Творчество преображает наш мир

«Чтобы иметь основания для творчества,
нужно, чтобы сама жизнь ваша была
содержательна»
(Генрик Ибсен)

Профессия нашей собеседницы – журналист, пиарщик. Более 20 лет она занимается любимым делом. Разговор с этой женщиной заставляет с первых минут общения задумываться, удивляться и торопиться вслед за чередой удивительных событий и фактов ее непростой и от этого весьма интересной биографии. Сегодня у нас в гостях Мария Гуляко, специалист по связям с общественностью Централизованной библиотечной системы Красносельского района Санкт-Петербурга.

Истоки

В Сосновой Поляне героиня нашего рассказа живет очень давно – с двух лет:
– Я помню момент переезда сюда. Это, пожалуй, мое самое первое воспоминание. Мне здесь сразу понравилось: зеленые парки, озера, а любой ребенок тяготеет к природе, которая помогает им познавать мир. Мы гуляли с семьей по всей этой зеленой красоте Сосновой Поляны – это была даже какая-то часть семейного ритуала.
Мария с гордостью и теплотой рассказывает о своих родителях. Отец – известный художник-абстракционист Семён Гуляко, выпускник ЛВХПУ им. Мухиной, учился у А.Б. Грушко – ученика К.С. Петрова-Водкина, работал в Художественном фонде Российской федерации экспозиционером. Проходил преддипломную практику в Московском доме моделей у Вячеслава Зайцева. Дипломный проект «Олимпиада-80» был признан лучшим за десять лет существования кафедры моделирования одежды. Работы художника находятся в 148 музейных и частных коллекциях. Мама – гид-переводчик Елена Гуляко, экскурсовод по Петербургу и Петергофу, в последнее время куратор многих выставочных проектов.

– Я росла в среде творческих людей. С детства меня окружали папины работы, я смотрела, как он работает, и пробовала сама. Мне казалось, если он рядом пишет, то и у меня получится. Позже родилась мысль о том, что для меня в детстве это было привычно, а спустя годы я поняла: это не обыденность, а победа над обыденностью. Творчество, искусство – это то, что преображает наш мир и выливает его в какой-то формат юмора, энергии – в то, что помогает нам двигаться дальше.
С таким творческим настроем Мария успешно окончила Санкт-Петербургский институт кино и телевидения. 2003 год. У 23-летней выпускницы красный диплом. Ее дипломный фильм «Листья ее дневника» – отдельная история. На семь минут показа она потратила девять месяцев упорного труда! Ей удалось соединить современность и начало века минувшего с помощью выдуманной героини, собственных стихов и бесконечного креатива. Результат впечатляет – фильм получает приз на кинофестивале «ПитерКит-2003» за лучшую литературную и экранную мистификацию.

«…Ай гоу ту Хайфа!»

Как же так вышло, что уже получив признание, Мария уехала на Ближний Восток? Загадка. А как все красиво начиналось! И вот так, в одночасье она бросает все и уезжает. И ведь не просто в командировку слетала, а прожила там девять лет, несмотря на многочисленные протесты семьи:
– Мои иллюзии о жизни в Израиле натолкнулись на суровую реальность: очень скоро там началась вторая Ливанская война (первая была в 1982 году). Результат – заявленных Тель-Авивом целей достичь не удалось: «Хезболла» не была разгромлена, а израильские солдаты, захват которых исламистами спровоцировал войну, по её окончании так и не были освобождены. Массовые жертвы среди мирного ливанского населения вызвали в регионе резкий всплеск антиизраильских и антиамериканских настроений, что повысило политический рейтинг сил, тяготеющих к исламскому радикализму. Результатом стало изменение баланса сил на Ближнем Востоке не в пользу Израиля. Образовался неофициальный военный союз Сирии, Ирана, «Хезболлы» и палестинской группировки ХАМАС.

– В то время я работала специальным корреспондентом, и работа помогала мне сохранять тогда здравый смысл. Рядом с домом взрывались снаряды, постоянно выла сирена, но в свои 25-26 лет я не хотела возвращаться: мне нужно было разобраться во всем самой, потому что СМИ часто давали искаженную картину событий. А я, как журналист, очень быстро поняла, что доля правды в публикуемых материалах ничтожно мала. Тогда СМИ искусственно подогревали панику, чтобы вызвать еще больший ажиотаж: им нужно было любой ценой повысить свой рейтинг… Каждый преследовал свои цели, и замешаны они были на больших деньгах. Военные события тех лет позволили мне увидеть, насколько по-разному люди проявляют себя в критической ситуации. Были те, кто наживался на войне. Отели, например, поднимали цену за номер в 10 раз, когда люди бежали с севера и пытались найти какое-то укрытие в центре. Но были и те, кто, не зная беженца, предлагали ему свой кров совершенно бесплатно. Тогда мне, уже 26-летней, этот опыт был безусловно интересен, но сейчас этот свой вояж я ни за что бы не повторила: война – это зло...

Да, наверное, каждый из нас к 40 годам набил себе кучу житейских шишек и не повторил бы того израильского вояжа. Но почему же мы с ноткой тоски, доходящей нередко до глухого стона, вспоминаем свою молодость? Да потому что именно тогда мы не тлели, чинно-меланхолично сидя в удобном «возрасте дожития», а горели, трепетали огнем! И ничего не боялись! Молодость, шальная молодость…
Профессионально в Израиле Мария сумела реализоваться. Несмотря на то что возможности были ограничены – рынок СМИ был плотно занят, и найти приличную работу было непросто, нашей героине удалось поработать и в сфере IT-технологий, и редактором, и журналистом, а в конце своего пребывания она проводила в израильской школе кружки арт-терапии для сложных детей, и это было очень интересно. Вот так, в условиях военного времени, через экстрим приобретается уникальный опыт…

Мистическое «Не спеши!»

Человек в спешке обычно портачит. Началась война. Первый обстрел, первый снаряд, первая сирена… Многие еще не осознали, что это и есть начало войны. Не знала и Маша. Первая ракета упала на обзорную площадку Стелла Марис в Хайфе, где она бегала каждое утро. В тот раз тоже собралась бежать, но что-то её остановило, а дверь почему-то захлопнулась и, махнув на все рукой с досады, девушка осталась дома. Первая ракета «Кассам» упала именно в то место, откуда начинался Машин маршрут. На обзорной площадке был ресторан, где пострадали люди. В тот день администрация ресторана распорядилась не взимать денег за обед, и некоторые находили в этом плюс. Человеческая жизнь – такая цена была назначена в тот день за обычный обед…

Однажды Мария возвращалась из Тель-Авива в Хайфу и опоздала на поезд на какие-то три секунды. Она жутко огорчилась: дверцы поезда щелкнули, едва не прищемив ей нос, все её усилия оказались напрасными!..
Через 20 минут опоздавшая услышала и увидела в новостях сюжет: умчавшийся поезд попал в страшную аварию – там было месиво из человеческих тел. Девушка сидела в зале ожидания, а её воспаленный мозг снова и снова прокручивал стройную картинку событий: вот у кассы человек, рассыпав мелочь, медленно, словно нарочно, собирает монетки… Вот откуда ни возьмись появляется группа туристов с чемоданами… Вот она, чертыхаясь, пробирается сквозь эту бесконечную гору багажа… Вот щелкают дверцы перед носом… А вот она, словно со стороны, видит свою грустную, растерянную физиономию… Страх, оторопь, ступор… Вот тогда-то она и сказала себе: «Не спеши!»…

Дежавю: снова чистый лист

И вот наступило возвращение в Россию. 2012 год. Приехала и ахнула: незабвенное полотно Репина «Не ждали»! За девять лет Россия здорово изменилась: реформа МВД, реформа Вооруженных сил, страна уже не допускает вмешательства извне, как бы этого ни хотелось многочисленным западным «советникам-экономистам». Изменился и круг общения Марии – со многими связь была уже потеряна. В общем, пишем биографию с чистого листа!

На своих сверстников девушка, пережившая войну, смотрела уже другими глазами:
– Я увидела, что их волнуют вещи абсолютно неважные!!! Ну как такое возможно?! Когда близко ходит смерть, ты узнаешь цену жизни и правильно расставляешь приоритеты, ты ценишь своих родных, близких, и это самое главное, а все остальное уходит далеко, на последний план. И материальное уходит тоже.
Именно там, на фоне войны, Маша поняла простую истину: не привязывайся к вещам – люби человека! Когда видишь гибнущих людей, которые только что были рядом, уходят полутона, и остаются лишь черное и белое – выбирай!…
К 2019 году Мария насчитала в своем трудовом багаже около 40 мест работы. Впрочем, встану на ее защиту: известный писатель Борис Житков писал о разных профессиях, и писал так достоверно, только потому, что часто менял свои рабочие предпочтения. Если ты журналист, не бойся менять место работы: твое перо, окрепшее от бесценного опыта, скажет тебе потом спасибо!

Неслучайная случайность

Как она попала в библиотеку? Случайно. А случайности, как известно, не случайны. Последний проект забрал у нее слишком много энергии (это был Научный фонд непрерывного математического образования, который организовывал Всероссийский конкурс, где участвовало около 5 тысяч человек!). Там были гранты, там были гениальные дети, которые получали малые нобелевские премии. Впрочем, всё когда-нибудь заканчивается. Мария, работавшая в разных сферах – от госструктур, телевидения до IT-компаний, – взяла отпуск и задумалась: «А зачем мне все это надо? Становится рутинно, а значит, неинтересно…». Решила найти новое, свежее, креативное, и непременно в Сосновой Поляне. Нашла в Стрельне. Собеседование с руководством завода, специализирующегося на интерьерах яхт, длилось шесть часов – вы бы выдержали? Разгневанная и резко повзрослевшая Мария Семеновна приняла спонтанное решение: зашла в библиотеку и рассказала о себе. Через 50 минут решение о принятии в штат нового сотрудника было принято – там любят интересных людей:
– Помимо своих основных обязанностей я занимаюсь еще и краеведением – это интересный и большой пласт работы. Если говорить о ярких событиях, то мне, пожалуй, запомнился фестиваль, который мы организовали к 160-летию А.П. Чехова. Я назвала его «АПЧЕХ». Уже одно название сразу вызывает улыбку. Это был потрясающий опыт: мы соединили интересных лекторов, сделали прямое включение из Ялтинского музея-квартиры Чехова, пригласили студентов, которые читали наизусть небольшие отрывки, зарисовки… Федор Шилов, наш талантливый сотрудник, был в роли Чехова – это было театрализованное действо.

Эта классная идея – без официоза, без ведущего, причем хорошо продуманная – была так реализована, что зрители ощущали себя участниками студенческого капустника. Мероприятие длилось около двух часов, и Первый канал нашего ТВ тоже поучаствовал – с легкой руки Марии Семеновны он снимал это действо.
Не так давно в Централизованной библиотечной системе Красносельского района произошло знаменательное событие: наша героиня была принята в Российский Союз писателей. На платформе ЛитРес вышел ее поэтический сборник издательства «Эксмо» «Сердечные рифмы». Желающие познакомиться подробнее с ее творчеством могут получить логин и пароль от ЛитРес в любой библиотеке Красносельского района и запросить эту книгу, а специалисты выдадут ее на платформе ЛитРес бесплатно. И еще одна приятная новость: Мария Гуляко – победитель конкурса «Поэт года – 2020», организованного Муниципальным образованием «Сосновая Поляна». Ее творческий путь продолжается, а мы желаем Марии Семеновне новых побед!

***
«В диалоге с жизнью важен не ее вопрос, а наш ответ», – заметила давно Марина Цветаева. И Мария Гуляко отвечает – ежедневно, в будни и в праздники. Мудро отвечает: и словом (мне нравятся её стихи), и делом.
Со студенческих лет моя собеседница собирала жирафов – так ей хотелось отдать дань памяти любимому стихотворению Николая Гумилева «Жираф». За несколько лет жирафов – больших и маленьких – накопилось очень много. Однажды она увидела объявление: недавно открывшийся детский сад «Жираф» просит подарить игрушки. Как вы думаете, что сделала наша героиня? Да, она отдала ребятишкам всю коллекцию. Спустя много лет директор детского сада написала: «Эти жирафчики были первыми игрушками, и их очень любили наши дети. Со многими из них детвора до сих пор играет. Спасибо Вам!».
«Спасибо» – хорошее слово: иногда оно просто жест вежливости, а иногда щемит нашу душу. Как в этом случае…


Рецензии