Как я попал под раздачу во времена оттепели

 Времена хрущевской оттепели. Год, кажется, 1962. Мы вступили в «Развитый Социализм». На крышах крепили большие буквы «Партия – ум, честь и совесть нашей эпохи», «Народ и Партия едины». Вскоре Хрущев придумает, что уже в 1980 году мы будем жить при коммунизме. Наша классная помешана на политических лозунгах и хочет сделать из нас образцовых строителей светлого будущего. Тема эпохального сочинения в 8 классе придумана самой классной: «Кто из моих товарищей достоин, а кто недостоин жить при коммунизме?». Было заявлено, что при написании требуется революционная принципиальность в поставленном важном политическом вопросе. По тому, как ученики раскроют тему, она будет судить о их коммунистической зрелости. Поинтересовались: в других восьмых классах ничего подобного не задавали. Значит, это самодеятельность нашей командирши.
Хочешь не хочешь, а писать чего-то надо. Мы с приятелем и написали друг на друга, что каждый из нас очень хороший и, соответственно, хоть сейчас обоих в коммунизм. От критики друг друга воздержались. На самом деле оба умника  попали в хорошо расставленную ловушку. Нас руководительница уже тогда сильно не любила за не слишком рьяное участие в общественной жизни и за то, что не смотрели ей в рот. Пришел час разбора содеянного. Классная тут же воспользовалась и в начале разборки сразу стала приводить наши сочинения как примеры непринципиального подхода к раскрытию темы. Типа того, что кукушка хвалит петуха за то, что хвалит тот кукушку. В некотором смысле она была права. Но основной «подарок» для меня был впереди.  Её любимый ученик, который до этого  втирался ко мне в друзья, ходил домой, накатал пасквиль на меня и тем самым проявил ту самую принципиальность, которую она от нас требовала. Основное обвинение в мой адрес – индивидуализм и нежелание участвовать в общественной работе. Любимец классной помешан на космонавтике. Не зная, что со мной делать, помещает меня на Плутон или Нептун для перевоспитания. И эту глупость она зачитывает во всех классах, где ведет литературу.
Вероятно, выдав подобную тему, хотела заработать себе очки перед начальством.  Выйти в передовые. Но, как ни странно, эффект оказался противоположным. Мне крепко и уважительно жмут руку незнакомые товарищи по учебе, и я приобретаю популярность. Тем не менее, моему отцу вся это история очень не понравилась. Он хорошо помнил времена всеобщего доносительства и шельмования. Не медля, он пошел к директору и в беседе доказал ему, что самовольный выбор темы классной руководительницей есть профанация важной и высокой идеи, а исполнение совершенно не соответствует педагогическим принципам. Директор был мужик неглупый и, подумав, в общем, согласился. Далее стало известно, что он устроил хорошую головомойку классной за перегиб и исключил ее из списка на заслуженную учительницу РФ. Инициатива наказуема.
 Итог следующий. Мы с её любимчиком враги навсегда. Так как он старше на год и очень здоровый,  мне ему морду не набить. Классная, естественно, меня еще больше не любит, но не трогает и оценки не занижает. Я остаюсь в её классе, но по-прежнему мало занимаюсь общественной работой.
Со временем узнал причину истового поведения классной. Мне поведали, что её родителей репрессировали в период массовых репрессий. Она после этого жила у тётки, но всем лгала, что отец погиб на фронте. При вступлении в партию скрыла историю с родителями, но очень боялась разоблачения, по крайней мере, в тот период, точно. Вот и прыгала из штанов, чтобы показывать какая она преданная политической линии. «Заслуженную» она всё же получила. Но много позже, уже когда я школу давно закончил. 


Рецензии