На бульваре хрестоматийная работа Маковского

Жанровые картины Владимира Маковского, в числе которых едва ли не на первом месте стоит полотно «На бульваре», давно стали хрестоматийными. Как и его остальные работы, на которых запечатлены сцены повседневной жизни простого народа, её подлинная суть и глубокий психологизм раскрываются только при детальном изучении картины. Работа написана в 1886-1887 года и находится в коллекции Государственной Третьяковской галереи.

Из учебников истории мы знаем, что ещё до отмены крепостного права крестьянам порой приходилось идти на заработки в город. Тогда это называлось «ходить по оброку». После 1861 года это явление стало повсеместным. Крестьяне нанимались разнорабочими, бурлаками, приказчиками, мастеровыми, половыми в трактирах и т.д.

При этом, оторвавшись от привычной среды, бывшие крепостные довольно часто становились жертвами большого города. Многие просто спивались или становились инвалидами. Этой грустной теме и посвящена картина Маковского «На бульваре».

«На бульваре»
На полотне можно увидеть молодую женщину с младенцем на руках. По всей видимости, она приехала из деревни в Москву повидаться с мужем-мастеровым. Но долгожданная встреча оказалась безрадостной. Мужчина не скрывает своего безразличия к семье. На его лице явно написана скука.

Он тяготится этой необходимостью проводить выходной день с женой и ребёнком. Его так и тянет в кабак, который стал его постоянным местом пребывания в выходные дни. Об этом свидетельствуют раскрасневшиеся щёки, лихо заломленный картуз и расстегнутая верхняя пуговица косоворотки. На нём красная рубаха, на жене – красная юбка, что позволяет сделать вывод о том, что этот день – праздничный или воскресный. В руках у него – гармоника. Кстати, именно этот инструмент, а также фабричную среду, известный певец Фёдор Шаляпин упрекал в том, что русский народ перестал петь свои прекрасные песни и перешёл на частушки.

На лице героя явно написано: прежняя деревенская жизнь, так же, как и семья, стала далёкой и чужой. Что же до молодой крестьянки, то она в отчаянии. Ведь перед ней предстал вовсе не тот парень, за которого выходила замуж. Теперь это чужой и равнодушный человек, который к тому же испытывает досаду и стыд от их встречи на городском бульваре.

Семейная драма
Известный критик Владимир Стасов так писал об этой картине: «Муж немного выпил, у него щёки рдеются, он играет на гармонике, заломив голову, о жене и ребёнке, кажется, позабыл думать. А она, с довольно тупым и животным выражением, сидит, потупившись в землю, и, кажется, ничего, бедная, не понимает и не думает. Такой глубоко верный тип Владимир Маковский, да и кто угодно у нас, в первый раз затронул».

Художник-пейзажист Александр Киселёв отмечал: «Подобные пары можно наблюдать ежедневно на бульварах Москвы, примыкающих к Трубе, Сретенке и Мясницкой, и переполненных рабочим и фабричным людом. Поэтому наша, так называемая порядочная публика, не любит выбирать эти бульвары местом своих прогулок».

Искусствоведы предполагают, что местом встречи стал Рождественский бульвар возле Трубной площади. А церковь, изображённая на заднем плане, – это, очевидно, церковь преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках.

Следует отметить, что особый драматизм картине придаёт унылый осенний день, на фоне которого происходит действо. Зритель видит серое небо, мокрые крыши домов, опавшие листья. Кажется, с полотна так и веет безысходностью. Не придают оптимизма и случайные прохожие. Они только подчеркивают отчуждённость главных персонажей от внешнего мира и друг от друга – они сидят рядом, но не вместе.

В такой заурядной, на первый взгляд, будничной сцене Владимир Маковский сумел показать настоящую семейную драму. Художник словно случайно подсмотрел сюжет и сделал зрителей его свидетелями.

Интересный факт
В марте 1960 года историко-бытовая экспедиция музея Переславля совершила поход в небогатое село Даратники к старушке Ефросинье Афанасьевне Немцовой.

В её доме в «красном углу» висела репродукция картины Владимира Маковского «На бульваре». «На ней изображены мой отец Афанасий Егорович и мать Аграфена Михайловна Филатовы, — поведала она. — Отец, едва женившись, уехал на заработки в Москву и устроился дворником на Мясницкой улице. К нему часто приезжала молодая жена, моя мать. Там-то родилась и я. Отца и мать часто рисовали художники, потому что на Мясницкой улице находилось училище живописи».

Кроме того, хозяйка показала два портрета, скорее, этюда. На одном была изображена её мать в тёплой безрукавке, с повойником на голове и слегка опущенным взглядом.

На другом была головка белокурой боярышни в сарафане с жемчужным ожерельем на шее. Оба портрета написаны маслом на фабричном холсте. Сотрудники музея упрашивали Ефросинью Афанасьевну передать или продать этюды в музей, но она категорически отказалась.

В 1964 году Ефросинья Афанасьевна скончалась, и родственники передали в дар музею портреты и две фотографии Ефросиньи Афанасьевны Немцовой.


Рецензии
Очень интересная история. нечасто можно познакомиться с реальными прототипами изображаемых персонажей. А они есть почти у всех. Прочитал с удовольствием.С уважением, Илья

Илья Бахмутский   05.07.2021 00:31     Заявить о нарушении
так замысел такой и был - писать о тех, кто скрывается за полотном картины

Наталья Швец   05.07.2021 11:40   Заявить о нарушении