Что нельзя в молодости и что можно сделать потом..

Я всегда вспоминаю о работе, это была моя основная жизнь и память сохранила только это..
Вспоминаю свои удачные работы и они мне доставляют радость того присутствия снова, как будто я опять с ребятами..
Мы были молодыми и хотели многого, хотя опыта еще не было, но было много желания и смелости.
Помню когда приехали на ударно-комсомольскую стройку, многие проекты выставляли  на конкурс - кто предложит лучше..
Завод только набирал обороты и по советским привычкам, надо было ускоряться и давать продукт раньше на год или два..
И давали....
Ценой аварий и человеческих жизней.
У нас заводе стояли факела, много - это такие трубы высотой в 100 метров и выше, они служили аварийными клапанами в случае выброса газа или еще чего.
Они должны постоянно гореть, чтобы в случае аварии сжечь весь продукт обработки, чтобы не потравились люди..
Когда делали пробные запуски установки, было много ошибок и на факел сбрасывали много того, чего не нужно..
Иной раз видишь - что по факелу ползут вниз черные потеки конденсата и пламя которое, охватывает весь ствол факела и оно медленно, как в кино - понуро свешивает голову.
Когда из десяти факелов, осталось шесть рабочих - то надо было что-то решать или закрывать установку.


Монтажники предлагали положить факел и заменить оголовок, что стоило 100 тысяч советских рублей, по курсу того времени.
Другие предлагали использовать вертолет МИ-8, что стоило 50 тысяч рублей.
Приняли среднее решение, то-есть использовать вертолет и монтажников.
Бригада монтажников залезла на факел и должна была ловить оголовок факела, который вертолет поднимет на нужную высоту.
Надо заметить - оголовок весит пять тонн и он раскачивается на высоте 100 метров, поймать и удержать весьма проблемно.
Но с задачей справились, ценой жизни одного монтажника и травмы электросварщика - после надолго отбив охоту желающих повторить сию операцию...


Но план выполнять надо и наши начальники опять начали думать - придумали, сделать корзину из уголков и вертолет должен аккуратно поставить оголовок факела в корзину и улететь..
Хорошо, создали бригаду слесарей из нашего РМЦ, которые сварили эту корзину и которые должны были ловить оголовок, чтобы он - точно сел на место.
Меня не взяли на эту операцию, хотя я просился один из первых, мол ты близорук и не годишься на эту работу.
В итоге - один из слесарей пострадал, а сварщик отправлен в больницу с подозрением на инсульт, отвык работать на высоте..
К чему я все этот долгий пролог веду, просто много перестраховщиков вокруг.


А случилось так, что в начале 90-х нашему управлению тоже дали задачу заменить оголовок факела, я сам собирал и монтировал  этот оголовок факела.
Приезжает начальник управления с предложением - мол ты у нас самый грамотный получается, а не можешь смонтировать ее на высоте к утру?..
Хорошо, только свои приспособления я буду варить сам, много народу не надо - пару сварщиков, двух слесарей и все..

Залез на верхотуру в первый раз, высоко конечно, ветер - огляделся..
Первое что я заметил - это воронье гнездо на площадке, свитое из проволоки..
Вот оказывается как вьют современные вороны свои гнезда, веток нет - приспособились из проволоки..
Вообщем переварили все стыки на приспособах, потому что труба, фланец и прочее было из нержавейки, а наше все из черного металла.
Надо электродами по нержавейке варить с подогревом, иначе разность плавления металлов разорвет все стыки.
До низу не доорешься, нам дали переговорные устройства с ближайшей железнодорожной станции. Послал мужиков до ближней деревни за самогоном, сидим наверху, как воробушки..

Теперь о хитрости, которую я предложил при монтаже этого оголовка факела - собирать не весь, а из пяти частей, каждый по тонне весом..
Во первых легче поднять, а собирать не проблема тем более ночью, высота незаметна и люди не бояться.
Поднимали  мы каждую часть, при помощи электролебедки на "гусаке" который вращался с помощью ручной лебедки наверху.
И еще, оголовок был двойной из обечайки диаметром 3 000 мм. нержавейки 5 мм. наружный был профилированный.
И я предложил, раз наружная обечайка профилированная, давайте и внутреннюю соберем на хорошие прихватки..
Все равно срок службы этой конструкции ограничен, зачем нам упираться?..

Работали ночью и поэтому команды все подавали по рации, и подавал их сварщик - который заикался и все матом.
Потом слышим женский голос:
 - Прекратите выражаться нецензурно, иначе выключим связь...
Мы наверху остолбенели, откуда баба взялась?..
Оказывается - это диспетчер железнодорожного узла, которая не могла понять все эти команды "вира" и "майна" на своем участке..
К утру все работы были закончены, нам начальник обещал спирт, а своего обещания не выполнил..
Хотя он в кабинете явно был  и мы ночью ногами, стучали в его дверь..
Потом к онечно нам выписали очередные 200 рублей премии и инженер ПТО прибегал с просьбой разъяснить, как это нам удалось...


Рецензии
Добрый вечер! Интересные и правдивые рассказы. Реально трудная работа. Жалко, что спиртным стресс приходится снимать.

Терехов Максим Юрьевич   24.02.2024 22:10     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.