Семейные отношения в племени сарси

СЕМЕЙНЫЕ  ОТНОШЕНИЯ  В ПЛЕМЕНИ САРСИ
(Женитьба – отношения с родственниками – табу на общение с тёщей – супружеская измена – брачные предпочтения)

Брак обычно оформлялся во время серии консультаций, организованных семьей предполагаемой невесты. Когда две заинтересованные семьи пришли к соглашению, мать девушки делала пару мокасин и отправляла ее вместе с ними и едой в типи жениха. Он ел, а девушка сидела у двери, а затем возвращал ей блюдо и подарок, например, одеяло, ружьё, одежду для ее отца или матери. Время от времени это повторялось в течение периода до двух лет, пока родственники девушки готовили типи, всю необходимую обстановку и одежду, включая мокасины для каждого близкого родственника жениха. В назначенный день они ставили новое типи, туда входила невеста, и молодого человека приглашали в его новый дом.
Девушка относила семейные дары к типи родителей мужа и получала в ответ (например) одеяла и пару лошадей, которые передавала отцу. Наконец, родственники молодого человека с подарками для молодожёнов навещали его новое типи. С этого времени две семьи становились «как единый народ», часто обмениваясь подарками. Когда умер отец молодого человека, каждый, кто помогал заплатить за невесту, получал соответствующую часть оставленного им имущества, например лошадь, а остальное принадлежало его вдове.
 
От мужчины, которому везло с приобретением лошадей, ожидалось, что он проявит щедрость, отдав часть лошадей братьям своей жены и ее отцу. Он был обязан разделить свою добычу с обитателями типи тестя. Тесть и шурин, получив подарки, старались превзойти его в щедрости. В трудные времена обязанность обеспечивать семью ложилась больше на зятя, чем на сыновей. Он переносил самые большие невзгоды за своего тестя, воодушевленный мыслью, что, когда его собственная дочь выйдет замуж, он получит такое же внимание от ее мужа. В обмен на его старания тёща держала под рукой пару новых мокасин и готовила особые блюда, которые ее дочь приносила в свой типи. 

За исключением особого случая, мужчина ни при каких обстоятельствах не может оставаться в присутствии тёщи. Если кто-то из них случайно войдет в типи, где находится другой, он или она поспешно уходит, а затем должен отдать другому лошадь или равноценный подарок, чтобы возместить позор встречи. Обитатели типи обязаны предупредить приближающегося о присутствии тёщи или зятя, чтобы избежать этих дорогостоящих встреч. Объясняя это табу, информатор сказал:
«Дочь - это плоть своей матери. Женщине в присутствии зятя стыдно за то, что, пока ее собственный муж владеет ее телом, вот еще один мужчина, который также владеет ей - во плоти ее дочери». Другая женщина сарси, независимо, предложила такое же объяснение, которое, видимо, является племенной концепцией.6

Единственный случай, когда два человека в этих отношениях могут остаться в одном типи, - это когда умирает жена или ребенок зятя. Затем оба сидят с закрытыми лицами и отворачиваются при необходимости обращаясь друг к другу, как сын и мать. Когда особый случай прошёл, они обменивались подарками.
Табу не распространяется на свёкра и невестку.

Если женщина не любит своего мужа, это легко узнать. Она не хочет садится на своё место. Через некоторое время, окончательно рассерженный муж, грубо хватает ее и выгоняет из жилища. Обычно он хватает ее за передние волосы и срезает их, чтобы люди, видя остриженный чуб, говорили: «О, она изгнана!» Или он может тайно пригласить до десяти друзей из своего общества, мужчин такого же определенного положения, где передает им свою жену для наказания. Затем она возвращается в типи своего отца. Ей будет сложно найти другого мужа, кроме никчемного, и придется долго ждать, прежде чем она сможет снова выйти замуж. Мужчина чувствует, когда женщина относится к нему без привязанности, значит, у нее должен быть тайный любовник.

Женщина, уличенная в супружеской измене, получала увечья в виде потери носа, и  прогонялась прочь. Так, совсем недавно, в 1915 году поступил со своей женой один черноногий. Заплатив за жену хорошую цену, мужчина чувствовал себя обманутым, когда она открыто отдавалась другому, и его эмоциональное состояние не улучшалось от осознания того, что он ничего не сможет вернуть, а имущество, вложенное в женщину, попросту выброшено.
 
Жена, узнав, что ее муж виновен в прелюбодеянии, может не обращать на это внимания, потому что любит его; или отомстить, сделав то же самое, либо обвинить в измене и бросить. Если она делает шаг, отдаваясь другому мужчине, и муж, узнав об этом, осуждает ее, она, признав грех, указывает на его собственные измены. В этом случае он может сказать: «Иди к нему!». Она идет и рассказывает своему любовнику о случившемся, а он, понимая, что от него ждут, дает ей лошадь, которую она приводит мужу. После этого любовник становится чем-то вроде второго мужа. У него есть привилегия в любое время прийти к ее типи и получить соответствующие женские услуги с согласия мужа. При каждом таком случае он дарит мужу подарок условной стоимости. Все это делается с ведома и согласия его жены и братьев женщины. Если муж и жена не препятствуют, игнорируя проблему, каждый из них тайно совершает прелюбодеяние, но родители женщины, узнав об этом, обычно её убивают, поскольку она опозорила свою семью, добровольно отдавшись постороннему мужчине.

Недавно женившийся мужчина, обнаружив у своей жены развитую грудь, мог жестоко её избить, посчитав, что до женитьбы она вела себя нескромно. Поэтому обычно девушки выходили замуж в раннем возрасте. У некоторых мужчин было до пяти жен, не обязательно сестер; но вторая жена, как правило, была младшей сестрой первой. Все жены занимали одну и ту же палатку.
Брат умершего мужчины обычно женился на его вдове, но это не было обязательным, и он не мог взять женщину против ее воли. Вдовец был склонен искать преемницу в семье покойной жены. Многие мужчины годами воздерживались от брака, потому что активно бродили по стране, совершая вылазки в поисках лошадей, и у них не было времени на семейные отношения.

--------------
6. Хармон (стр. 295) ссылается на объяснение этого табу в отрывке, относящемся к кри, чиппева, чипевьян и других: «Все индейцы к востоку от скалистых гор считают очень неприличным для отца. или тёщи, говорить или смотреть в лицо зятю или невестке; и они никогда не делают этого, если не находятся в сильном опьянении. Когда их спрашивают, в чём заключается причина, они объясняют этот обычай тем, что у этого человека особенные привилегии на половые отношения с их ребенком».

“The Sarsi” From The North American Indian: Volume 18 by Edwards S. Curtis

------------------

«СТРОГИЙ ЭТИКЕТ»
В обычаях народа омаха имеется одна особенность, отличная от соседних племён. Ни тестю, ни тёще не разрешается вести прямой разговор со своим зятем. Обе стороны считают неприличным смотреть друг другу в глаза, упоминать имена друг друга или вступать в какие-либо отношения, кроме как через посредство третьего лица. Если омаха входит в палатку, в которой сидит муж его дочери, последний прикрывает голову своей накидкой и пользуется первой же возможностью, чтобы удалиться, в то время как обычные обязанности уважения и гостеприимства выполняются через женщину, которая передаёт трубку или сообщения между ее отцом и мужем.
Онгпатонга женился на дочери Мехапа, или Конской Головы. Однажды, посещая свою жену, он вошел в палатку ее отца, незамеченный последним, который играл с любимой собакой по имени Аррикаттавахо, что на языке пауни означает «Большой Вапити», и является синонимом Онгпатонга в языке омаха. Тесть повторял это имя, не подозревая, что нарушает хорошие манеры, пока жена, после многих безрезультатных подмигиваний и знаков, не ударила его кулаком по спине, и тоном супружеского протеста, который дамы могут использовать при необходимости, воскликнула: «Старый дурак! у тебя нет глаз, чтобы увидеть, кто здесь? Лучше прыгни ему на спину и покататься, как на собаке!». Старик от удивления воскликнул: «Вау!» и в смятении выскочил из палатки.

-------
Когда охотник кри женится на своей первой жене, он обычно проживает в палатке своего тестя, и конечно же, охотится с этой семьей; но когда он становится отцом, семьи могут свободно отделяться или оставаться вместе, как им больше нравится. Его вторая жена чаще всего - сестра первой, но это не обязательно, так как индеец из другой семьи, как правило, тоже старается выдать дочь за охотника, который, по его мнению, способен лучше её содержать. Первая жена всегда остается владелицей палатки и берет на себя всю власть над остальными, которые не всегда ей покорно подчиняются.

Нужно отметить, что, хотя индеец проживает вместе с семьей своей жены, его теще совершенно запрещено говорить или даже смотреть на него; а когда у нее есть сообщение для зятя, чтобы это сделать по этикету, она должна повернуться к нему спиной и обратиться только через третье лицо. Этот своеобразный обычай не очень удобен для индейцев, и возможно действительно имеет свое происхождение от того, что они в настоящее время считают его причиной, а именно: женщина, говорящая со своим зятем, является верным признаком того, что она имеет к нему преступное влечение
Также у индейцев существовала древняя практика избегать еды или сидеть в присутствии тестя. Мы не получили объяснения о происхождении этого обычая, и теперь он почти устарел среди кри Камберленд-Хауса, хотя частично соблюдается у тех, кто посещает Карлтон.

THE JOURNEY TO THE POLAR SEA BY SIR JOHN FRANKLIN
Dr. Richardson's residence at Cumberland House. His account of the Cree Indians.


*ИНДЕЙСКОЕ ЧТИВО* в "контакте" https://vk.com/public51623536
 


Рецензии
Грамотное изложение

Зус Вайман   21.05.2021 18:15     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.