидесятых годах 20 века.
Армянский ученый-архитектор Н.Буниатян, считал вероятным, что Гарнийский храм был построен римскими мастерами и художниками, которых привез с собою в* Армению ездивший в Рим для получения царского венца Тиридат I. (Трдат)
См. Н. Буниатян, Языческий храм при дворце Трдата в крепости Гарни, 'Ереван, 1933, стр. 16—18; Н. М. Токарский, Архитектура древней Армении, Ереван. 1946, стр. 15.
Архитектор Н. Буниатян, давший обмеры и чертежи деталей памятника, относил храм ко второй половине I века нашей эры и полагал, что Тиридатом I, привезшим с собой из Рима мастеров и художников, не только был восстановлен город Арташат, но был построен также храм Гарни. К такому же заключению пришли: Лисицян, Абрамян и Токарский, а еще раньше также Тораманян в своих поздних работах. ( Т. Тораманян, Материалы по истории армянской архитектуры, Ереван. 1942, стр. 167 и 174.). Приблизительно такого же мнения придерживаются Смирнов, Буниатян и Лисицян, которые также считают вероятным, что храм в Гарни был построен не местными, а зарубежными или римскими мастерамиСм. (Романов, ук. соч., стр. 650; Буниатян, ук. соч., стр. 18; Лисицян, „Советакан Айастан", 1945, № 20. ).
« Трдат 1 вернувшийся с италийскими мастерами из поездки к Нерону, одновременно предпринял сооружение единственного известного нам языческого храма , развалины которого обычно называют «дворцом Трдата». (Н.М.Токарский «Архитектура древней Армении». Ан Арм.ССР. институт истории.1948г. стр.15).
Вот, что читаем у Тревер;
«Известно также, что в I в. н. э. был построен местными мастерами, при несомненном участии малоазийских или римских строителей, храм в Гарни, свидетельствующий о высоком строительном и скульптурном мастерстве его созидателей». ( К.В.Тревер Очерки по истории культуры древней Армени II в.до н.э.-IVв.н.э. стр.12).
В своем исследовании Тревер пишет: «Как известно, Трдат получил в Риме от Нерона не только дары стоимостью в 50 миллионов денариев и разрешение восстановить Арташат, но и ;;;;;;;;;;;. . . ;;;;;;; 'многих мастеров [или ремесленников]’. Но Трдат захотел увезти еще и других мастеров, ;;;; ;; ;;; ;;;;;;; ;;;;;; 'склонив их к этому деньгами’, однако вывезти их ему не удалось, так как этому воспрепятствовал Корбулон, разрешив отправиться с ним только тем, которые были даны ему Нероном. Группа мастеров и ремесленников, которая выехала с Трдатом из Рима, участвовала, вероятно, не только в восстановлении Арташата, но могла быть привлечена и к работам в Гарни, к постройке Гарнийского храма». ( К.В.Тревер Очерки по истории культуры древней Армени II в.до н.э.-IVв.н.э. стр.71).
На мой взгляд строительство храма было совместным; римско-армянским. Получился он выразительным и лаконичным на фоне окрестного ландшафта.

Томас Арутюнян   16.03.2022


Рецензии
Храм Гарни был восстановлен из руин в семидесятых годах 20 века.
Армянский ученый-архитектор Н.Буниатян, считал вероятным, что Гарнийский храм был построен римскими мастерами и художниками, которых привез с собою в* Армению ездивший в Рим для получения царского венца Тиридат I. (Трдат)
См. Н. Буниатян, Языческий храм при дворце Трдата в крепости Гарни, 'Ереван, 1933, стр. 16—18; Н. М. Токарский, Архитектура древней Армении, Ереван. 1946, стр. 15.
Архитектор Н. Буниатян, давший обмеры и чертежи деталей памятника, относил храм ко второй половине I века нашей эры и полагал, что Тиридатом I, привезшим с собой из Рима мастеров и художников, не только был восстановлен город Арташат, но был построен также храм Гарни. К такому же заключению пришли: Лисицян, Абрамян и Токарский, а еще раньше также Тораманян в своих поздних работах. ( Т. Тораманян, Материалы по истории армянской архитектуры, Ереван. 1942, стр. 167 и 174.). Приблизительно такого же мнения придерживаются Смирнов, Буниатян и Лисицян, которые также считают вероятным, что храм в Гарни был построен не местными, а зарубежными или римскими мастерамиСм. (Романов, ук. соч., стр. 650; Буниатян, ук. соч., стр. 18; Лисицян, „Советакан Айастан", 1945, № 20. ).
« Трдат 1 вернувшийся с италийскими мастерами из поездки к Нерону, одновременно предпринял сооружение единственного известного нам языческого храма , развалины которого обычно называют «дворцом Трдата». (Н.М.Токарский «Архитектура древней Армении». Ан Арм.ССР. институт истории.1948г. стр.15).
Вот, что читаем у Тревер;
«Известно также, что в I в. н. э. был построен местными мастерами, при несомненном участии малоазийских или римских строителей, храм в Гарни, свидетельствующий о высоком строительном и скульптурном мастерстве его созидателей». ( К.В.Тревер Очерки по истории культуры древней Армени II в.до н.э.-IVв.н.э. стр.12).
В своем исследовании Тревер пишет: «Как известно, Трдат получил в Риме от Нерона не только дары стоимостью в 50 миллионов денариев и разрешение восстановить Арташат, но и δημιουργούς. . . πολλούς 'многих мастеров [или ремесленников]’. Но Трдат захотел увезти еще и других мастеров, τους δέ και χρημασι πείσας 'склонив их к этому деньгами’, однако вывезти их ему не удалось, так как этому воспрепятствовал Корбулон, разрешив отправиться с ним только тем, которые были даны ему Нероном. Группа мастеров и ремесленников, которая выехала с Трдатом из Рима, участвовала, вероятно, не только в восстановлении Арташата, но могла быть привлечена и к работам в Гарни, к постройке Гарнийского храма». ( К.В.Тревер Очерки по истории культуры древней Армени II в.до н.э.-IVв.н.э. стр.71).
На мой взгляд строительство храма было совместным; римско-армянским. Получился он выразительным и лаконичным на фоне окрестного ландшафта.

Томас Арутюнян   16.03.2022 14:19     Заявить о нарушении
Огромное спасибо!

Григорий Аванесов   16.03.2022 15:48   Заявить о нарушении