Криминальные телесериалы и российская преступность

Эпиграф:
«Кинематограф — опасное изобретение. Его безумными лентами можно опоясать всю Землю, и стоит только поднести спичку…»
Рене Клер

Авторский афоризм:

…Пьеса, роман и телесериал – что общего?!
Пьеса – это засушенный роман.
Роман – это разбухшая от подробностей и лишних слов и действий, пьеса! А телесериал, по размерам во много раз превосходящий роман, по содержанию вполне сравним с детскими бесконечными комиксами.
Невольно вспоминается афоризм: "Краткость – сестра таланта"!

…Недавно задумался о происхождении литературных жанров. Потом, подумал, что киножанры тоже имеют свою историю и соподчинённость - в определённом смысле, киноиндустрия повторяет путь развития печатной продукции…
В семнадцатом веке, пьеса по популярности намного превосходила романы. Вспомните театр Глобус в Лондоне и пьесы Шекспира в нем - Англия в те времена была полна качественной драматургии. Читали и играли на сцене не только английских авторов, но и драмы созданные в Древней Греции и в имперском Риме…
Потом, с развитием грамотности в Европе, и с невозможностью для многих провинциалов бывать в театрах, возник и распространился жанр романа, который можно шутя назвать, разбухшей от лишних слов, пьесой.
Потом, появились литературные журналы в мягких обложках, которые делать было проще, но и стоили они намного дешевле чем книги. Именно литературные журналы стали «рекламировать» имена своих авторов в читающей массе.
А роман, со временем приобрёл черты многосерийного детектива - в каждой законченной части имелись завязка и кульминация, после которой следовало продолжение романа. Нечто подобноеее делают сегодня в телесериалах.
Становление романного жанра как журнальной литературы, можно увидеть с особой наглядностью в «детективах» Достоевского. Тогда, многие читатели с нетерпением ждали следующий номер печатающий продолжение, в котором развивался конфликт и приоткрывались очередные «тайны» развития сюжета!
По сути, все романы Достоевского – это история преступлений и их раскрытия. Началось всё прямо с «Преступления и наказания», а потом продолжилось «Бесами» и «Братьями Карамазовыми». И в каждой последующей большой вещи великого писателя, присутствовал криминальный элемент…

Сегодняшние российские телесериалы – боевики и криминальные истории, выросли ровно оттуда, откуда романы выросли в своё время – из пьес и театральных постановок, которые люди и образованные и неграмотные могли посетить и сопереживать происходящему на сценах средневековых театров.
Кино, тоже начиналось из отдельных историй, но сегодня с развитием гегемонии ТВ, эволюция «кинодейства» повторяет эволюция «печатного станка». Отсюда и тридцатисерийные боевики, а ещё и с новыми и новыми «сезонами».
Людей привлекают подробности и детали обыденной жизни, потому что в этом случае, «киношная жизнь» становится очень похожа на нашу жизненную рутину. В этом причина притягательности телесериалов, или как их обзывают на Западе – «мыльные оперы».
Старшее поколение россиян ещё помнят бесконечный сериал «Санта Барбара», ещё бразильскую «мыльную оперу» о страданиях девушки из бедной семьи. Оттуда в русском языке появилось словечко «фазенда», которым стали называть советские дачи…

Но в России, завоёванной западной масскультурой, то невинное «мыло», со временем сменили жёсткие боевики о «бандюках и ментах», заполонившие телеэфир под завязку!
Телеэкраны в России забиты телесериалами о благородных бандитах и продажных ментах, различающиеся качеством и силой оболванивания обывателя, но объединёееых криминальной основой сюжета и растянутостью по времени.
Подавляющее большинство из них, сделаны как любительские неряшливые поделки, хотя и в этом потоке «развлекалова», встречаются стоящие, профессионально сделанные вещи.

Недавно посмотрел телесериал «Морозов» и захотел увидеть продолжение. Хороший подбор актёров, профессиональная работа сценаристов и операторов сделала этот фильм почти образцом ответственного и грамотного отношения к работе!
Но слабых фильмов намного больше.
Один из таких, телесериал с продолжениями - «Боец», сделан по лекалам плохих голливудских боевиков и после просмотра таких фильмо, возникает понимание, что авторы и продюсеры, создавая такие «шедевры» презирают зрителей, считая их за идиотов.
Тут есть и совершенно высосанная из пальца фабула, есть и переодевания и плохие актеры, которые пытаются, через многочисленные сцены насилия и изображение жизни блатного, тюремного быта, привлечь внимание простодушных юных зрителей способных поверить в эти «приключения».

Но тут есть один нюанс, собственно к кино, как искусству не имеющего никакого отношения.
Прежде всего, все эти стрелялки и догонялки, воспитывают у зрителя чувство восторга перед людьми жестокого действия, и в определённом смысле учат убивать и калечить своих противников и жизненных оппонентов.
Все эти убийственные «эпопеи» наполнены до краёв жестокостью и насилием, а подростки, воспринимающие кино как некий сколок реальной жизни, отравляются идеями безнаказанного насилия, возможностями стать героем увеча и убивая себе подобных…

Сегодня это большая социальная проблема, которая возникла вместе с появлением кинематографа, а со временем стала заразной социальной болезнью, с которой по сути, невозможно бороться, потому что такие боевики играют на подсознательном, на инстинктивной жестокости присущей людям, до времени глубоко упрятанной благодаря образованию и воспитанию!
Я уже писал о том, что именно поток голливудских «убивалок», в тысячах и тысячах видеозалов, открытых по всей стране в начале девяностых, послужил воспитательной базой для сотен тысяч молодых людей, брошенных «перестройкой» на произвол судьбы.
И вот насмотревшись свирепых фильмов Тарантино и прочих американских боевиков, «русские мальчики» вместо того, чтобы, как Алёша Карамазов идти в монастыри и храмы, пошли в бандиты!

Некритичное восприятие подростками кино и особенно боевиков, давно известна социальным психологам. А в стране с разрушенной инфраструктурой, разворованной государственной, народной собственностью, с закрытием фабрик и заводов, оказалось слишком много «лишних людей», которые не сомневаясь пошли «в герои», организуя банды и целые многочисленные бандитские сообщества.

Страшным результатом такого «романтизма», были сотни тысяч убитых в бандитских разборках и если посмотреть честную статистику убийств в девяностые годы, то речь может идти о сотнях тысяч жертв бандитски-олигархического террора.
Именно отсутствие сильной власти в позднем СССР и в «новой России», неумение и нежелание фиксировать негативные явления в народной, национальной культуре, привело не только к развалу русско - российской культуры, но и к зарождению олигархического капитализма, как социальной системы управляющей страной!

Я не буду описывать в деталях этот процесс, потому что об этом хорошо рассказали такие фильмы, как «Бригада», «Бумер» и совсем уж саркастически страшные, балабановские «Жмурки» и «Кочегар». Они – эти киноподелки, воспитали несколько поколений зверских бандитов и так называемых бизнесменов, заполнивших вакуум власти и со временем стали олигархами - правителями России.
Ельцин и его окружение, были простыми марионетками в этой страшной своей реальностью, «киноэпопее»!

… Сегодня преступность вновь возвращается на улицы и площади страны, в том числе и потому, что из тюрем выходят те убийцы и грабители отсидевшие сроки, которых посадили в девяностые и даже позже. В заключении, они стали настоящими бандитами-профессионалами - хорошо известно, что российские тюрьмы уже давно превратились в школу воровства и бандитизма, что зона не лечит, а калечит!
Однако главной причиной нового подъема уровня преступности, я считаю засилье боевиков и криминальных сериалов на российском ТВ, в которых бандиты, по законам киножанра, выглядят как романтические «герои» в стране трусливых мещан, озабоченных личным преуспеванием, обогащением и накоплением, а "менты" продвжными, алчными негодяями, с которыми борются герои одиночки из той же среды!
А это – новые соблазны и искушения для молодых в нашей стране!

Вот об этом надо сегодня печалиться и власти, и обществу, думая, как эту беду победить и предотвратить скатывание российского общества в новые «девяностые»!
 

Январь 2016 года. Лондон. Владимир Кабаков

Остальные произведения Владимира Кабакова можно прочитать на сайте «Русский Альбион»: http://www.russian-albion.com или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?":


Рецензии