История Турции часть 14

Во второй половине XV в. были признаны три религиозные общины: греко-православная, армяно-григорианская и иудейская. Руководство этих общин имело не только духовную власть над своими единоверцами, но и немалую гражданскую власть над ними по всем вопросам, разрешаемым по религиозным законам данной общины (брак, развод, имущественные и бытовые споры и пр.), а также при взимании различных налогов и сборов, как в пользу государства, так и в пользу самой общины. Первой была греко-православная. После завоевания Константинополя, присвоив себе права византийского императора, Мехмед II наметил угодного ему кандидата в качестве духовного главы православных христиан (им оказался монах Геннадий, в миру Георгий Схоларий, известный своей ненавистью к папистам -латинянам). По требованию Мехмеда II синод избрал монаха Геннадия патриархом и ему была выдана охранная султанская грамота, по которой он и подчиненные ему епископы навсегда освобождались от налогов. Грекам обещали, что их церкви не будут обращены в мечети; им было разрешено молиться и соблюдать все религиозные обычаи. Поведение Мехмеда II в вопросе о греческой общине и её патриархе диктовалось глубокими политическими соображениями. Греческая община объединяла не только греков, но и всех других православных подданных султана - болгар, сербов, хорватов, молдаван, валахов и т. д. Передав духовную и некоторую светскую власть над ними греческому духовенству, султан получил верного и влиятельного помощника в деле порабощения славян.

Это было для него особенно важно в европейских владениях, где турки составляли незначительное меньшинство. Вскоре после организации греко-православной общины создали армяно-григорианскую. В 1461 г. по приказу Мехмеда II был доставлен из Бурсы в столицу епископ Иоахим (вместе с ним туда было вывезено много армянских семейств), которого султан сделал патриархом. Армянской общине были предоставлены такие же права, что и греческой. В 90-х гг. XV в., после наплыва в пределы Османской империи большого числа евреев, изгнанных в 1492 г. инквизицией из Испании и в 1497 г. из Португалии, была создана иудейская, т. е. еврейская община (яхуди миллети) с центром в Константинополе. Ее руководитель - главный раввин назывался по-турецки «хахам-башы». Права этой общины были аналогичны правам двух христианских общин. И всё же веротерпимость султанов была ограниченной, права общин часто нарушались, непрочной была даже свобода богослужения. Тем не менее, положение иноверцев в Османской империи в то время было значительно лучше, чем в странах Западной Европы, где они подвергались постоянным жестоким гонениям, а нередко и массовому физическому истреблению (евреи по этой причине уже в середине XV в. в значительном числе эмигрировали из Западной Европы в Османскую империю). При всём том также, как и в Европе, в Османской империи совершенно нетерпимо относились к своим еретикам, отошедшим от ортодоксального, в представлении турецкого духовенства, ислама. Таких еретиков, сектантов преследовали и уничтожали.

К ним прежде всего относились последователи шиизма, которых было много  и они стали подвергаться гонениям особенно с начала XVI в. Войны, содержание султана, его двора и армии требовали огромных средств. Главными их источниками были грабёж населения чужих стран, подвергавшихся нападению, и различные налоги, и сборы, которыми облагалось население Османской империи в пользу центральной власти. Турецкие гос. органы уделяли большое внимание организации фиска. Каждые 30-40 лет производилась перепись податного населения (первая такая перепись была выполнена в конце XV в.). Доходы государства составлялись из поступлений личного налога с не мусульман, от сдачи на откуп доходов с таможен, гос. монополий, полезных ископаемых, десятины с гос. земель, поступавшей непосредственно в казну, базарных сборов, из дани вассальных и не вассальных государств, конфискованных имуществ и пр. Общая сумма доходов государства определялась итальянскими современниками в 1,2-2 млн. венецианских дукатов. Львиную часть доходов составлял личный налог с не мусульман. По некоторым данным, расходы государства в то время равнялись 810 тыс. дукатов, из них 300 тыс. составляли расходы на содержание армии. Таким образом, доходы якобы превышали расходы. Однако эти данные внушают сомнение, так как правительство часто испытывало недостаток в средствах и даже делало попытки посягнуть на доходы с вакфов. Для удовлетворения нужды в деньгах султан и его правительство прибегали также к порче монеты.

Во второй половине XV в., как и ранее, в ходу были мелкие монеты акче, или аспр, которые чеканились раз в 10, а иногда раз в 5 лет. В больших количествах чеканились также медные монеты - мангыры. Монетные дворы были в Стамбуле, Эдирне, Скопле, Бурсе, Амасье и некоторых других городах. С каждой новой чеканкой содержание серебра в акче снижалось. Население было обязано под страхом наказания обменять старые полновесные акче на новые, ухудшенные, по принудительному курсу, как это было, например, в 1478 г. При этом оно несло большие потери. Курс испорченного акче беспрерывно падал. Порча монеты вызывала большое озлобление у населения. Армия была предметом главных забот султана, его везиров и всего класса феодалов. Она обеспечивала новые завоевания и новую добычу, а также служила опорой режима внутри страны, особенно в среде покорённых народов. Во второй половине XV в. турецкая армия продолжала расти и усиливаться. Она состояла из центральных армейских образований, так называемых капыкулу и провинциальных ополчений (эйялет аскери). Войска капыкулу, полностью находившиеся на содержании правительства и зависевшие от султана, были предметом особых забот. Главным в войске капыкулу был корпус янычар. Они получали ежедневное содержание сперва в размере 3, затем 5 и 8 акче. После того, как янычарам было разрешено жениться (при Селиме I), их сыновья должны были занимать места своих отцов (дети носили характерное название - «кулогуллары» - «дети рабов»).

Войско янычаров, насчитывавшее при отце Мехмеда II 3 тыс. чел., увеличилось при нём сперва до 5 тыс., а в 1472 г. - до 10 тыс. К концу его царствования оно сократилось до 8 тыс. к янычарскому корпусу примыкала и особая часть оружейников, производившая в своих мастерских луки, стрелы, ружья, порох, свинец, латы, шлемы и пр. Оружейники сопровождали янычар в походе, изготовляли и ремонтировали оружие. Центральное войско включало особую часть пушкарей. Турки стали применять артиллерию уже в конце XIV в. и при султане Мехмеде II она получила значительное развитие. Пушкари делились на артиллеристов и литейщиков, изготовлявших пушки. В литье пушек турки пользовались помощью европейцев - венгров, немцев и др. Помимо янычарской пехоты было создано конное войско (сипахии). Оно комплектовалось из пленных христиан, взятых в дворцовые слуги и отличившихся своей преданностью. Насчитывалось 6 отрядов таких конников, которые во время войны сопровождали янычар, охраняя их фланги в наступлении. Кроме того они составляли стражу султана и великого везира в походе и выполняли другие функции. При всём значении центральных войск, главным источником военной силы Османской империи были провинциальные ополчения. Основным из них было феодальное конное ополчение. Оно состояло из владельцев тимаров и зеаметов (обозначались общим термином «кылыдж» - «сабля») и конных латников (джебели), которых они обязаны были привести с собой. Число этих латников определялось доходом кылыджа. В среднем владелец мелкого лена мог вывести 2-6 латников, а крупного - 15 и больше.

Вспомогательную службу в походе несли юрюки, а также пешие и конные отряды. Они прокладывали дороги, рыли траншеи, возили пушки, ядра, продовольствие и другие грузы. В мирное время они занимались ремонтом крепостей, работали в рудниках, арсеналах и т. д. Наряду с феодальной конницей продолжала существовать нерегулярная конница. Её отряды числом в несколько десятков тысяч человек, находились в авангарде, на несколько дней опережая основные силы армии. Выполняя функции рекогносцировки, они первыми учиняли разбойничьи набеги на территории, намеченные для вторжения, подвергали их огню и мечу. Грабёж был главной целью этих конных разбойников, так как добыча являлась основой их существования. К войскам Османской империи принадлежали гарнизоны крепостей, так называемые азабы, состоявшие на содержании государства. Кроме них, были азабы, служившие во флоте. Турецкую армию сопровождал в походах огромный обоз его численность была почти такой же, что и боевого состава. К примеру, армия Мехмеда II, выступившая против Узуна Хасана, насчитывала 190 тыс., из них в боевых частях было лишь около 100 тыс. чел. Десятки тысяч мулов и верблюдов перевозили продовольствие для янычар и других войск, содержимых за счёт казны, а также для тимариотов и их латников (продовольствие тимариоты должны были обеспечить себе сами. Его доставляли из их ленов). Во второй половине XV в. усилился и турецкий военный флот. В нём ощущалась большая необходимость после завоевания Константинополя и проливов, морей, островов на Эгейском море, черноморского и средиземноморского побережий Малой Азии.

Продолжение следует в части  15                http://proza.ru/2020/09/30/693 


Рецензии