Повесть В поисках счастья Рассказ первый

           Повторяя классика мировой литературы, можно сказать , что история эта была бы очень смешной, если не была бы столь грустной. Человеку, в возрасте шестидесяти восьми лет, пришлось искать личное счастье, пришлось заново пройти школу личностных взаимоотношений между мужчиной и женщиной, пришлось ещё и ещё раз убедиться,  в том, что женщины далеко не все такие уж белые и пушистые, добрые и бескорыстные, как рисует их поэзия, какими мы хотели бы их видеть, убедиться в том, что в шестьдесят восемь жизнь не кончается.  История эта — не выдумка. Историю эту пришлось пережить автору. Она — наша сегодняшняя действительность. Уважаемые читатели, и особенно читательницы, вправе относиться к ней со своей точки зрения, но им, пожалуй, придётся со мной согласиться в том, как трудно найти свою вторую половину. Не даром же  люди молодые  и в возрасте в её поисках выходят на всероссийский экран.

Рассказ первый
БЕДА
«Страсти про  Екатерину из "Екатериновки»
         На дворе была половина февраля и мороз под тридцать. Анатолий сидел возле дымившей печки, в закопченном, захламленном, давно не топленом доме. Сидел в пальто, валенках, шапке. Глаза слезились, и было не понятно от дыма или от горя. Взгляд устало блуждал по обшарпанным стенам, с которых свисали клочья обоев,  по затоптанному усыпаному бутылками, пузырьками, обрывками бумаг и грязной рваной одеждой полу. Хромой стул, прислоненный к кровати с продавленной сеткой, груда грязной одежды под кроватью и прочие «прелести» загаженого и заброшеного жилья удручали.

         Прежде чем войти в дом, любезно предоставленный ему во временное пользование,
Анатолий, как истинный крестьянин, оглядел подворье и пришел к неутешительному выводу: полный развал. На подворье было все, что необходимо крестьянину, но все было в полуразрушенном состоянии. Баня вросла в землю и покосилась, сеновал продырявился как сверху так и со всех сторон. Свинарник, курятник, летняя кухня, дровяник - все  перекошено, все в разрухе. Дом и подворье были построены еще в начале двадцатого века переселенцами из Европы, и ни разу с тех пор не ремонтировались . Порадовал Анатолия только гараж, тесовый, сделанный уже в советское время, куда он и поместил автомобиль и другую технику, какая у него имелась.

         И вот всю эту разруху предстояло обновить, вдохнуть в нее нормальную крестьянскую жизнь, но ничего не хотелось, в душе у Анатолия была такая же разруха. В шестьдесят восемь лет он оказался фактически на улице среди зимы. Катька сказала: «Уходи». Она предложила развод и совместную жизнь уже без регистрации. Анатолий на такое не согласился,  и вот сидит он в чужом заброшенном доме, у дымившей изо всех щелей печки. Долго ходил он по деревенским улицам, выискивая жилье.

  Много, очень много  сейчас пустует в деревне домов, но для жилья, тем более среди зимы, они не годятся. Этот дом, в котором он сейчас топил печь, пытаясь прогреть настывшие стены, был едва ли не единственным, где можно было пережить остатки зимы. Его хозяева, молодые колхозники, согласились сдать ему его с перспективой на оживление и обновление. Их родители, жившие в нем, умерли, и дом остался беспризорным, хотя наследников было предостаточно, но все они жили либо в городе, либо имели свое, уже обжитое, жилье.

          Близился вечер, на улице и в доме постепенно темнело. Из груди Анатолия вырвался невольный вздох. Надо было зажечь свет, но электропровода, идущие к дому, были отрезаны. Анатолий поставил в стакан заготовленную загодя свечку, поджог фитиль. Предстояло провести ночь в холоде. Огонь в печи едва теплился. Можно было попроситься к кому-нибудь на ночлег, наконец,пойти к другу, которого он успел здесь приобрести, но это так унижало, что  Анатолий и мысли такой не допускал. Хорошо хоть друг одолжил дров. Дрова березовые сухие, от них было бы жарко в доме, но печь топилась плохо.

         «Завтра же прочищу печь» - сам себе  приказал Анатолий. Когда в доме все-таки чуть-чуть потеплело, он свернулся клубком на диване и так провел ночь, изредка вставая и подкладывая в печку дрова.
           Утром он влез на крышу дома с длинной жердью, вынутой из изгороди, благо влезть было нетрудно. На крыше лежал полуметровый слой снега. Он крепко держался на скате. Анатолий спустил жердь в трубу, поболтал ею внутри, сбивая со стенок сажу, затем вскрыл боровок на потолке, прочистил дымоходы, и печь весело загудела, выдавая из себя живительное тепло. Промерзшие за зиму стены отпотели, по стеклам окон потекла вода. В доме стало жарко. Однако Анатолию пришлось еще две ночи спать в одежде, прежде чем дом прогрелся окончательно.

           С приходом в дом тепла жизнь стала налаживаться. Анатолий убрал хлам, вымыл пол, стер пыль с доставшейся от старых хозяев мебели, прикрыл старым покрывалом кровать, и дом уже не смотрелся таким убогим. Оставалось постирать шторы и побелить стены и потолок.

           Анатолию не хотелось выходить на улицу, не хотелось видеть сочувствующие лица односельчан, выслушивать соболезнования. Но выходить все -таки приходилось: надо было что-то прикупить из продуктов, благо магазин был неподалеку. Анатолий проскальзывал туда вечером, когда на улице меньше было встречных. Ему думалось, что все будут над ним смеяться,. смеяться в душе, наружно сочувствуя и ободряя.

            На третий день пришел друг Валерий, еще бодрящийся, не потерявший чувства собственного достоинства, краснощекий, с виду крепкий семидесятипятилетний мужчина. Жизнь лишь однажды и ненадолго свела их вместе, но они быстро поняли друг друга и сдружились. Когда-то Валерий Петрович руководил партийной организацией колхоза, работал главным агрономом, и, удивительное дело, сохранил по детски чувствительную, отзывчивую душу. Когда он услышал о беде, постигшей Анатолия, сразу же предложил свою помощь.

  ------- Привет, старина! - поприветствовал Валерий Петрович  Анатолия, - Как устроился?
   Валерий Петрович осмотрел кухню, горницу, одобрительно крякнул:
.-------- Я вижу обживаешься, молодец!
--------- Здорово, - ответствовал Анатолий. - Обживаюсь... Белить вот надо...
--------- А умеешь? А то я помогу.
--------- Ладно уж... - отказался Анатолий и начал рассказывать обо всем, что пришлось ему здесь переделать за три дня.

                Анатолий отремонтировал водяные колонки  в доме и на улице, откопал вросшую в землю банную дверь, очистил от полуметрового снега двор. Работы хватило на все три дня. Анатолий все рассказывал и рассказывал о своих делах, боясь, что Валерий опять заведет разговор  о ней. Но все было рассказано, и нежелательная  для  Анатолия тема все-таки была поднята..
--------- Теперь тебе бабушку сюда надо! - подбадривающе посоветовал Валерий Петрович.

                Анатолий смущенно отмахнулся:
--------- Какой  я жених в такие-то годы?!
--------- Ничего, ты еще ого-го! Вон ты какой! Главное духом не падай. А Катьку забудь, будто у тебя ее и не было вовсе.
--------- Ладно тебе, - упрекнул друга Анатолий, - опять ты начал...
--------- Не гоже мужику одному жить. Да еще такому как ты. Не пьешь, не куришь, работяга каких поискать. Вон сколько дел переделал у Катьки! Три года топор да молоток из рук не выпускал. Теперь ей жить да поживать — все отстроено, отремонтировано. Сволочь она.  И ведь не боится одна на старости лет оставаться. Вчера к нам пришла Тамарка Епифанова, так она при одном упоминании про Катьку плеваться начала. Катька еще в молодости её Гришку соблазнила, так она до сих пор Катьку ненавидит.

                Деваться было некуда, надо было поддержать разговор.
--------  Садись, я тебя хоть чаем  напою
----------Спасибо — отказался Валерий — Я сыт, утром сготовил супец, кофе.
--------- Сам готовишь, сам стираешь?
---------- И стираю, и уколы Гавриловне ставлю.
---------  Научился?
---------- А куда денешься, за врачом не набегаешься. Она же на инсулине живет.

                Друзья уселись за стол, и хоть отказывался Валерий, но кружку с чаем все   -     таки взял.  Анатолий сам завёлся:               
----  А мне вчера  возле магазина встретился Валька Кузикин, рассказал, что Катька выходила  замуж за его брата Петьку. Когда ему сказали, что Катька спуталась с Гришкой, не пустил ее в дом, а вещи ее в окно выкинул.

---------  Их  родова вся такая.
--------  За три года я узнал ее только с ее слов. Теперь вот приходится узнавать ее прошлое заново. Пока я жил с ней люди молчали, теперь рассказывают начистоту. Я ведь приехал к ней закрывши глаза. Хотел осчастливить...- в голосе Анатолия слышалась горькая ирония.

--------  И осчастливил, - подхватил друг. - Три года на нее работал.
--------  Небось посмеивается теперь надо мной: « Обманула дурака на четыре кулака». Зарегистрируемся, купим дом... Зарегистрировались, купили, сколько труда я вложил... Она-то в стройке и ремонте совсем не участвовала. Теперь вот заявила: «Давай разведемся и будем жить по граждански», А мне зачем такое? Это же унижение. Наследство, видите ли, моим детям достанется. А велико ли оно? Ну каких-то 20 тысяч, не более. Живут-то они далеко. Одни поездки да оформление обойдется дороже.

--------- А кому она наследство передаст, у нее же нет детей? - удивился Валерий
-------  У нее-то нет, зато есть у ее сестры. Им надо. - Анатолий помолчал и, вздохнув,продолжил:
-------  Мои живут в достатке, и наше деревенское барахло им ни к чему.
-------  А ты иск ей предъяви. Не т, я бы так это дело не оставил: столько труда и денег ты  туда вложил! А почему детей-то у нее нет?

-------  Оказывается потому, что еще до замужества аборт сделала, -  уже не мог остановиться Анатолий. -  Я у нее, оказывается, пятый, а может быть и шестой, и все мужья уже на том свете. Слаба она была в молодости на передок.  Второй муж прихватил ее с любовником прямо дома в постели, и уехал от позора на Север. Она рассказывала мне, что там его убили, и она ездила туда его хоронить. А люди теперь рассказали, что она жила там с ним, и убили его, вроде бы, при ее участии.

 Третьего она увела от жены и двоих детей, увезла на Волгу, и там он утонул. А люди рассказывают, что он купался, а она с берега в него камешками  покидывала, может и попала камешком-то куда не надо, а может и куда хотела попасть. С Волги она сразу смылась в тот город, где я жил. Четвертый после нескольких лет жизни с ней сошел с ума, она его в дурдом сдала. Там он и скончался. Я вот, видите ли, сам явился.  Теперь моя очередь...- Анатолий грустно улыбнулся. - Нет уж! Не надо мне этих деревенских хором. Хорошо хоть свое, что я сюда привез, забрал. Я ведь не пустой к ней приехал. У меня есть все для жизни и техника и тряпки и мебель. А суд — это нервотрепка, а у меня они и так уже на пределе. Я ведь не в первый раз обманут

--------  Роковая женщина! - восхитился Валерий Петрович. - Стольких мужиков угробила! А ты ее не обижал?
--------  Что ты! Разве я похож на идиота!? Какая бы она ни была.- она ведь женщина! А женщина — это святое. Как Астафьев писал: «Женщина — тварь божья, за нее и суд и кара особые»

--------   Ну, за такую как Катька никакого суда не должно быть — иронизировал Валерий. - Она не божья тварь. Она просто тварь. Оно, пожалуй, и лучше, что ты ушел от нее, мучился бы с ней всю оставшуюся жизнь.
--------  Да я не сам ушел — выгнала, сказала «Не хочешь разводиться — уходи!». Месяц не уходил, уговаривал: « Катя, не дури! Давай жить как жили. Не нужно наше наследство моим детям. Я им напишу, они отказную пришлют» — бесполезно. «Уходи, - сказала, - а то хуже будет». А что будет я еще не знал, спрашиваю: «А что будет?» « А вот увидишь» - отвечает. Я тогда не понимал, что же будет, теперь вот понимаю. Она требовала в клуб не заходить, на калымы тоже,. друзей не приглашать, на гармони не играть.

--------  Это что же, ты вроде арестованного? Ну и вляпался ты! - констатировал Петрович. - Ты извини, что я не заходил к тебе в эти дни, возил жену в больницу. Она ведь у меня диабетик, сильно болеет.
                Анатолий будто не слышал слов друга. Он уже не мог остановиться. Ему надо  было высказаться, облегчить душу.

--------  И главное — вляпался уже не в первый раз. Она у  меня тоже не первая .   
----  Как же ты в Екатериновке-то оказался? Зачем из города уехал?
----  Я же крестьянского происхождения. Захотел после ухода на пенсию  сменить
образ жизни. Я к тому времени оказался одиноким. Дали мне Катькин адрес, она к тому времени уехала в Екатериновку. Ну, приехал, посмотрел: баба как баба, руки, ноги на месте и голова,вроде не пустая. Продал в городе квартиру, деньги от неё разложил пополам на сберкнижки себе и ей. Это на всякий случай, а она, когда разводиться задумала, сняла их и спрятала.

--------  Ты прямо как в омут головой, - определил Валерий Петрович поступок  Анатолия. - А я с одной вот уже пятьдесят лет душа в душу. Это она сейчас «испортилась» из-за болезни, от нее сейчас никуда. Только отвернешься кричит: «  Валера.»
--------- Мне бы вот такую как твоя.

--------  Каждый сам творец своего счастья. Не надо кивать на кого-то.
 -------  А я и не киваю. Сам дурачок-простачок приперся к ней в лапы. По складу ума она — циник, по нраву — диктатор, говорит: « Вот бы Сталина поднять — навел бы в стране порядок!». Любовь для нее — стремление двух дураков сделать третьего. А  весь мир — бардак, все люди - ****и. Когда я называл ее солнышком, она добавляла: болотное. Болото она и есть, тонут в ней мужики..

-------  Шовинистка она. Слышал такое выражение: женский шовинизм? У таких постоянное чувство превосходства над мужиком. Да теперь в этом болоте уже, пожалуй,  никто не утонет. Ей ведь тоже скоро семьдесят.

------   Тюха я матюха. Слишком уж верю в людей, вот и попадаю впросак. И везде строю, ремонтирую. Пять бань построил, четыре гаража, не считая дровяников,  сеновалов и прочего. Брачный аферист наоборот. Не я женщин обдуриваю, а  они меня. Другой бы давно с ума сошел от таких перипетий, а я как-то еще дюжу.

--------   Потому ты и сохранился так, что не покладаешь рук. Бабам бы держаться за тебя и руками и зубами, а они вон что выделывают с тобой. Ты и лицом выглядишь моложе своих лет, и физически все  можешь.

---------  Я как вечный строитель. Теперь вот тут надо будет все заново отстраивать. Может  они все-таки продадут мне этот дом. Он вроде бы еще не сгнил, теплый, только захламленный очень.
--------- Здесь жил хозяйский сынок, инвалид по психике. Он и загадил дом.
--------- Алкоголик что-ли?

--------- Конечно. Алкаши они все инвалиды по психике. А бабушка тебе сюда нужна, только в Екатериновке едва ли какая с тобой сойдется, — побоятся Катьку. - опять предложил Валерий Петрович.
--------  Я, пожалуй, не буду больше рисковать. Мне уже не верится, что есть среди женщин нормальные.  Все они с фокусами, много среди них непригодных к супружеству.

--------- Есть, - уверенно заявил Валерий Петрович, -  только искать надо, выбирать, не западать на первую встречную.
---------  Да, -  только и вымолвил Анатолий.
--------  Однако, друг, не падай духом. Жизнь еще не кончена, - похлопал по плечу Валерий Петрович Анатолия. - . Не везло, не везло, когда-то же  должно повезти!

-------   В такие-то годы?
-------  Да, мне вон семьдесят пять, а я еще купил трактор, огород пашу, дрова заготавливаю.
--------  А Гавриловна как остается без тебя?          
--------  Соседей прошу, соцработников.
-------   Мне с моей жизнью до твоих лет не дотянуть.
--------  Не падай духом, - повторил Валерий Петрович. - Ты в зеркало на себя смотришь?

--------  Каждый день, когда бреюсь и умываюсь.
--------  Нет,  не в зеркальце, а во весь рост. Приходи к нам, у нас есть трюмо. Ты еще браво выглядишь, а старушек одиноких много. Не каждая хочет в старости одна век доживать. Мужики-то мрут раньше баб. Живут только те у кого жена не истеричка, которых жена бережет и нервы мужу не треплет.
--------- Разве такие есть?
--------- Есть! Бери в руки гармонь, иди в клуб, выходи на сцену — и тебя увидят.
--------- Какой ты оптимист! - похвалил друга Анатолий. -  Спасибо за совет.
                По


Рецензии
Александр, мне очень понравился Ваш рассказ.
Правда очень грустный, но написан грамотно,
интересно, хорошим языком.
С уважением и добрыми пожеланиями,

Наталия Тимченко   20.09.2021 09:19     Заявить о нарушении