Лютик-ночь. джона голсуорси

Почему в некоторых местах есть такое ощущение, что жизнь всего
одна; не просто долго картинке-шоу для человеческого глаза, но один
дышит, светится, растет вещь, которой у нас нет более важной
частью, чем ласточки и сороки, жеребят и овец на лугах,
на платаны и ясени, и цветы в полях, скалы и
маленькие светлые потоки, или даже длинных кудрявых облаках, а их
мягкие-кричат водители, ветры?

Правда, мы регистрируем эти части бытия, а они-насколько нам известно-
не регистрируют нас; однако чувствовать в тех местах, о которых я говорю, невозможно.
конечно, занятое, сухое, самодовольное чувство бытия-это все, что имеет значение, которое
вообще у нас, людей, так сильно.

В этих редких местах, которые всегда находятся в отдаленной стране, не тронутой
преимуществами цивилизации, чувствуется обволакивающая паутина или
туман духа, чарующий и тоскливый призрак всех исчезнувших
форм, которые когда-то жили там в таком тесном товариществе.


Я прошел со своим рюкзаком двадцать миль, и
так как в крошечной гостинице этой маленькой деревушки не нашлось места, они отправились в путь.
он указал мне на калитку, через которую по тропинке, ведущей вниз
по полю, я попаду на ферму, где смогу найти жилье. В тот момент
, когда я вошел в это поле, я почувствовал внутри себя особое удовлетворение и
сел на камень, чтобы дать этому чувству расти. На старом остролисте, приросшем к
берегу ярдах в пятидесяти от нас, две сороки, очевидно, свили гнездо, потому
что они приходили и уходили, избегая моего взгляда, насколько это было возможно, но
с какой-то тайной уверенностью, которая заставляла чувствовать, что они имеют
давнее право на это жилище.

Вокруг, насколько хватало глаз, не было и ярда ровной
земли; все было холмами и впадинами, давно отвоеванными у
болот; и на фоне далеких складок холмов едва виднелись фермерский дом и крытые
соломой амбары, утопающие среди буков и
темных деревьев, с мягкой яркой кроной солнечного света над всем этим. Легкий
ветерок доносил слабый шорох с тех буков и с
большой липы, которая стояла сама по себе; на этом ветру всегда двигались какие-то маленькие снежные
облачка, очень высокие и мимолетные в этом синем небе.
над. Но больше всего меня поразили лютики. Никогда еще поле не было так
освещено этими крошечными лампами, этими маленькими яркими кусочками цветочного
фарфора из Большой Керамики. Они покрывали всю землю, как будто
солнечный свет падал с неба десятками миллионов золотых
пятен; и поля внизу, вплоть до того места, которое, очевидно, было
ручьем, были так же густы от их необыкновенного тепла и великолепия
.

Он был длинный, низкий
и довольно грустный, стоящий в саду, весь покрытый мхом и лютиками.,
с несколькими рододендронами и цветущими кустарниками, под рядом прекрасных старых
ирландских тисов. На каменной веранде
сидели, тесно прижавшись друг к другу, серая овчарка и очень маленький золотоволосый ребенок
; на мой стук ответила приятная женщина и тихим,
невнятным голосом сказала, что я могу остаться на ночь, и, бросив рюкзак, я
снова вышел.

Через старую калитку под каменной аркой я вошел во двор фермы, совершенно
пустынный, если не считать пары уток, медленно скользивших по желобу в
солнечном свете; и, заметив, что верхняя половина двери конюшни открыта, я вошел.
в поисках чего-то живого. Там, в грубом ящике, на
толстой соломе лежала длиннохвостая черная кобыла с кожей и головой
чистокровной лошади. Она была закутана в одеяла, и лицо ее, рассеченное по
щекам и над глазами, покоилось на обыкновенной человеческой подушке, которую держал
бородатый мужчина в рубашке с короткими рукавами; в то время как, прислонившись к
побеленным стенам, сидело около дюжины других мужчин, совершенно молчаливых, очень
серьезно и пристально глядящих. Глаза кобылы были полузакрыты, и то, что
можно было разглядеть в них, было тусклым и голубоватым, как будто она прошла сквозь сон.
долгое время боли. Если не считать учащенного дыхания, она лежала совершенно неподвижно,
но ее шея и уши были покрыты потом, а
задние лапы то и дело судорожно подрагивали. Увидев меня в дверях, она подняла
голову, издавая странные полулюди шума, но бородатый мужчина сразу же
положил свою руку на ее лоб, и с 'хорошо, мой дорогой-тпру, красавица!'
нажал ее снова вниз, в то время как с другой стороны он взбил
подушки на щеке. И когда кобыла послушно опустила голову, один
из мужчин тихо сказал:
Христианин!', и другие подтвердили, хором, как христианин, как
христианин!'

Он пошел к своему сердцу, чтобы смотреть ее, и я тронулась вниз Колхозный переулок
в старый фруктовый сад, где яблони были все в цвету, с
пчелами ... очень маленькие ... занят на цветы, чьи лепестки падали
на листья щавеля и лютики в траве. Перелезая через
берег в дальнем конце, я очутился на лугу, подобного которому-такого
дикого и в то же время такого пышного-я, кажется, никогда не видел. Вдоль одной изгороди его
извилистой длины тянулась масса розового майского цветка, а между двумя маленькими кустиками росли цветы.
бегущие ручьи изобиловали желтыми водяными ирисами- "кинжалами", как они
их называют; орхидея "ситцевое платье" тоже была повсюду в траве,
и всегда лютики. Большие камни, покрытые желтоватым мхом, были
разбросаны среди ясеней и темных остролистников, а по
буковой роще на дальнем берегу, такой, какую мог бы нарисовать Коро,
бежала девушка, а за ней юноша, который спрыгнул с берега и
исчез. Дрозды, черные дрозды, яффлы, кукушки и еще одна очень
однообразная маленькая птичка пели вовсю; и это, со звуком
ручьи и ветер, очертания скал и деревьев,
цвета цветов и тепло солнца давали ощущение
потерянности в самой дикой природе. Несколько пони медленно подошли с
дальнего конца,-спутанные, цыганоголовые маленькие существа, - уставились на них и снова
ускакали на большой скорости. Это было просто одно из тех мест, где в любой день
Дух всей Природы мог появиться в одном из тех белых промежутков, которые
разделяют деревья и скалы. Но хотя я долго сидел
в ожидании-надеясь-Она не пришла.

Они все ушли из конюшни, когда я вернулся на ферму.,
за исключением бородатой няньки и одного высокого парня, который мог бы быть
"Умирающим галлом", скорчившимся на соломе; и кобыла
спала, положив голову между колен няньки.

В ту ночь я проснулась в два часа и обнаружила, что там почти так же светло, как днем,
и лунный свет проникает сквозь тонкие занавески. И, пораженный
чувством, которое так редко приходит к нам, созданиям рутины, - какой
красотой и странностью мы пренебрегаем, даже не протянув руки
, чтобы ухватиться за нее, - я встал, оделся, прокрался вниз и вышел.

Никогда не было такой ночи ледяной красоты, никогда не было такого сна-покоя.
Ветер стих, и тишина была такой, что едва ли хотелось
ступать даже по траве. С лужайки и полей, казалось
, поднимался туман-на самом деле лунный свет падал на росистые лютики, и
на это призрачное сияние густыми
черными полосами падали тени тисовых деревьев.

Внезапно я вспомнил о кобыле. Как она себя чувствует в эту чудесную
ночь? Очень тихо открыв дверь во двор, я на цыпочках прошла через него. В
ее ящике горел свет. И я слышал, как она издает тот же
полуживотный звук, что и днем, словно удивляясь ей.
чувства; и тотчас же голос бородача заговорил с ней, как
говорят с ребенком: "Ой, моя дорогая, ты достаточно долго
была на той стороне. Ва-ай, мой свейт-ю, тогда пусть старый Джек повернет ю! - Затем послышалась
возня в соломе, глухой стук, этот получеловеческий вздох, и
снова его голос: Старый Джек не
стал бы уртать ю; не больше, чем если бы ю была Королевой! " - Тогда
было слышно только ее учащенное дыхание, да его кашель и бормотание, когда он снова уселся
на свое долгое бдение.


по движению ее головы старик сел, моргая глазами из
-под густых седых волос и бороды. Открыв дверь, я сказал:

"Можно войти

?" Заходи, зурр, если ты в своем уме

, - я сел рядом с ним на мешок. И какое-то время мы молчали,
вбирая друг друга в себя. Одна нога у него хромала, так что приходилось
все время держать ее вытянутой, и вид у него был ужасно усталый, серо-усталый.

-Вы отличная сиделка! - сказал я наконец. - Это, должно быть, утомительная работа-
дежурить здесь всю ночь. -

Его глаза блеснули; они были того ярко-серого цвета, сквозь который
выглядывает душа.

-О, нет! - сказал он. - Ах, не обижайся, что это бессловесное животное. Бедные твари
, они сами не могут подняться. Многие найты ах затворились с орсами
и зверями ту. -Э-эн-эн ... терпеть не могу этих бессловесных тварей, цуффер, -
и, положив руку на уши кобылы, - Они, зей-орсы ,не имеют
душ. Я верю, что у них такие же души, как и у нас. У многих христиан
, которых я видел, нет души ангела. То же самое и со зверями-


и с кораблем; только они не умеют говорить.

Он посмотрел на меня немного подозрительно, полагая, наверное, что я вел
его в ловушку; убедившись, тоже, что я был настоящим странником,
без власти над своим телом или душой-ибо смиренным должен быть осторожным в
стране; затем, успокоившись, и кивая в бороду, ответил он
сознательно,--

Ах, не думаю, что они идут очень далеко!'

- Почему? - Не

-а, не-а, я никогда не видел ни одного; но при всем том, что они говорят, ах, не думайте, что никто
из нас не уходит так храбро. Есть место для всех, мертвых или живых.
И есть христиане ах Зин-ну, если они не мертвы для гуде,
-

И кролики, и белки, и птицы, и даже насекомые тоже не бессловесные. Как насчет них? -

Он помолчал, как будто я немного вывел его за пределы
его философии, потом покачал головой.

- Все это немного туманно. Но понаблюдай за бессловесными животными, даже за
самыми последними, и ты увидишь, что они знают гораздо больше того, что знаем мы; и у них
есть вещи, которые так часто позорят человека, как и нет. У них
это есть, как показывают пропуска, - Не замечая моего пристального взгляда на этот бессознательный
плагиат, он продолжал: - Ах, зунер зет из найта с орсом
и, погладив
кобылу по лбу, он добавил: - Теперь, моя дорогая, время для бутылки ю т аве юре. - Я подождал,


пока она выпьет глоток и снова опустит голову на
подушку. Затем, надеясь, что он поспит, я встал, чтобы уйти.

- О, ничего особенного, - сказал он, - в это время года, не то
что зимой. -Настанет день, прежде чем ты узнаешь, эти лютиковые ночи ... -

И, подмигнув мне своим добрым бородатым лицом, он
снова устроился на соломе.


голова кобылы склонилась к его колену, на ее закутанное черное тело, на
золото соломы, на белые стены, на темные закоулки и тени
старой конюшни, освещенной тусклым светом старого фонаря. И с
чувством, что увидел что-то святое, я прокрался в поле
, где задержался накануне, и сел на тот же
камень на полпути.

Близился рассвет, луна все еще широко плыла над пустошью, и
цветы этой "лютиковой ночи" быстро сомкнулись, совсем не поглощенные
ее холодной славой! Самый тихий час из всех двадцати четырех-когда душа
наполовину выскальзывает из ножен и парит в прохладе; когда дух
наиболее созвучен тому, что рано или поздно случается со всеми духами; час, когда
человек меньше всего заботится о том, жив он или нет, как мы понимаем это слово.

- Никто из нас не уходит так храбро-здесь есть место для всех, живых или
мертвых. - Хотя это было почти невыносимо бесцветно и тихо, было
тепло в мысли об этих его словах; в мысли также о
миллионах живых существ, уютно спящих вокруг; тепло в осознании
этого единодушия сна. Насекомые и цветы, птицы, люди, звери,
совсем листва на деревьях-далеко в дремоте.

Ожидая, когда щебечет первая птица, испытываешь, может быть, даже более сильное
, чем днем, ощущение единства и общности всего живого,
тонкого братства живых существ, которые все вместе падают в
небытие и все вместе пробуждаются. Когда наступает рассвет, когда лунный свет все
еще пудрит лицо мира, проходит довольно много времени, прежде чем человек
осознает, как изменилось качество света; так было и днем раньше
Я знал это. Потом над холмами взошло солнце, засверкала роса,
и цвет, чтобы окрасить небо. Эта первая хвала солнцу от каждой птицы
, от каждого листа, от каждой травинки, этот трепетный румянец и звон рассвета! Человек
так далеко отошел от сути вещей, что она приходит как нечто
странное и удивительное! В самом деле, я заметил, что звери и птицы смотрят
на меня так, словно меня просто не может быть здесь, в этот час, который так им принадлежит
. И мне они тоже казались странными и новыми-с тем, что в них
"проходило мимо", и как в мире, где человек не существовал или
существовал только как другая форма жизни, другой вид животного. Это было
один из тех показательных моментов, когда мы видим свое надлежащее место в
схеме; пройдите мимо нашей истинно нерелигиозной мысли: "Человек, центр
Вселенной!", которая основала большинство религий. Один из тех моментов, когда
наша высшая важность не будет омываться ни в ванне чистейшего
духовного экстаза, ни в прозрачной жидкости научного знания; и
мы ясно видим глазами истинной религии, как человек играет свою маленькую,
не недостойную роль в великой игре Совершенства.

Но как раз в это время начался венец славы той зари-открытие и
освещение лютиков. Ни одного из них я на самом деле не видел, но внезапно
они проснулись, поля снова вспыхнули золотом.
===
---

ПЕЧЕНЬ.
 ЭНН ДУГЛАС СЕДЖВИК


Рецензии